Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2017 г. N Ф07-3492/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А56-57179/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от истца: Лучиной М.Е. председатель правления, протокол от 14.03.2016,
Панина С.А. по доверенности от 14.04.2016
от ответчика: Прошина А.Н. по доверенности от 14.10.2016
от 3-го лица: 1) Герасимовой В.В. по доверенности от 15.05.2016, 2) Солодовой О.М. по доверенности от 16.01.2017, 3) Токаревой С.С. по доверенности от 21.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31307/2016) Комитета финансов Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2016 по делу N А56-57179/2016 (судья Михайлова П.Л.), принятое
по иску (заявлению) ТСЖ "Грибоедова 146"
к Жилищному комитету
3-е лицо: 1) ООО "Радел", 2) ООО "Инженерный Центр "Диагностика лифтов",
3) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
товарищество собственников жилья "Грибоедова 146" (далее - ТСЖ "Грибоедова 146", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Жилищного комитета Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет, ответчик) 7 367 030 руб. по договору N 0386-фкр от 16.11.2015 о предоставлении в 2015 году субсидии, на проведение капитального ремонта лифтового оборудования в многоквартирном доме по адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 146, литер А.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Радел" (далее - ООО "Радел"), общество с ограниченной ответственностью "Инженерный Центр "Диагностика лифтов" (далее - ООО "ИЦ "Диагностика лифтов" и Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов).
Решением суда от 18.10.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет финансов, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, основания для возмещения Жилищным комитетом затрат, произведенных ТСЖ "Грибоедова 146", отсутствуют, поскольку условия предоставления субсидий истцом в 2015 году выполнены не были.
В судебном заседании представитель Комитета финансов поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ТСЖ "Грибоедова 146" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Жилищного комитета, согласившись с доводами апелляционной жалобы Комитета финансов, просил решение суда отменить.
Представители ООО "Радел" и ООО "ИЦ "Диагностика лифтов" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.11.2015 между ТСЖ "Грибоедова 146" и Жилищным комитетом заключен договор N 0386-фкр о предоставлении в 2015 году субсидии на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, по условиям которого настоящий Договор в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2015 N 123 "О предоставлении в 2015 году субсидии на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" определяет порядок взаимодействия Сторон при предоставлении Получателю субсидии субсидии, предусмотренной Комитету Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" статьей расходов: "Субсидия на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, включенных в региональную программу капитального ремонта" (код целевой статьи 0928310) (далее - субсидия) в сумме 7 367 030 руб.
Согласно пункту 3.2. Договора Ответчик обязан обеспечить подготовку платежных документов на перечисление бюджетных средств, в размере 30 процентов от суммы субсидий, в течение пяти рабочих дней после заключения договора, и оставшейся суммы субсидий, в течение семи рабочих дней после выявления отсутствия замечаний к документам, предоставленным Истцом по окончании капитального ремонта лифтового оборудования.
Во исполнение Договора истцом 26.10.2015 заключен с третьим лицом ООО "Радел" Договор от 26.10.2015 N 01-Л/15 на оказание услуг и (или) выполнение работ по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме, а так же 30.10.2015 с третьим лицом ООО "Инженерный Центр "Диагностика лифтов" Договор N 01-ТО/15 на проведение работ по полному техническому освидетельствованию лифтов после замены лифтового оборудования.
Согласно представленным актам по форме КС-2 от 30.12.2015 N 1 и от 30.12.2015 N 2 о приемке выполненных работ, актам от 30.12.2015 о приемке в эксплуатацию законченных работ по капитальному ремонту лифтов регистрационный номер N 015869, регистрационный номер N 52851, установленных по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 146, литер А, работы по капитальному ремонту закончены третьими лицами ООО "Радел" и ООО "Инженерный Центр "Диагностика лифтов".
22.01.2016 комиссия в составе представителей ответчика И.Г. Моторина, О.В. Алексеева с участием представителя истца М.В. Лучиной, третьего лица ООО "Радел" А.Р.Мамлеева представителя технадзора ГКУ ЖА B.C. Тарасевича провели проверку по вопросу выполнением истцом целей и порядка предоставления субсидий. По результатам проверки составлен акт от 09.02.2016 N 2/4 в соответствии с которым, ТСЖ "Грибоедова 146" предложено принять работы по капитальному ремонту лифтового оборудования, запустить лифты в эксплуатацию, подписать необходимые документы для последующей оплаты за счет средств бюджета.
