Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2017 г. N Ф09-2486/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А60-27484/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.,
при участии:
от заявителя: не явились;
от заинтересованного лица: Трушке К.В., доверенность от 09.01.2017, паспорт; Ковалева Л.Н., доверенность от 26.01.2017, паспорт;
от третьего лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства "Заветное", Тюрниной Ксении Борисовны
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2016 года по делу N А60-27484/2016,
принятое судьей Е.А. Куклевой,
по заявлению индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства "Заветное" Тюрниной Ксении Борисовны (ИНН 665910547913 ОГРНИП 314668633200101)
к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828 ОГРН 1026605396817), Конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам)
третьи лица: ИП Малышкина Андрея Николаевича, ИП Фархуттинова Альберта Хакимовича, ИП Попова Михаила Александровича, ИП Кузнецова Алексея Владимировича, ИП Шаяхметова Ильнура Фартиовича, ИП Бубенщикова Петра Викторовича, ИП Казанцева Сергея Борисовича, ИП Бархатова Антона Александровича, ИП Назимкина Андрея Викторовича, ИП Гуринова Алексея Федоровича, ИП Щербакова Александра Владимировича, ИП Захарова Дмитрия Владимировича, ИП Колесникову Ираиду Павловну, ИП Казутину Наталью Сергеевну, ИП Бугрова Олега Анатольевича, ИП Сизикова Александра Николаевича, ИП Шарипова Кодира Закировича, ИП Карлюка Александра Владимировича, ИП Булатова Ивана Сергеевича, ИП Кропинова Дмитрия Леонидовича, ИП Мокроносова Дмитрия Матвеевича, ИП Осинцева Михаила Андреевича, ИП Ступакову Оксану Владимировну, ИП Хлыбова Павла Сергеевича, ИП Стенину Марию Олеговну, ИП Меренкову Людмилу Владимировну, ИП Зенкова Александра Николаевича, ИП Русских Евгения Зиновьевича, ИП Голубеву Елену Николевну, ИП Бахарева Дениса Игоревича, ИП Новоселова Сергея Георгиевича, ИП Ионину Юлия Владимировну, ИП Скулкину Ольгу Михайловну, ИП Магаяева Мурата Ахматовича,
о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия и возложении обязанности исполнить обязательство в натуре,
установил:
Индивидуальный предприниматель, глава фермерского хозяйства "Заветное" Тюрнина Ксения Борисовна (далее - заявитель, ИП ГФХ "Заветное" Тюрнина К.Б.) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, содержащим следующие требования (с учетом уточнение предмета требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
1) признать незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, изложенное в протоколе заседания данной комиссии от 05.05.2016 N 2:
- о признания не допущенной к отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам;
- о непредоставлении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части, касающейся моей заявки от 14.04.2016;
- в части признания победителями конкурса по отбору, занявшими последние - 25 и 26 места в рейтинге соответственно, и включения в перечень крестьянских (фермерских) хозяйств - грантополучателей, прошедших конкурсный отбор, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств Стениной Марии Олеговны и Меренковой Людмилы Владимировны;
2) обязать Конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем признания меня допущенной к отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и провести в отношении моей заявки процедуры, предусмотренные Порядком проведения конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2012 N 775-ПП "О порядках предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП ГФХ "Заветное" Тюрнина К.Б. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что обжалуемое решение подлежит отмене, поскольку принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствии выводов суда обстоятельствам дела; с существенными нарушениями норм материального права и норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов; и нарушает единообразие в применении и толковании судами норм права.
Заинтересованные лица по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Заявитель и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 15.03.2016 на официальном сайте Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в сети Интернет: по адресу http://mcxso.midural.ru/news/show/id/774/news_category/76 опубликовано сообщение о начале приема заявок и документов для участия в конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров (далее - Конкурс), срок приема заявок и документов для участия в отборе был установлен с 16.03.2016 по 14.04.2016.
14.04.2016 заявитель подал в Конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - Комиссия) заявку на участие в Конкурсе, на целевое назначение: грант в размере 1000000 рублей - на приобретение жеребых кобыл тавдинской породы в количестве 14 голов на сумму 1000000 рублей, единовременная помощь в размере 200000 рублей - на приобретение солнечной бытовой электростанции.
Решением Комиссии от 05.05.2016 ИП ГФХ "Заветное" Тюрнина К.Б. признана не допущенной к отбору КФХ на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам ввиду невыполнения требований пп. 15 п. 9 Порядка проведения конкурса по отбору КФХ на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок, Порядок проведения конкурса), а именно - не представлена декларация по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по форме КНД 1151020 за 2015 год, а представлена декларация по НДФЛ по форме КНД 1151020 за 2014 год.
ИП ГФХ "Заветное" Тюрнина К.Б., полагая, что принятое Комиссией решение не соответствует закону, а также ссылаясь на то, что при проведении конкурса Комиссией и Министерством были допущены нарушения требований закона, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу доводы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Деятельность по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам регламентируется постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2012 N 775-ПП, регламентирующим цели, условия, процедуру предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам и процедуру возврата грантов в случае нарушения условий, предусмотренных при их предоставлении.
Данным постановлением Правительства Свердловской области утверждены:
1) Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок предоставления грантов);
2) Положение о конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Положение о Конкурсной комиссии);
3) Порядок проведения конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок отбора).
Согласно пункту 5 Порядка предоставления грантов право на получение грантов имеют крестьянские (фермерские) хозяйства - исполнители мероприятий государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", прошедшие отбор в соответствии с Порядком отбора.
Пунктом 8 Порядка отбора установлен ряд требований, предъявляемых к крестьянским (фермерским) хозяйствам для участия в отборе, одним из которых является соответствие крестьянского (фермерского) хозяйства критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и постановлением Правительства Свердловской области от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" к микропредприятиям относятся только те крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели доход которых, полученный от осуществления ими предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превысил 120 млн. рублей. В данном случае под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год.
Согласно подпункту 4 пункта 10 Положения о Конкурсной комиссии Комиссия с целью реализации возложенных на нее задач определяет соответствие крестьянских (фермерских) хозяйств условиям конкурсов по отбору.
Пунктом 9 Порядка отбора предусмотрен перечень документов, которые Заявитель должен представить для участия в конкурсе, в числе которых значится декларация по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларация по налогу на доходы физических лиц по форме КНД 1151020.
Абзацем 18 пункта 9 Порядка отбора предусмотрено, что к конкурсу по отбору допускаются заявители, представившие указанные в настоящем пункте документы в полном объеме. Заявитель вправе представить недостающие документы в установленные для приема заявок сроки.
Согласно пункту 10 Порядка отбора Комиссия рассматривает поступившие документы, указанные в пункте 9 настоящего порядка, и оценивает заявителя.
При выявлении Комиссией того факта, что документы, включая перечень документов, прилагаемых к заявке, не соответствуют требованиям пункта 9 настоящего Порядка, оценочный табель не заполняется (пп. 2 п. 11 Порядка отбора). В решении Комиссии об итогах конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов указывается, что данный заявитель не прошел отбор (абз. 5 п. 11 Порядка отбора).
В силу пункта 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
В связи с этим, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, из указанной нормы права и требований Порядка отбора, с учетом того, что конкурс проводился в 2016 году, следует, что для участия в конкурсе Заявитель должен был представить декларацию по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме КНД 1151020 за 2015 год.
Указанный критерий был применен в отношении всех участников конкурса, что следует из представленных в материалы дела деклараций участников конкурса.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, для участия в конкурсе заявителем - ИП ГФХ "Заветное" Тюрниной К.Б. была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. Декларация по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059 или декларация по налогу на доходы физических лиц по форме КНД 1151020 за 2015 год не представлены. Данные обстоятельства подтверждаются самим заявителем.
Таким образом, прилагаемые к заявке предпринимателя документы не соответствовали требованиям пункта 9 настоящего Порядка, что исключает его участие в конкурсе по отбору на право получения грантов.
При этом непредставление заявителем предусмотренных подпунктом 15 пункта 9 Порядка отбора документов лишило Комиссию возможности оценить заявителя и установить соответствие его требованиям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 8 Порядка отбора.
При таких обстоятельствах, Комиссией обоснованно принято решение о признании заявителя не допущенной к отбору КФХ на право получения грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о правомерности представления для участия в конкурсе декларации по НДФЛ именно за 2014 год и необходимости применения при разрешении настоящего спора части 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ судом признаны несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании указанной нормы права, подлежащей применению к отношениям, связанным с отнесением организаций и индивидуальных предпринимателей к категориям субъекта малого или среднего предпринимательства, тогда как в спорных правоотношениях статья 4 указанного Закона применяется в части установления соответствия заявителя критериям микропредприятия.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на допущенные Комиссией нарушения порядка допуска заявителей к участию в конкурсе, сроков приема документов и их описи судом признаны несостоятельными, поскольку соответствующими доказательствами не подтверждены.
Относительно требования о признании незаконным решения Конкурсной комиссии о не предоставлении единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам в части, касающейся поданной заявителем заявки, суд первой инстанции обоснованно отметил, что в связи с большим количеством лиц, заявившихся на получение данного вида поддержки и недостаточным объемом средств областного бюджета, направленных на финансирование данного вида государственной поддержки, Конкурсной комиссией было принято решение о не предоставлении заявителю единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, что отражено в Протоколе заседания Конкурсной комиссии от 05.05.2016 N 2.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года по делу N А60-27484/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя, главы фермерского хозяйства "Заветное" Тюрниной Ксении Борисовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27484/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2017 г. N Ф09-2486/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Глава фермерского хозяйства Тюрнина Ксения Борисовна, ИП, глава фермерского хозяйства "Заветное" Тюрнина К. Б.
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП Ип Бархатов Антон Александрович, ИП Ип Бахарев Денис Игоревич, ИП Ип Бубенщиков Петр Викторович, ИП Ип Бугров Олег Анатольевич, ИП Ип Булатов Иван Сергеевич, ИП Ип Голубева Елена Николаевна, ИП Ип Гуринов Алексей Федорович, ИП Ип Захаров Дмитрий Владимирович, ИП Ип Зенков Александр Николаевич, ИП Ип Ионина Юлия Владимировна, ИП Ип Казанцев Сергей Борисович, ИП Ип Казутина Наталья Сергеевна, ИП Ип Карлюк Александр Владимирович, ИП Ип Колесникова Ираида Павловна, ИП Ип Кропинов Дмитрий Леонидович, ИП Ип Кузнецов Алексей Владимирович, ИП Ип Магаяев Мурат Ахматович, ИП Ип Малышкин Андрей Николаевич, ИП Ип Меренкова Людмила Владимировна, ИП Ип Мокроносов Дмитрий Матвеевич, ИП Ип Назимкин Андрей Викторович, ИП Ип Новоселов Сергей Георгиевич, ИП Ип Осинцев Михаил Андреевич, ИП Ип Попов Михаил Александрович, ИП Ип Русских Евгений Зиновьевич, ИП Ип Сизиков Александр Николаевич, ИП Ип Скулкина Ольга Михайловна, ИП Ип Стенина Мария Олеговна, ИП Ип Ступакова Оксана Владимировна, ИП Ип Фархуттинов Альберт Хакимович, ИП Ип Хлыбов Павел Сергеевич, ИП Ип Шарипов Кодир Закирович, ИП Ип Шаяхметов Ильнур Фартиович, ИП Ип Щербаков Александр Владимирович, Шаяхметов Ильнур Фаритович, Конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам), Тюрнина Ксения Борисовна