Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А29-7826/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Великоредчанина О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Внешнеэкономическая Дистрибьюторская фирма "Акцепт"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2016 по делу N А29-7826/2016, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Внешнеэкономическая Дистрибьюторская фирма "Акцепт" (ОГРН 1031100404477, ИНН 1101107584)
к Администрации муниципального образования городской округ "Сыктывкар" (ОГРН 1021100517140, ИНН 1101482338)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Внешнеэкономическая Дистрибьюторская фирма "Акцепт" (далее - заявитель, ООО ВДФ "Акцепт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Сыктывкар (далее - ответчик, Администрация МОГО Сыктывкар, Администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 11:05:0105003:625, расположенного по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) г. Сыктывкаре Республики Коми, и об обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Общества, завершить процедуру предоставления земельного участка в аренду, путем принятия решения о предоставлении ООО ВДФ "Акцепт" земельного участка и направления в адрес заявителя предложения о заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО ВДФ "Акцепт" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, истечение трехлетнего срока действия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта по смыслу статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не может служить безусловным основанием для прекращения начатой процедуры предоставления земельного участка для строительства
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Администрация МОГО Сыктывкар отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации МОГО "Сыктывкар" от 09.04.2013 N 4/1163 "О предварительном согласовании места размещения объекта "Склад временного хранения товаров промышленного назначения" по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) в г. Сыктывкаре Республики Коми" ООО ВДФ "Акцепт" предварительно согласовано сроком на 3 года место размещения объекта "Склад временного хранения товаров промышленного назначения" по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) в г. Сыктывкаре Республики Коми на земельном участке площадью 3000 кв.м. ООО "ВДФ "Акцепт" предлагалось осуществить постановку указанного земельного участка на государственный кадастровый учет и обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (л.д. 11-12).
Во исполнение указанного выше постановления ООО "ВДФ "Акцепт" 10.06.2013 получен кадастровый паспорт на объект (л.д. 13), постановлением Администрации МОГО "Сыктывкар" от 14.11.2014 N 11/4289 утвержден градостроительный план земельного участка, ООО "ВДФ "Акцепт" предложено разработать проектную документацию и представить ее в управление архитектуры, городского строительства и землепользования Администрации (л.д. 18-22).
05.12.2014 по результатам рассмотрения обращения ООО "ВДФ "Акцепт" о согласовании проекта "Конструкции железобетонные 34-12/09-01\КЖ" и проекта "Конструкции металлические 34-12/09-01-КМ" Администрацией дан ответ о том, что представленные разделы не требуют дополнительных согласований.
Кроме того, ООО "ВДФ "Акцепт" обращалось в Администрацию МОГО "Сыктывкар" с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта "Склад временного хранения товаров промышленного назначения по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) г. Сыктывкара Республики Коми", по результатам рассмотрения которых Администрацией 28.12.2015 и 20.01.2016 направлялись соответствующие ответы.
30.12.2015 директором СП "Аэропорт Сыктывкар" утверждено заключение, которым ООО "ВДФ "Акцепт" согласовано строительство объекта "Склад временного хранения товаров промышленного назначения" с высотой 112,3 м. (л.д. 23).
17.02.2016 Управлением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации МОГО "Сыктывкар" выдано заключение N 15-1/02/16 по результатам рассмотрения проектной документации по объекту "Склад временного хранения товаров промышленного назначения по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) г. Сыктывкара Республики Коми" на соответствие принятых проектных решений требованиям, установленным федеральным законодательством и нормам проектирования.
26.04.2016 ООО "ВДФ "Акцепт" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 11:05:0105003:625, площадью 3000 кв.м, по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, сроком на 10 лет (л.д. 55).
Письмом Администрации МОГО "Сыктывкар" от 06.05.2016 N 72-01/069694 заявителю отказано в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с отсутствием оснований для приобретения земельного участка без проведения торгов и окончанием 09.04.2016 срока действия решения о предварительном согласовании размещения объекта строительства.
Полагая, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "ВДФ "Акцепт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статей 30-32 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В данном случае, ООО "ВДФ "Акцепт" в 2012 году инициировало процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по правилам статей 30-32 ЗК РФ, действовавших в спорный период.
Согласно пункту 18 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с момента вступления в силу указанного Федерального закона (с 01.03.2015) признаны утратившими силу статьи 28 - 34 ЗК РФ.
Однако частью 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ предусмотрен специальный порядок применения положений статей 31 и 32 ЗК РФ к правоотношениям, возникшим до 01.03.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, применительно к правоотношениям по предоставлению земельных участков, в отношении которых решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, следует применять положения статей 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
Учитывая возникновение спорных правоотношений в 2013 году и принимая во внимание, что в силу положений главы 24 АПК РФ законность ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц проверяется на момент их принятия (совершения), судом первой инстанции обоснованно признано право заявителя на рассмотрение его заявления в порядке статей 30, 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Администрацию МОГО "Сыктывкар", земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 этого Кодекса.
В силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает в пределах определенной территории выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования указанной территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка в пределах определенной территории оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В данном случае, распоряжением Администрации МОГО "Сыктывкар" от 09.04.2013 N 4/1163 Обществу было предварительно согласовано (сроком на 3 года) место размещения объекта "Склад временного хранения товаров промышленного назначения" по Октябрьскому проспекту (район здания N 135/2) в г. Сыктывкаре Республики Коми.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ указанное решение о предварительном согласовании места размещения объекта действовало до 09.04.2016.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "ВДФ "Акцепт" с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось 26.04.2016 после истечения трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ. Вместе с тем испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 11:05:0105003:625 общей площадью 3000+/-19 кв.м поставлен на кадастровый учет 10.06.2013, градостроительный план земельного участка утвержден постановлением Администрации МОГО "Сыктывкар" от 14.11.2014, с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта ООО "ВДФ "Акцепт" обращалось в Администрацию в 16.12.2015 и 11.01.2016, заключение Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Администрации МОГО "Сыктывкар" выдано 17.02.2016.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ООО "ВДФ "Акцепт" не зависящих от него обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению с заявлением о заключении договора аренды после постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, то есть в срок до 09.04.2016.
Каких-либо нарушений органом местного самоуправления сроков рассмотрения заявлений Общества либо создания им препятствий для своевременного совершения указанных действий из материалов дела не усматривается. Следовательно, у Общества имелась возможность своевременно обратиться в Администрацию МОГО "Сыктывкар" с соответствующим заявлением, что им сделано не было.
В связи с этим судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе как не свидетельствующие о наличии объективных и не зависящих от него причин, препятствовавших своевременной подаче документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали, предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленного Обществом требования о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 11:05:0105003:625, в связи с тем, что указанное решение соответствует приведенным выше положениям ЗК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы и отклоняются доводы апелляционной жалобы ООО "ВДФ "Акцепт" как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки Общества на судебную практику не принимаются, так как перечисленные в жалобе судебные акты приняты по делам с иными фактическими основаниями, не идентичными имеющимся по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2016 по делу N А29-7826/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Внешнеэкономическая Дистрибьюторская фирма "Акцепт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7826/2016
Истец: ООО Внешнеэкономическая дистрибьюторская фирма Акцепт, ООО Представитель ВДФ "Акцепт" Богданов Андрей Юрьевич
Ответчик: Администрация муниципального образования городской округ Сыктывкар