Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2017 г. |
дело N А53-27779/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём с\з Шемшыленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 13.02.2017, Жарковой-Бессмертной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство", на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2016 по делу N А53-27779/2016, по заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, к Муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство", о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, принятое Маковкиной И.В.
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство" (далее - предприятие) к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что предприятие с 01.07.16г. осуществляет лицензированные виды деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности в отсутствие специального разрешения на данный вид деятельности.
Решением от 12.12.16г. суд удовлетворил заявление прокурора, привлёк предприятие к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 41 000 руб. с учётом отягчающего вину общества обстоятельства - повторности.
Не согласившись с решением суда, предприятие подало на него апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована отсутствием в деянии общества предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ состава административного правонарушения, так как Законом Российской Федерации от 29.06.15г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерацию) " (статья" 3) в ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесены изменения в ч. 3 ст. 23, согласно которых лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Следовательно, лицензия, выданная предприятию Нижне-Донским управлением Ростехнадзора от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, является действительной до 01.01.2019. Имеющим в силу ч.2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение для данного дела определением Арбитражного суда Ростовской области от 06.06.16г. по делу NА53-5285/2016, так же установлено, что лицензия от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463, выданная предприятию в силу закона продлена до 01.01.2019 года, является действующей. Неприменение судом данной преюдиции незаконно. Ссылка суда на ч.2 ст. 61 АПК РФ ошибочна.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Прокурор своего представителя в судебное заседание не направил, о его проведении извещён надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель предприятия настаивала на отмене решения суд первой инстанции, сославшись на доводы апелляционной жалобы с пояснениями к ней.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы с пояснениями, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.09.16г. Ростовской межрайонной прокуратурой в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.15г. N 265 "О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проведена проверка предприятия.
По результатам указанной проверки выявлены факты осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Основными видами деятельности МУП "САХ" г. Таганрога являются сбор, транспортировка и размещение коммунальных отходов на полигоне, обслуживание мест временного складирования ТБО на территории города (контейнерные площадки).
Деятельность предприятия ведется на 3-х площадках: площадка N 1-производственная база, используется для хранения, ремонта автотранспортных средств и оборудования, на площадке находится дирекция предприятия; площадка N 2 - цех сортировки (линия сортировки ТБО временно не функционирует); площадка N3 - полигон ТБО.
Размещение твердых бытовых отходов на полигоне ТБО г. Таганрога осуществляется предприятием на основании заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Таганрога договора от 30.12.2004 N 1693 об эксплуатации полигона.
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами за июль-август 2016 года, предприятие осуществляло деятельность с 15 видами отходов IV-V классов опасности, а том числе 3 вида IV класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций, отходы от жилищ, исключая крупногабаритный и смет с территории). За июль-август 2016 года на полигоне ТБО размещено 7013,6 тонн отходов IV класса опасности.
Согласно информации предприятия в период проведения проверки действовало 132 договора на сбор, транспортировку и размещение коммунальных отходов. От оказания данной услуги предприятием в июле-августе 2016 года получен доход в сумме 1 911 797 рублей.
Для осуществления деятельности по сбору, транспортировке и размещению коммунальных отходов предприятие эксплуатирует 74 единицы автотранспорта, в том числе 30 специализированных мусоровозов, 13 самосвалов, 3 бульдозера, 6 грейферных погрузчиков, 3 тяговых трактора с прицепами, 4 бортовых газели (для сбора и транспортировки отходов организаций).
Отходы, обращение с которыми осуществляет предприятие, в том числе отнесены к IV классу опасности и образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), а также в процессе осуществления деятельности организаций и предприятий.
Для осуществления хозяйственной деятельности на полигоне у предприятия имелась лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности АВ от 05.07.2010 N 178463, срок действия которой истек 05.07.2015. По истечению срока данная лицензия не переоформлялась.
Таким образом, предприятие с 01.07.16г. осуществляет лицензированные виды деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности в отсутствие специального разрешения на данные виды деятельности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.09.16г., составленном в присутствии и.о. директора Сырокваши Ю.Н.
22.09.16г. по результатам проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении по признакам предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ правонарушения по выявленному 22.09.16г. факту осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности в отсутствие специального разрешения на данные виды деятельности. В постановлении зафиксировано, что предприятие совершает однородное правонарушение повторно - вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.16г. по делу N А53-8555/2016 предприятие привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
06.10.16г. прокурор обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении предприятия за совершённое административное правонарушение по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения об удовлетворении заявления прокурора.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.1 ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ст. 12 закона N 99-ФЗ (ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" - далее - закон N 458-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), постановлению Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
До вступления в силу Федерального закона от 29.12.14г. N 458-ФЗ лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I -IV классов опасности.
В соответствии со ст. 23 закона N 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Указанный переходный период предусмотрен только для лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 4 ст. 22 закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяет Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Таким образом, из приведённых выше норм законов N 99-ФЗ, 89-ФЗ, 468-ФЗ следует, что и после внесения изменений законом N 458-ФЗ в закон N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Установленное ст. 23 закона N 458-ФЗ правило о том, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года, касается только лицензий на 2 вида деятельности: по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
С учётом этого выданные до 1 июля 2015 года лицензии на осуществление других видов деятельности по обращению с отходами: сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности прекращают своё действие в установленный в них срок и после этого лицо, желающему осуществлять данные виды деятельности, необходимо до начала их осуществления получить новую лицензию на осуществление данных видов деятельности. Это предусмотрено п. 30 ст. 12 закона N 99-ФЗ (в ред. закона N 458-ФЗ).
