г. Москва |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А41-45508/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Фокса" - извещено, представить не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 15.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2016 по делу N А41-45508/16, принятое судьей Сергеевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фокса" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным решение управления от 20.05.2016 N 50/011/005/2016-4176 об отказе в государственной регистрации;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности общества на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 50:11:0020110:2331, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, д. Нефедьево, ул. Артековская, д. 3Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.11.2016 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020110:1758, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
На данном земельном участке общество осуществило строительство индивидуального жилого дома.
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от 14.08.2014 N RU50505101-527, выданного администрацией городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области.
По окончанию строительства общество получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015 N RU50505101-374, выданное также администрацией городского поселения Нахабино.
Постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 31.12.2015 N 2560/12 этому жилому дому присвоен почтовый адрес: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, д. Нефедьево, ул. Артековская, д. 3Б.
Данный жилой дом 16.03.2016 поставлен по заявлению общества на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0020110:2331. Обществом получен кадастровый паспорт от 18.03.2016 N МО-16/ЗВ-653356.
Общество 11.04.2016 обратилось за государственной регистрацией права собственности на этот индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 50:11:0020110:2331, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, д. Нефедьево, ул. Артековская, д. 3Б.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию с заявлением представлены следующие документы:
- доверенность от 04.06.2015 N 6941858, нотариус г.Москвы Миллер Н.Н. 04.06.2015, реестровый номер 1-2415;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015;
- кадастровый паспорт помещения (выписка из ГКН) от 18.02.2016;
- протокол от 26.01.2015;
- квитанция от 02.02.2016 N 99 (22 000 рублей);
- информационное письмо от 19.02.2016.
Сообщением от 20.05.2016 N 50/011/005/2016-4176 обществу отказано в государственной регистрации права собственности на указанный дом. Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности, послужило то обстоятельство, что администрация городского поселения Нахабино не вправе была выдавать разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию, представленное обществом на государственную регистрацию.
Не согласившись с этим отказом от 20.05.2016, общество 13.07.2016 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным исходя из того, что у администрации городского поселения Нахабино имелись полномочия на выдачу разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) в эксплуатацию.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В силу статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрация в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В оспариваемом отказе государственный регистратор указал, что администрация городского поселения Нахабино не вправе была выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представленное обществом с заявлением о государственной регистрации.
В соответствии с подпунктами 5, 6 пункта 13 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 786/44, к полномочиям министерства в сфере градостроительной деятельности, промышленности строительных материалов отнесены вопросы:
- по выдаче разрешений на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) Московской области, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) Московской области, а также выдача разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию;
- по представлению Министерства экологии и природопользования Московской области выдача разрешений на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также выдача разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 13.1 указанного Положения в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство осуществляет свои полномочия в том числе по выдаче (продлению) разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов ИЖС).
В данном случае, вопреки доводам управления, к государственной регистрации был заявлен именно объект ИЖС.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства. Согласно части 2 статьи 6 данного Закона он вступил в силу с 01.01.2015.
Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (далее - Закон от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ) государственными полномочиями по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории городского округа наделены органы местного самоуправления городских округов.
Пунктом 4 части 1 статьи 2 того же Закона (от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ) государственными полномочиями выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно части 1 статьи 5 и статье 9 Закона от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ такими полномочиями органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены с 01.01.2015 на пять лет.
Подпунктом 35 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов наделения городских поселений статусом городского округа.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых нормативных правовых актов) предусмотрено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2005 устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Согласно пункту 3 статье 1 Закона Московской области от 28.02.2005 N 70/2005-03 "О статусе и границах Красногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" в составе Красногорского муниципального района решено образовать новые муниципальные образования, наделив их соответствующим статусом: городское поселение Красногорск; городское поселение Нахабино; сельское поселение Ильинское; сельское поселение Отрадненское.
Тем самым, городское поселение Нахабино не наделено статусом городского округа.
Таким образом, оспариваемый отказ в государственной регистрации, мотивированный тем, что администрация городского поселения Нахабино не вправе была выдавать обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представленное обществом с заявлением о государственной регистрации, такое разрешение выдано некомпетентным лицом, является правильным.
Оснований для обратных выводов и признания незаконным данного отказа у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка общества на то, что в отношении других объектов ИЖС при аналогичных документах была произведена государственная регистрация права собственности, отклоняется, поскольку подобные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности отказа управления, оспариваемого обществом по настоящему делу и касающегося другого объекта ИЖС.
Довод общества о том, что постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 31.12.2015 N 2560/12 этому жилому дому присвоен почтовый адрес: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Нахабино, д. Нефедьево, ул. Артековская, д. 3Б., также отклоняется, поскольку такое обстоятельство не легализует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.12.2015 N RU50505101-374, выданное администрацией городского поселения Нахабино при отсутствии на то необходимых полномочий, и не позволяет рассматривать такое разрешение как надлежащий документ-основание для государственной регистрации права собственности общества на упомянутый объект ИЖС.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что общество не лишено возможности обратиться в компетентный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и с получением такого документа повторно обратиться за государственной регистрацией права собственности на данный объект ИЖС.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2016 по делу N А41-45508/16 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45508/2016
Истец: ООО "Фокса"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