Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2017 г. N Ф08-2622/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А18-824/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.10.2016 по делу N А18-824/2016 (судья Аушев М.А.)
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОГРН 1020600985503, ИНН 0602015269)
к Отделу Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия (ИНН 0608001618, ОГРН 1050603014648)
о взыскании штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений,
при участии в судебном заседании представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия - Точиева М.А. по доверенности от 04.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - заявление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к отделу Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия (далее - отдел, ОФМС России по РИ) о взыскании штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 243 357 руб. 79 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.10.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт несвоевременного представления ОФМС России по РИ сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, подтвержден материалами дела.
Не согласившись с решением, Министерство внутренних дел России по Республике Ингушетия (далее - апеллянт, министерство, МВД РФ) подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что министерство является правопреемником УФМС РФ по Республике Ингушетия (далее - управление), в связи с его упразднением, при этом суд взыскал штраф с отдела, в то время как отдела уже не существует, кроме того пенсионным фондом в адрес ни в адрес ОФМС России по РИ ни в адрес МВД по РИ не направлялись акт проверки и решение пенсионного фонда, чем нарушены права заинтересованного лица.
В отзыве на апелляционную жалобу пенсионный фонд просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 27.12.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А18-824/2016 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел судом первой инстанции, в связи с тем, что суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, это является безусловным основанием для отмены судебного акта согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным для суда первой инстанции, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка своевременности предоставления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что сведения за 3 и 4 квартал 2013 года представлены ОФМС России по Республике Ингушетия с нарушением установленных сроков, о чем составлен акт от 20.01.2016 N 1.
Решением от 24.02.2016 N 1 отдел привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 243 357 руб. 79 коп.
Требование от 24.02.2016 N 1 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования направлено в адрес ОФМС России по РИ.
Поскольку отделом добровольно штраф не уплачен, пенсионный фонд обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Статей 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно материалам дела (л.д. 13 список N 1 внутренних почтовых отправлений) в ОФМС России по РИ направлено требование N 1 от 24.02.2016, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства направления пенсионным фондом акта проверки и решения в адрес ОФМС России по РИ.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что акт проверки и решение пенсионного фонда в их адрес не направлялись.
Документов, подтверждающих направление акта проверки и решения пенсионного фонда в адрес заинтересованного лица в материалах дела не представлено.
Исходя из всех установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пенсионным фондом при вынесении оспариваемого решения, допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности, поскольку заинтересованное лицо не имело возможности реализовать предоставленные ей законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами предусмотренными Законом N 212-ФЗ.
Кроме того, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей на момент вынесения решения) установлено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В нарушение указанной нормы права пенсионным фондом в решении от 24.02.2016 ОФМС России по РИ назначен штраф в размере 10 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, вместо 5 процентов предусмотренных законом, что также привело к необоснованному начислению штрафа в большем размере чем было предусмотрено санкцией ст. 17 Закона N 27-ФЗ в редакции от 12.03.2014.
С учетом изложенного, заявление пенсионного фонда не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 10.10.2016 по делу N А18-824/2016 отменить.
Вынести новый судебный акт.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОГРН 1020600985503, ИНН 0602015269) отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-824/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2017 г. N Ф08-2622/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное учреждение-отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Ингушетия, ГУ ОПФ по РИ, МВД по РИ
Ответчик: Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия
Третье лицо: Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2622/17
08.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4774/16
23.12.2016 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-824/16
25.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-824/16