02.06.2016 ТСЖ "Грибоедова 146" в адрес Жилищного комитета были направлены документы, подтверждающие завершение работ по капитальному ремонту и их приемку, с просьбой о перечислении субсидии.
Жилищный комитет, письмом от 20.06.2016 г. (исх. N 02-18-77/16-1-1) уведомил о невозможности перечисления субсидии, поскольку срок действия договора истек 31.12.2015, а ТСЖ "Грибоедова 146", как получателем субсидии, не были предоставлены предусмотренные пунктом 3.1.5. Договора документы.
Оставление Жилищным комитетом претензии с требованием перечислить предусмотренную договором субсидию в размере 7 367 030 руб. без удовлетворения (письмом исх. N 02-18-77/16-2-1 от 28.07.2016) послужило основанием для обращения ТСЖ "Грибоедова 146" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 484-81 "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ, указанным в части 3 статьи 15.1, а также в целях, указанных в части 5 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
К виду указанных работ отнесен ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации (пункт 2 части 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно пункту 2 статьи 3 названного Закона Санкт-Петербурга субсидии предоставляются в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждено распределение бюджетных ассигнований бюджета Санкт-Петербурга по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в Ведомственной структуре расходов (приложение 3 к Закону), в соответствии с которой предусмотрено выделение субсидий, предусмотренных Жилищному комитету, являющемуся главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов "Субсидия на финансирование выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (код целевой статьи 0928310), предоставляемых юридическим лицам на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Порядок предоставления в 2015 году субсидий на финансирование оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2015 N 123 (далее - Порядок).
В силу пункта 8 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании договоров о предоставлении субсидий, в которых должны быть предусмотрены порядок, сроки и формы представления получателями субсидий отчетности о выполнении условий предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В рассматриваемом случае, обязательство ответчика возникло из договора о предоставлении субсидии в связи с проведением капитального ремонта лифтового оборудования.
Получателем субсидии заключены соответствующие договоры с подрядными организациями; подписан акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ; документы представлены Жилищному комитету.
Обстоятельства надлежащего выполнения подрядными организациями своих обязательств установлены судебными актами.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2016 по делу N А56-18130/2016 с ТСЖ "Грибоедова 146" в пользу ООО "Радел" взыскано 7 286 330 руб. по договору от 26.10.2015 N 01-Л/15. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2016 по делу N А56-33132/2016 с ТСЖ "Грибоедова 146" в пользу ООО "ИЦ "Диагностика лифтов" взыскано 80 700 руб. задолженности по договору 30.10.2015 N 01-ТО/15.
Оценив представленные в дело доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции обосновано признал исковые требования подлежащими удовлетворению.
В данном случае из материалов дела следует, что по состоянию на 01.12.2015 работы по капитальному ремонту дома, включенного в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, не были завершены; по окончании всех работ по капитальному ремонту ТСЖ "Грибоедова 146" 02.06.2016 направило в Жилищный комитет документы, подтверждающие завершение работ и их приемку в соответствии с пунктами 3.1.5, 5.11 Договора.
Жилищный комитет отказывая в предоставлении субсидии указал на то, что в течение срока действия договора, который закончился 31.12.2015, ТСЖ "Грибоедова 146", как получателем субсидии, не были предоставлены предусмотренные пунктом 3.1.5 договора документы. В связи с чем средства субсидии в адрес ТСЖ "Грибоедова 146" не были перечислены.
В 2016 году Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2015 N 747-145 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 года и на плановый период 2017 2018 годов" статья расходов на возмещение затрат для оплаты выполненных и не профинансированных в 2015 году работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах не предусмотрена.
Исходя из того, что срок представления документации, установленный пунктом 3.1.5 договора не является пресекательным, а также приняв во внимание то обстоятельство, что документы для получения субсидии не могли быть представлены в 2015 году, поскольку в соответствии с актами о приемке выполненных работ по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме работы были завершены в 22.01.2016, измененная сметная документация была предоставлена и согласована ТСЖ "Грибоедова 146" также 22.01.2016. Кроме того, требуемые документы ТСЖ "Грибоедова 146" не могло предоставить по причине нахождения необходимых документов у подрядчиков, что подтверждено актами передачи документов от 22.01.2016, 25.05.2016, 30.05.2016.
Таким образом, приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. В равной степени не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности иска по праву и по размеру.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу спора, опровергали выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2016 по делу N А56-57179/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57179/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2017 г. N Ф07-3492/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "Грибоедова 146"
Ответчик: Жилищный комитет
Третье лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга, ООО "Инженерный Центр "Диагностика лифтов", ООО "Радел"