Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г. N Ф08-3804/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2017 г. |
дело N А32-20516/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель Хортикова О.В. по доверенности от 30.01.2017;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-20516/2016,
принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ"
к заинтересованным лицам - Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, отделению надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
о признании незаконным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (далее - ООО "Газпром ПХГ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС по Краснодарскому краю, управление, административный орган), отделению надзорной деятельности Успенского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю о признании недействительным предписания от 08.04.2016 N 4/3/3 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны в части пункта 2 предписания (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом и соответствует закону.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Газпром ПХГ" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 11.11.2016 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что к нему неприменимы нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". Данное постановление содержит закрытый перечень потенциальных объектов (ядерно-, радиационно-, химически опасных предприятиях и гидросооружения), к которым объекты заявителя не относятся. Схема организации локальной системы оповещения в районах размещения иных опасных объектов (таких как подземные хранилища газа) МЧС России не разработана, а зона действия локальной системы оповещения для опасных объектов 1 класса опасности законодательно не определена. К заявителю неприменимо Положение о системах оповещения населения N 422. Судом не дана оценка доказательствам невозможности создания локальной системы оповещения в связи с отсутствием нормативно установленных технических характеристик. Предписание управления заведомо неисполнимо. Проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ, поскольку на объекты, эксплуатируемые обществом, инспекторы не выезжали.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 09.03.2016 N 4-ГО отделением надзорной деятельности Успенского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в отношении ООО "Газпром ПХГ" проведена плановая проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении деятельности по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское.
В ходе проверки административным органом выявлено, что ООО "Газпром ПХГ", эксплуатирующее опасный производственный объект 1 класса опасности, не создало и не поддерживает в состоянии готовности локальную систему оповещения.
С целью устранения выявленных проверкой нарушений, отраженных в акте проверки от 08.04.2016 N 4-ГО, обществу выдано предписание от 08.04.2016 N 4/3/3 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15.03.2017.
Пунктом 2 указанного предписания обществу, эксплуатирующему опасный производственный объект 1 класса опасности, расположенный по адресу: 352450, Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, предписано создать и поддерживать в состоянии готовности локальную систему оповещения.
Полагая, что предписание от 08.04.2016 N 4/3/3 в части пункта 2 является недействительным, ООО "Газпром ПХГ" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
В статье 13 данного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Из изложенного следует, что отделение надзорной деятельности Успенского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, принимая оспариваемое предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, действовало в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Приказом МЧС России N 422 Мининформсвязи N 90, Минкультуры N 376 от 25.07.2006 утверждено "Положение о системах оповещения населения" (далее - Положение N 422).
Названное Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р и предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций связи, операторов связи и организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, независимо от форм собственности, осуществляющих в установленном порядке эксплуатацию и обслуживание систем оповещения населения.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 422 системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Пунктом 5 Положения N 422 предусмотрено, что в соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
Из материалов дела усматривается, что основанием для выдачи ООО "Газпром ПХГ" предписания от 08.04.2016 N 4/3/3 (пункт 2 предписания) послужило невыполнение обществом вышеназванных требований по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальной системы оповещения опасного производственного объекта 1 класса опасности, расположенного по адресу: 352450, Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское.
Таким образом, выданное отделением надзорной деятельности Успенского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предписание от 08.04.2016 N 4/3/3 в части пункта 2 направлено на устранение нарушений вышеназванных требований законодательства в области гражданской обороны.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что на него не распространяются вышеприведенные нормы действующего законодательства в области гражданской обороны, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Закона о гражданской обороне создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых, в том числе, организациями на опасных производственных объектах.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 18-АД16-147 и N 18-АД16-148.
Таким образом, общество, эксплуатируя потенциально опасный объект, последствия аварий на котором могут выходить за пределы территории, используемой обществом, создают угрозу жизни и здоровью людей, обязано выполнять требования действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - создавать и поддерживать в постоянной готовности локальную систему оповещения.
Доводы заявителя о невозможности создания локальной системы оповещения не принимаются судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
Ссылка общества на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки ввиду того, что инспекторы управления на объекты ООО "Газпром ПХГ" не выезжали, подлежит отклонению. Факт отсутствия на эксплуатируемом обществом опасном производственном объекте 1 класса, расположенном по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, локальной системы оповещения обществом не опровергнут.
Поскольку факт нарушения обществом положений действующего законодательства является доказанным, вынесение управлением предписание об устранении нарушений, соответствует Закону, что в силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует об отсутствии оснований для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-20516/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20516/2016
Истец: ООО "Газпргом ПХГ" "Краснодарское УПХГ", ООО "Газпром ПХГ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГУ Отделение надзорной деятельности Успенского района УНД и ПР МЧС России по Краснодарскому краю, ГУ МЧС России по КК