Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А56-45622/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: Афанасьева Н.А. по доверенности от 20.12.2016
от заинтересованного лица: Шипилова И.М. по доверенности от 13.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34273/2016) ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2016 по делу N А56-45622/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт"
к ГУ МЧС РФ по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (ОГРН 1027700004012, адрес: 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Ватунина, д. 3, корп. А; далее - общество, ОАО "Силовые машины") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании пунктов 2, 3, 5, 13-17, 19-24, 27-32 предписания Отдела организации надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по городу Санкт-Петербургу (далее - Отдел, МЧС, административный орган) от 30.03.2016 N 2-4-4/3/1-34, а также просит изменить сроки исполнения по пунктам 1, 4, 6, 10, 7-9, 18, 25, 26, 33, 35.
Решением от 10.11.2016 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Силовые машины" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Силовые машины" указывает, что поскольку не является собственником спорного защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), возложение на него бремени его содержания и ремонта неправомерно. Кроме того, ОАО "Силовые машины" полагает, что судом первой инстанции фактически не рассмотрено требование общества об изменении сроков исполнения обжалуемого предписания по пунктам 1, 4, 6, 10, 7-9, 18, 25, 26, 33, 35.
В судебном заседании представитель ОАО "Силовые машины" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель МЧС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в марте 2016 года должностными лицами Отдела проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Силовые машины" по адресам: Санкт-Петербург, ул. Ватунина, д. 3, лит. А; Свердловская наб., д. 18; ул. Седова, д. 11; Московский пр., д. 158; ул. Жукова, д. 26; пос. Металлострой, Славянский проезд, д. 3 на предмет выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В ходе проверки по указанным адресам МЧС выявлены, в том числе, следующие нарушения:
- защитное сооружение загружено более чем на 50% от расчетной вместимости сооружения (сооружение N 3506);
- нарушена герметичность всего ЗС ГО (сооружение N 3503, N 1344, N 1338, N 1468);
- нарушена гидроизоляция всего ЗС ГО (сооружение N 3503, N 3544, N 1344, N 1338, N 1468 );
- не проведен ремонт и окраска помещения ЗС ГО (сооружение N 3503, N 3544, N 1344, N 1338, N 1468);
- не проводится техническое обслуживание защитного сооружения (сооружение N 3503);
- помещения ЗС ГО не сухие (сооружение N 3503, N 1338, N 1468);
- система вентиляции защитного сооружения содержится в неисправном состоянии и не готова к использованию по назначению (сооружение N 3544, N 1344, N 1338, N 1468);
- система канализации ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готова к использованию по назначению (сооружение N 3544, N 1344, N 1338, N 1468);
- система водоснабжения ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готова к использованию по назначению (сооружение N 3544, N 1344, N 1338, N 1468);
- система энергоснабжения ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готова к использованию по назначению (сооружение N 1338, N 1468).
Указанные обстоятельства зафиксированы актами проверок от 20.02.2014.
На основании выявленных нарушений обществу выдано предписание от 30.03.2016 N 2-4-4/3/1-34 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2017.
Общество в суде первой инстанции обжаловало в части пунктов 2, 3, 5, 13-17, 19-24, 27-32, которыми предписано устранить нарушения герметичности и гидроизоляции ЗС ГО, проведения технического обслуживания ЗС ГО, порядка содержания систем канализации, вентиляции, водоснабжения, энергоснабжения ЗС ГО.
Помимо указанного, общество просило суд первой инстанции изменить сроки исполнения по пунктам 1, 4, 6, 10, 7-9, 18, 25, 26, 33, 35 Предписания.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности Предписания МЧС, оснований для удовлетворения заявления ОАО "Силовые машины" не усмотрел.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
В силу пункта 1.2 Правил N 583 требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В порядке пункта 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.2.11 Правил N 582 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Пунктом 5.1.1 Правил N 582 предусмотрены требования к техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту технических систем ЗС ГО.
Факт нарушения обществом указанных требования Правил N 582 правомерно установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (в том числе актами проверки от 20.02.2016) и обществом по существу не оспаривается.
По мнению ОАО "Силовые машины", поскольку общество не является собственником спорных ЗС ГО, возложение на него бремени соблюдения Правил N 582 неправомерно. Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.1. Правил N 583 учет ЗС ГО ведется, в том числе, в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и органах местного самоуправления, а также организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 вышеуказанных Правил.
По учетным данным Главного управления, согласно проведенной инвентаризации ЗС ГО на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 995 "О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Санкт-Петербурга" установлено, что на балансе у общества числятся проверенные МЧС ЗС ГО: NN 3506, 3503, 3544, 1344, 1338, 1468.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил N 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в соответствии с пунктом 1.3 Приказа от 16.03.2015 N 95 в приказ ОАО "Силовые машины" от 23.03.2011 N 79 "Об организации эксплуатации ЗС ГО" внесены изменения, в том числе, в силу пункта 6.1 данного приказа проверенные МЧС ЗС ГО закреплены за подразделениями общества. Ответственность за сохранность, содержание, обслуживание и санитарное состояние возлагается на соответствующих руководителей подразделений.
Таким образом, в силу прямого указания Правил N 583, а также на основании изданного ОАО "Силовые машины" приказа от 23.03.2011 N 79 ОАО "Силовые машины" обязано соблюдать предусмотренные Правилами N 583 требования к содержанию ЗС ГО, находящихся на балансе общества.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности Предписания МЧС в обжалуемой части.
В части требований об изменении срока исполнения Предписания по пунктам 1, 4, 6, 10, 7-9, 18, 25, 26, 33, 35 апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в виде немотивированности и необоснованности предъявления данного требования в суде. При этом, общество не лишено возможности обратиться в административный орган с мотивированным ходатайством о продлении сроков исполнения предписания, в случае невозможности исполнения его в установленные сроки.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. подлежит возвращению обществу из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 ноября 2016 года по делу N А56-45622/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45622/2016
Истец: ОАО "СИЛОВЫЕ МАШИНЫ - ЗТЛ, ЛМЗ, ЭЛЕКТРОСИЛА, ЭНЕРГОМАШЭКСПОРТ", ПАО "Силовые машины"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу