Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2017 г. N Ф02-2014/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А33-19818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири") - Ельпина С.В., представителя по доверенности от 22.12.2015 N 00/442,
от третьего лица (ООО "Альфа") - Рудиш В.А., представителя по доверенности от 30.03.2016 N 130,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" ноября 2016 года по делу N А33-19818/2016, принятое судьёй Чурилиной Е.М.,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) (далее по тексту - заявитель, ПАО "МРСК "Сибири") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) об оспаривании решения и предписания от 22.07.2016 N 066-10-16.
Определением от 26.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - третье лицо, ООО "Альфа").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнительных пояснений) заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
- Судом первой инстанции не исследован вопрос о фактической возможности общества исполнить договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; невыполнение ПАО "МРСК Сибири" мероприятий по технологическому присоединению не образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку невыполнение мероприятий вызвано объективными причинами и не связаны с желанием общества воспользоваться свои доминирующим положением.
- На сегодняшний день в рамках исполнения договора на технологическое присоединение со стороны общества выполнены следующие мероприятия, а именно: заключен договор подряда на выполнение проектных работ от 17.10.2013 N 11.2400.10389.13 (ООО "ЕЭСПроект"), подрядной организацией была разработана проектная документация (шифр Л004-11.2400.103 89.13-ЭК), утверждена приказом от 24.06.2014 N 520-пр; строительно-монтажные работы были выполнены силами подрядной организации в октябре 2015 года; в ноябре 2015 года было организовано выездное обследование объекта законченного строительства с целью сдачи-приемки, по факту обследования был составлен акт сдачи-приемки от 02.11.2015, с указанием выявленных замечаний; 26.11.2015 было выполнено контрольное вскрытие кабельной трассы с последующим обследованием.
- Следует учитывать, что со вступлением Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" в силу нормам статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) был придан специальный по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП характер. Если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП, а не по статье 14.31 КоАП.
Антимонопольный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя антимонопольного органа.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы не признал; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
ПАО "МРСК "Сибири" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление ООО "Альфа" (вх. 3945 от 15.03.2016) на бездействие ПАО "МРСК Сибири", выразившееся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим законодательством и договором N 20.24.2775.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.07.2011 объекта ООО "Альфа" в срок.
Приказом управления от 07.06.2016 N 146 возбуждено дело N 066-10-16 по признакам нарушения ПАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ).
Решением от 22.07.2016 N 066-10-16 ПАО "МРСК Сибири" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в части неисполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" комплекса жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская-Семафорная, к.н. 24:50:0700188:0651, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договором N 20.24.2775.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.07.2011.
На основании пункта 2 резолютивной части решения ПАО "МРСК "Сибири" выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 22.07.2016 N 066-10-16, которым на общество возложена обязанность в срок до 12.09.2016 осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" комплекса жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская-Семафорная, к.н. 24:50:0700188:0651, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договором N 20.24.2775.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.07.2011.
Общество, считая приведенные решение и предписание не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статье 22, подпунктам "е", "ж" и "и" пункта 2 части 1 статьи 23, пункту 1 статьи 39, пунктам 2, 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) оспариваемые решение и предписания вынесены уполномоченным органом в пределах компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав, ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Частью 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (часть 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила от 27.12.2004 N 861).
Указанные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил от 27.12.2004 N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
По пункту 7 Правил от 27.12.2004 N 861 настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пунктом 18 Правил от 27.12.2004 N 861 предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра электроустановки по форме, утверждаемой органом федерального государственного энергетического надзора;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Согласно пункту 19 Правил от 27.12.2004 N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы:
акт об осуществлении технологического присоединения;
акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт согласования технологической и (или) аварийной брони в соответствии с пунктом 14(2) настоящих Правил.
Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Пунктами 81 и 88 Правил от 27.12.2004 N 861 определено, что проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
По результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что мероприятия по технологическому присоединению стороны сетевой организацией осуществляются с соблюдением законодательно установленного порядка.
По подпункту "а" пункта 16 Правил от 27.12.2004 N 861 договор должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 12.1 указанных Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил от 27.12.2004 N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности; 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела (в том числе решения антимонопольного органа) и сторонами не оспаривается, в связи с необходимостью осуществления технологического присоединения комплекса жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская - Семафорная, к.н. 24:50:0700188:0651, между ООО "Альфа" и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.07.2011 N 20.24.2775.11.
По пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.
Согласно техническим условиям к договору от 12.07.2011 N 20.24.2774.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям точкой присоединения объекта заявителя являются ячейки проектируемой ТП-6/0,4 кВ (ООО "Альфа").
Пунктом 10 технических условий к договору от 12.07.2011 N 20.24.2774.11 предусмотрено, что к мероприятиям, исполнение которых возложено на ОАО "МРСК Сибири", относятся, в том числе, следующие: подготовка и выдача технических условий; проверка выполнений технических условий заявителя; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя; реконструкция существующей КЛ-6 кВ ф.30-10 от ПС N 30 до РП N 142; расчетный учет объема отпуска электроэнергии в ПС 110/6 N 30 РУ-6 кВ яч. N 13 и в РП N 142 РУ-6 кВ яч. N 13 с учетом вновь присоединяемой мощности на 1 и 2 очереди комплекса жилых домов.
В соответствии с пунктом технических условий к договору от 12.07.2011 N 20.24.2774.11 ООО "Альфа" необходимо осуществить строительство двух КЛ-6 кВ от РУ-6 кВ ТП N 2022 (ООО "Альфа") до РУ- 6 кВ новой ТП - 6/0,4 кВ; строительство новой ТП - 6/0,4 кВ; строительство КЛ -0,4 кВ от РУ -0,4 новой ТП - 6/0,4 до всех ВРУ 0,4 комплекса жилых домов.
07.05.2012 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Альфа" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.24.2775.11 от 12.07.2011, согласно которому в указанный договор внесены изменения в части увеличения максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств до 1200 кВт.
07.06.2012 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Альфа" составлен акт о выполнении ТУ N 960, согласно которому технические условия временной схемы электроснабжения строительной площадки жилых домов по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская-Семафорная, к.н. 24:50:0700188:0651 (приложение N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 03.08.2012, к договору об осуществлении технологического присоединения N 20.24.2775.11 от 12.07.2011) выполнены. 06.06.2013 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Альфа" составлен акт N 19.3-31-23 разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
26.06.2013 инспекторами ОАО "МРСК Сибири" составлен акт N 13/171 допуска прибора учета в эксплуатацию, согласно которому прибор учета ООО "Альфа" допущен в эксплуатацию.
13.07.2015 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Альфа" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.24.2775.11 от 12.07.2011, согласно которому дата окончания срока действия технических условий - 12.07.2016; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 года со дня заключения договора, т.е. до 12.07.2015.
Согласно пункту 6 договора N 20.24.2775.11 от 12.07.2011 ОАО "МРСК Сибири" обязано в течение 3 рабочих дней со дня уведомления ООО "Альфа" о выполнении обществом технических условий осуществить проверку выполнения технических условий; принять участие в осмотре присоединяемых энергопринимающих устройств ООО "Альфа" должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору; не позднее 3 рабочих дней со дня уведомления ООО "Альфа" о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов ООО "Альфа", с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора; осуществить фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности, составить при участии ООО "Альфа" акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их ООО "Альфа".
Следовательно, с учетом вышеизложенного, мероприятия по технологическому присоединению рассматриваемого объекта должны были быть выполнены ПАО "МРСК Сибири" не позднее 12.07.2015.
Вместе с тем, указанные мероприятия ни на дату рассмотрения ответчиком дела N 06610-16 (21.07.2016), ни на дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции (25.10.2016) ПАО "МРСК Сибири" не осуществлены.
Доказательства выполнения приведенных мероприятий в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о выполнении заявителем необходимых и достаточных мер (действий), направленных на технологическое присоединение комплекса жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская -Семафорная, к.н. 24:50:0700188:0651, сначала с даты заключения договора N 20.24.2775.11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (12.07.201 1), потом с даты заключения дополнительного соглашения N 2 (13.07.2015) к указанному договору до истечения срока технологического присоединения (12.07.2015), в материалах дела отсутствуют.
Обстоятельства, указанные заявителем в его заявлении, в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют об обратном; не являются обстоятельствами, вызванными объективными причинами; не свидетельствуют о принятии заявителем действий, направленных на исполнение рассматриваемого договора (осуществление мероприятий по технологическому присоединению рассматриваемого объекта в установленный срок); об отсутствии вины заявителя в нарушении сроков выполнения указанных мероприятий; не освобождают общество от исполнения возложенной на него законодательно установленной обязанности.
В заявлении обществом указано на выполнение мероприятий по технологическому присоединению рассматриваемого объекта в 4 квартале 2016 года, что свидетельствует о нарушении установленных срок рассматриваемого объекта.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что неосуществление технологического присоединения объектов третьего лица в указанные сроки обусловлено объективными обстоятельствами, и то, что им принимаются всевозможные меры: заключение договора подряда на выполнение проектных работ от 17.10.2013 N 11.2400.10389.13 (ООО "ЕЭСПроект"), разработка подрядной организацией проектной документации (шифр Л004-11.2400.10389.13-ЭК), утвержденной приказом от 24.06.2014 N 520-пр, заключение для выполнения строительно-монтажных работ договора подряда от 24.10.2014 N 11.2400.9731.14 (ДСП от 10.07.2015), направление в адрес заместителя главы города обращения о согласовании прохождения трассы КЛ 6 кВ (от 02.09.2015 N 1.3/01/17444-исх) совершено обществом до заключения дополнительного соглашения N 2 к договору; выполнение строительно-монтажных работ были силами подрядной организации в октябре 2015 года, обследование объекта законченного строительства с целью сдачи-приемки в ноябре 2015 года, по результатам которого составлен акт сдачи-приемки от 02.11.2014 с указанием выявленных замечаний совершено после окончания срока на осуществление технологического присоединения объекта третьего лица (после 12.07.2015).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела указанные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности заявителем объективной невозможности выполнения в установленный срок технологического присоединения. Доказательства того, что обществом с момента заключения договора технологического присоединения (12.07.2011) и до октября 2013 года совершались какие-либо мероприятия для осуществления технологического присоединения в материалы дела не представлены. Объективных причин, препятствующих обществу совершить вышеназванные работы (в том числе по получению земельного участка, разработке проектной документации и т.д., заблаговременного, т.е. в срок, позволяющий объективно осуществить мероприятия по технологическом присоединению объектов третьего лица в установленный срок, заявителем не приведено, соответствующий доказательств в материалы дела также не представлено.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что действия общества, выразившиеся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению объектов, принадлежащих ООО "Альфа" в установленный действующим законодательством и договором N 20.24.2775.11 от 12.07.2011 срок, являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения и ущемляющими законные интересы заявителя, так как общество не имеет возможности получать ресурс (электричество) на законных основаниях, в результате чего не может исполнить обязательства перед дольщиками, поскольку не имеет возможности ввести в эксплуатацию жилые дома.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение обществом требований Правил от 27.12.2004 N 861, выразившееся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта потребителя - третьего лица. ПАО "МРСК Сибири" не представлены доказательства о том, что им были предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, о злоупотреблении им доминирующим положением путем необоснованного и неправомерного ограничения прав потребителя на своевременное технологическое подключение его объекта, а также наложения на потребителя-гражданина как экономически более слабой стороны по договору об осуществлении технологического присоединения и не имеющего возможности обратиться в адрес иной сетевой организации в целях технологического присоединения принадлежащего ему объекта обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, выдает обязательное для исполнения предписание, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Меры, которые в соответствии с предписанием от 22.07.2016 необходимо принять ОАО "МРСК Сибири", направлены на прекращение нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ; устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, то есть соответствуют целям, установленным статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Таким образом, решение антимонопольного органа от 22.07.2016 N 066-10-16 и выданное в соответствии с ним предписание соответствуют закону.
Довод заявителя о том, что если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП, а не по статье 14.31 КоАП не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку в рамках рассматриваемого дела заявитель не привлекается к административной ответственности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по платежному поручению от 01.12.2016 N 46244 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" ноября 2016 года по делу N А33-19818/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19818/2016
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "Альфа"