Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2017 г. N Ф09-2559/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А71-11753/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В..
при участии:
от истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ИНН 1835016228, ОГРН 1021801656854) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ООО "Первый май" (ИНН 1821009855, ОГРН 1111821000554) - Сергеева Л.Н., паспорт, доверенность от 27.12.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2016 года
по делу N А71-11753/2016,
принятое судьей Коньковой Е.В.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
к ООО "Первый май"
о взыскании 502 582,34 руб. предоставленной субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ООО "Первый май" (далее - ответчик, общество) о взыскании 502 582,34 руб. предоставленной субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что основания для применения ст. 401 ГК РФ у суда отсутствовали, поскольку факт неблагоприятных условий 2014 году обществом не доказан, кроме того, режим чрезвычайной ситуации на территории Удмуртской Республики в 2014 году введен не был. Материалы настоящего дела не подтверждают доводы о наличии обстоятельств непреодолимой силы, наступление которых не позволило ответчику достигнуть показатель результативности использования субсидии, поскольку не свидетельствует о наличии опасных условий, в справке не отражено, какое опасное природное явление повлияло на рост и развитие зерновых культур и послужило тем самым причиной невозможности выполнить доведенные до ответчика показатели результативности.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержала доводы отзыва.
Судом по ходатайству ответчика на основании ст. ст. 262, ч. 2 ст. 268 АПК РФ приобщена к материалам дела копия справки от 17.11.2016 N 01-23/1141, выданная Удмуртским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Истец о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", Государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 N 83 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" между истцом и ответчиком был заключен договор о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства Удмуртской Республики от 27.03.2014 N 339, согласно которому Министерство (истец) обеспечивает Получателю субсидий (ответчик) предоставление субсидий, указанных в Приложении N 1, а Получатель субсидий обязуется выполнить все условия, предусмотренные договором.
В соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства Удмуртской Республики от 13.03.2014 N 43, от 30.09.2014 N 410, от 01.10.2014 N 417, от 06.03.2014 N 39, от 29.09.2014 N 408, от 01.10.2014 N 416, от 06.11.2014 N 489 ответчику рассчитана и перечислена субсидия в общей сумме 3 400 237 руб., в том числе на зерновые и зернобобовые культуры - 1 820 435 руб., на кукурузу - 901 440 руб., на однолетние травы - 119 042 руб., на многолетние травы - 559 320 руб.
Указывая на нарушение ответчиком условий предоставления субсидии (недостижение показателя результативности использования субсидии в 2014 году: показатель по посевной площади не выполнен на 1%, невыполнение объема производства зерновых и зернобобовых культур на 26%), Министерство обратилось к обществу с требованием от 17.08.2015 N 03351-02/8 о возврате субсидии в сумме 502 582,34 руб.
Поскольку указанное требование оставлено без удовлетворения, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.3. договора: установленные договором показатели результативности не были достигнуты в связи с имевшими место агрометеорологическими опасными явлениями, что является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3.3. договора о предоставлении субсидий от 27.03.2014 N 339).
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно п. 18 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 N 83 субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством и заявителем.
Заключенным сторонами договором от 27.03.2014 N 339 предусмотрено обязательство Получателя субсидии предоставлять в Министерство план мероприятий целевых показателей результативности использования субсидий в 2014 году по форме в соответствии с приложением N 2 к договору (п. 2.2.1.), а также обязательство Получателя предоставлять отчетность о достижении целевых показателей результативности использования субсидий в 2014 году, указанных в приложении N 1 к договору, в срок до 15 января 2015 года (пункт 2.2.2).
Приложением N 1 к договору предусмотрены следующие целевые показатели результативности на 2014 год: посевная площадь - 8386 га; объем производства зерновых и зернобобовых культур - 5003 тонн.
В силу п. 3.2. договора в случае установления факта недостижения показателя результативности использования субсидии, определенного для соответствующего вида субсидии, Получатель субсидии обязан вернуть предоставленные средства по соответствующей субсидии в объеме, пропорциональном объему невыполнения показателя (в процентном соотношении) в месячный срок с момента выявления указанных нарушений.
Согласно представленному ответчиком отчету о достижении целевых показателей результативности использования субсидий за 2014 год посевная площадь составила 8278 га (99% от плановых показателей результативности), объем производства зерновых и зернобобовых культур составил 3690 тонн или 74% от плановых показателей.
В соответствии с расчетом истца подлежащая возврату в бюджет субсидия пропорционально объему невыполнения показателя по зерновым и зернобобовым культурам составила 502 582,34 руб. (зерновые и зернобобовые культуры - 1820435*26% = 473 313,10 руб. + посевные площади (3400237 - 473313,1)*1% = 29 269,24 руб.)).
Пунктом 3.3. договора о предоставлении субсидий от 27.03.2014 N 339 предусмотрено, что в случае если установленные значения показателей результативности использования субсидий не достигнуты в силу обстоятельств, связанных с введением режима чрезвычайной ситуации на территории Удмуртской Республики, метеорологическими и агрометеорологическими опасными явлениями непреодолимой силы, объем субсидий на текущий финансовый год, не будет подлежать сокращению.