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции признаёт правильным отклонение судом первой инстанции возражений предприятия против необходимости получения новой лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности после истечения срока действия ранее выданной ему лицензии от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463 сроком действия до 05.07.15г.
В части видов деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности действие указанной лицензии прекратилось 05.07.15г. и не подлежит продлению до 01.01.19г. на основании ст. 23 закона N 458-ФЗ. Это обусловлено тем, что на основании ст. 23 закона N 458-ФЗ до 01.01.19г. сохраняют своё действие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Определения используемых для обозначения лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами даны в ст. 1 специального закона N 89-ФЗ, согласно которой:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Таким образом, размещение, обезвреживание, сбор и транспортирование отходов являются самостоятельными видами деятельности. В связи с этим наличие действующей дол 01.01.19г. лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не даёт права на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет как неосновательный довод общества о наличии у него права на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности на основании лицензии от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463 после истечения срока действия лицензии, указанного в данной лицензии - после 05.07.15г.
Довод предприятия о преюдициальном значении для данного дела определения Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-5285/2016 от 06.06.16г., которым оставлено без рассмотрения заявление предприятия об установлении юридического факта: действия лицензии от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463 до 01.01.19г.
Данным определением указанный юридический факт не установлен, в связи с чем оно не подлежит применению на основании ст. 16 АПК РФ для вопроса об установлении срока действия указанной лицензии.
Определением от 06.06.16г. по делу N А53-5285/2016 суд оставил заявление предприятия без рассмотрения, сославшись на ч.3 ст. 217 АПК РФ, ввиду того, что защищаемый предприятием интерес подлежит защите не в рамках фактового дела, а в рамках спора о праве, либо в порядке гл. 24 АПК РФ.
Кроме того, суд в деле N А53-5285/2016 не рассматривал по существу вопроса в том числе применительно к видам деятельности общества по сбору и транспортированию отходов.
Оснований для вывода о преюдициальности указанного определения суда об оставлении заявления предприятия без рассмотрения в порядке ч.2 ст. 69 АПК РФ так же не имеется, поскольку такая преюдиция возможна, в силу прямого указания ч.2 ст. 69 АПК РФ, для дел с участием тех же лиц. В деле N А53-5285/2016 Ростовский межрайонный природоохранный прокурор не участвовал.
Кроме того, в силу ч.2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда. В данном же дела предприятие ссылается в качестве преюдициальных не на обстоятельства, установленные определением по делу N А53-5285/2016, а на правовое толкование судом положений закона N 458-ФЗ применительно к сроку действия лицензии. Соответственно, такая правовая оценка вопроса о сроке действия лицензии применительно к положениям закона N 458-ФЗ не является преюдициальной.
В дополнение к изложенному, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 18.05.16г. по делу N А53-8555/2016, в котором участвовали те же лица, что и в данном деле, предприятие так же привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемого вида деятельности по обращению с отходами без лицензии, которое выявлено 28.03.16г.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции поддерживает правовой вывод суда первой инстанции о том, что после 05.07.15г. (даты истечения срока действия лицензии от 05.07.2010 N ОП-29-001272 Серия АВ N 178463, который указан в данной лицензии) обществу для осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности требуется получение новой лицензии. Данная лицензия действует на основании закона N 458-ФЗ до 01.01.19г. без переоформления в отношении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Материалами дела подтверждается осуществление обществом на 22.09.16г. деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности.
Согласно полученной прокурором в ходе проверки информации, у предприятия в период проведения проверки действовало 132 договора на сбор, транспортировку и размещение коммунальных отходов. От оказания данной услуги предприятием в июле-августе 2016 года получен доход в сумме 1 911 797 рублей.
Для осуществления деятельности по сбору, транспортировке и размещению коммунальных отходов предприятие эксплуатирует 74 единицы автотранспорта, в том числе 30 специализированных мусоровозов, 13 самосвалов, 3 бульдозера, 6 грейферных погрузчиков, 3 тяговых трактора с прицепами, 4 бортовых газели (для сбора и транспортировки отходов организаций).
Отходы, обращение с которыми осуществляет предприятие, в том числе отнесены к IV классу опасности и образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений), а также в процессе осуществления деятельности организаций и предприятий.
При этом, по состоянию на 22.09.16г. у предприятия не имелось действующей лицензии на осуществление данных видов деятельности по сбору и транспортированию отходов I- IV класса опасности.
С учётом изложенного судом первой инстанции сделан основанный на материалах дела вывод о наличии в данном деянии общества предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ состава административного правонарушения.
Как правильно на то сослался суд первой инстанции, процедура возбуждения производства по делу об административном правонарушении прокурором соблюдена и предприятие на наличие таких нарушений не ссылается.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности в совершённом обществом правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется. Учитывая наличие повторности совершения предприятием однородного правонарушения, за совершение которого на дату принятия решения по настоящему делу предприятие уже было привлечено к административной ответственности вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 18.05.16г. по делу N А53-8555/2016, суд первой инстанции правомерно назначил предприятию за совершённое правонарушение административный штраф в размере, превышающем минимальный, установленный санкцией ч.2 чт. 14.1 КоАП РФ - 41 000 руб. без конфискации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного решения суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление прокурора о привлечении предприятия к административной ответственности. Апелляционная жалоба предприятия отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2016 по делу N А53-27779/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27779/2016
Истец: Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: МУП "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"