Ссылаясь на условия пункта 3.3. договора и на наличие в 2014 году неблагоприятных погодных условий, а именно проливных дождей, засухи, что привело к переведению зерновых и зернобобовых культур на кормовые цели, ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать. В подтверждение своих доводов представил в материалы дела, акты списания зерновых культур на кормовые цели от 24.09.2014, от 30.07.2014, сведения по прогнозам погоды в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года.
В соответствии с п. 3.4. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения "опасное метеорологическое явление" - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
Согласно п. 3.1.3 "РД 52.88.699-2008. Руководящий документ. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений" (введен в действие Приказом Росгидромета от 16.10.2008 N 387) опасное природное явление -которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб. К гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.
Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008 в частности к ним относятся:
- продолжительный сильный дождь - дождь с короткими перерывами (не более 1 ч) с количеством осадков не менее 100 мм (в ливнеопасных районах с количеством осадков не менее 60 мм) за период времени более 12 ч, но менее 48 ч, или 120 мм за период времени более 2 сут.;
- заморозки - понижение температуры воздуха и /или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0 °С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельхозкультур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельхозкультур,
- переувлажение почвы - в период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10 - 12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное или другое состояние,
- засуха атмосферная - в период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °С (в южных районах РФ - выше 30 °С). В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов
- засуха почвенная - в период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0 - 20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0 - 100 см были менее 50 мм,
- раннее появление или установление снежного покрова - появление или установление снежного покрова (в том числе временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более.
Как следует из справки о погодных условиях вегетационного периода 2014 года Удмуртского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по данным наблюдений метеостанции Ижевск, которая является репрезентативной для территории Малопугринского района (местонахождение посевных площадей ответчика) в 2014 году отмечались следующие агрометеорологические условия. В мае средняя температура воздуха составляла 15,4 градусов, что на 3,8 градуса выше климатической нормы. Июнь характеризовался неустойчивой с резкими перепадами температуры воздуха, преимущественно теплой и прохладной погодой. Средняя за месяц температура в июне составляла 16 градусов, что на 1 градус ниже нормы.. В сумме за июль месяц выпало 74 мм осадков, 125 % нормы. В июле средняя температура воздуха составляла 15,5 градусов, что на 3,2 градуса ниже климатической нормы. В августе преобладала неустойчивая, преимущественно теплая погода, средняя температура воздуха составляла 17,7 градусов, что на 2,1 градуса выше климатической нормы. Сентябрь характеризовался неустойчивой преимущественно теплой и временами прохладной погодой. Средняя за месяц температура воздуха составляла 10,3 градусов, что на 0,5 градус выше нормы. Для уборки зерновых культур погодные условия были неблагоприятными, в конце вегетационного периода отмечались агрометеорологические опасные явления (ОЯ).
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе актов списания зерновых культур на кормовые цели от 24.09.2014, от 30.07.2014, сведений по прогнозам погоды в период с сентября 2013 года по сентябрь 2014 года, следует, что неблагоприятные природные явления: малое количество осадков и повышенных температур воздуха в мае, интенсивные дожди со второй декады июня по июль месяц близки к опасным явлениям, и повлияли на всходы, рост и развитие спорных сельскохозяйственных растений, и, как следствие, на объем произведенной ответчиком сельхозпродукции.
Указанные доказательства в совокупности подтверждают факт того, что в периоды развития спорных сельхозкультур имелись неблагоприятные природные явления, которые по своим показателям были близки к ОЯ, и повлияли на всходы, рост и развитие спорных сельскохозяйственных растений, и, как следствие, на объем произведенной ответчиком сельхозпродукции.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.3. договора: установленные договором показатели результативности не были достигнуты в связи с имевшими место агрометеорологическими опасными явлениями, что является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии (пункт 3.3. договора о предоставлении субсидий 27.03.2014 N 339).
Пунктом 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К непреодолимой силе могут быть отнесены такие обстоятельства общего характера, как стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, занос), иные природные явления.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно применил положения статьи 401 ГК РФ к спорным правоотношениям.
При принятии настоящего постановления суд учитывает данные справки от 17.11.2016 N 01-23/1141, выданной Удмуртским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, приложенной к отзыву ответчика на апелляционную жалобу истца.
При этом указанная справка Удмуртского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является надлежащим доказательством по делу, поскольку Удмуртский ЦГМС-филиал ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" действует на основании Федерального закона N 113-ФЗ от 19.06.1998 "О гидрометеорологической службе", Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское УГМС" и согласно Положению об Удмуртском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиале Федерального государственного бюджетного учреждения "Верхне-Волжское УГМС".
В структуру Удмуртского ЦГМС - филиала ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" входит отдел агрометеорологических наблюдений и прогнозов, который согласно Государственному заданию на выполнение государственных работ по основным видам деятельности выполняет обследования состояния посевов сельхозкультур, пастбищной растительности и влагозапасов в почве. Таким образом, указанная справка подготовлена компетентным специалистом, инженером-агрометеорологом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 ноября 2016 года по делу N А71-11753/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11753/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2017 г. N Ф09-2559/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Первый май"