Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2017 г. N Ф04-1634/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А46-9861/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарём Бака М.Е., после перерыва секретарём Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16292/2016) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2016 по делу N А46-9861/2016 (судья Савинов А.В.), принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконными действий,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева", государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства",
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Абдрахманова М.Н. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 03-02/482 от 24.01.2017 сроком действия по 31.12.2017);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Ю.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 221 от 29.12.2016 сроком действия по 31.12.2017);
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева" - до перерыва: Бессонова Л.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 09.01.2017 сроком действия 1 год); после перерыва: не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее по тексту - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления от 18.04.2016 N 55/101/002/2016-7260 в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 9298,9кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60, а также об обязании выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: Офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 9298,9кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева" (далее по тексту - БУЗОО "КОБ им.В.П. Выходцева", учреждение), государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (далее по тексту - ГПОО "Омский ТИЗ", предприятие).
Решением по делу Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения Управлением Росреестра по Омской области отказа в выдаче Министерству повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект недвижимости у регистратора отсутствовали документы и сведения, достаточные для удовлетворения заявления.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что площадь спорного объекта капитального строительства была увеличина за счет реконструкции (перепланировки) означенного недвижимого имущества.
Напротив, как указывает Министерство, из предоставленных документов следует, что в названном объекте установлено наличие подвального помещения и технического этажа, площадь которых ранее не была включена в общую площадь рассматриваемого объекта капитального строительства и, соответственно, не отражена в технической документации 1980 года на спорный объект.
Податель жалобы отмечает, что с момента постройки спорного здания ни учреждением, ни Министерством не проводились какие-либо работы, затрагивающие основные несущие и ограждающие конструкции здания, либо оказывающие влияние на конструктивные характеристики надежности и безопасности здания.
В этой связи, как отмечает заявитель, у учреждения и собственника данного объекта капитального строительства отсутствовала необходимость как в получении разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, так и в предоставлении данных документов для выдачи повторного свидетельства с учетом изменившейся площади спорного объекта.
Также в апелляционной жалобе и дополнениям к ней относительно доводов Управления о непредставлении заинтересованному лицу на регистрацию в пакете документов, подтверждающих площадь рассматриваемого объекта капитального строительства, податель жалобы отмечает, что в рамках регистрационного дела N 55:36:000000:5998 вместе с заявлением Управлению были предоставлены: акт проверки от 17.12.2015, а также копия кадастрового паспорта на спорный объект, копия ответа предприятия от 30.11.2015 N 1304/21856, из которых следует, что изменение площади рассматриваемого объекта капитального строительства произошло за счет технической ошибки, при этом признаки реконструкции объекта путем надстройки технического этажа и устройства подвала не выявлены. Министерство указывает, что Госстройнадзорм Омской области была проведена выездная проверка двух зданий (больницы и поликлиники), расположенных по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова,60/ул. Декабристов, 41, по результатам которой составлен один акт выездной проверки от 17.12.2015.
В предоставленных до начала судебного заседания отзыве и дополнительном отзыве Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, открытом 02.02.2017, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09.07.2017.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, возобновленное после перерыва, не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Росреестра по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, отзыв и дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - ЕГРП) имеется запись о государственной регистрации права собственности Омской области субъекта Российской Федерации на объект недвижимости: Офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 7069,7кв.м, литера А, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60 (далее также - объект, объект капитального строительства).
Согласно свидетельству о праве оперативного управления от 05.02.2009 (серия 55АВ N 869256) вышеуказанный объект передан в оперативное управление БУЗОО "КОБ им. В.П. Выходцева".
В дальнейшем, при текущей инвентаризации вышеуказанного строения 12.12.2014 специалистом ГПОО "Омский ТИЗ" было зафиксировано увеличение общей площади строения на 2229,2 кв.м. за счет внутренней перепланировки и исправления технической ошибки, допущенной при первичной инвентаризации, а именно: не включения в общую площадь здания части площадей подвала и технического этажа. В этой связи на означенный объект был оформлен технический паспорт от 18.12.2014, где указана общая площадь строения 9298,9 кв.м.
В связи с установленными изменениями общей площади строения БУЗОО "КОБ им. В.П. Выходцева" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Сообщением Управления Росреестра по Омской области от 24.02.2016 N 55/201/032/2015-2313 учреждению было отказано в удовлетворении заявления по причине отсутствия сведений в ЕГРП об изменениях общей площади здания.
На основании технического паспорта и заявления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области произведен учет изменений вышеуказанного объекта недвижимости и 02.03.2016 внесены соответствующие сведения в ЕГРП.
В связи с необходимостью приведения в соответствие размеров общей площади строения поликлиники, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, фактическим данным, полученным в результате технической инвентаризации, БУЗОО "КОБ им. В.П. Выходцева" обратилось к Министерству для решения указанного вопроса.
01.03.2016 Министерством подано заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Сообщением от 18.04.2016 N 55/101/002/2016-7260 Управлением Росреестра по Омской области отказано в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Основанием отказа послужило, то, что в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления учреждения в отношении объекта недвижимого имущества: офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 7069,7 кв.м., количество этажей: 2-4, в том числе подземных этажей: 1, в то время как согласно сведениям государственного кадастра недвижимости общая площадь указанного здания за счет внутренней перепланировки и исправления технической ошибки, допущенной при первичной инвентаризации здания, составляет 9298,9 кв.м. В этой связи заинтересованное лицо пришло к выводу, что спорный объект площадью 9298,9 кв.м. не может быть отнесен к ранее учтенным объектам. Учитывая, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие, что изменения, повлекшие увеличение площади спорного объекта капитального строительства, не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, Управление Росреестра по Омской области отказало в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект капитального строительства.
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Омской области является незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.11.2016 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Министерством в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями послужил отказ Управления, оформленный сообщением от 18.04.2016 N 55/101/002/2016-7260, в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорный объект капитального строительства.
Согласно обжалуемому решению суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признал означенный отказ Управления Росреестра по Омской области правомерным, указав, что у заинтересованного лица на момент вынесения означенного отказа отсутствовали документы, подтверждающие законность произведенных изменений площади спорного объекта капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции находит изложенный вывод суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
Так, на момент обращения Министерства с заявлением о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, пункту 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789, в отношении документов, представленных для повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права, проводится правовая экспертиза.
В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765, действовавшими на момент обращения Министерства с названным заявлением, повторная выдача правообладателю нового свидетельства осуществляется взамен ранее утерянного, пришедшего в негодность, а также в связи с внесением в содержащуюся в ЕГРП запись о праве изменения, в том числе в связи с допущенными в ранее выданном свидетельстве ошибками.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В рассматриваемом случае в качестве такого основания указан пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, согласно которому не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из буквального содержания отказа Управления, оформленного письмом от 18.04.2016, следует, что в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления учреждения в отношении объекта недвижимого имущества: офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 7069,7 кв.м., количество этажей: 2-4, в том числе подземных этажей: 1, в то время как согласно сведениям государственного кадастра недвижимости общая площадь указанного здания за счет внутренней перепланировки и исправления технической ошибки, допущенной при первичной инвентаризации здания, составляет 9298,9 кв.м. В этой связи заинтересованное лицо пришло к выводу, что спорный объект площадью 9298,9 кв.м. не может быть отнесен к ранее учтенным объектам, указав при этом, что Министерством в нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации также не предоставлены документы, подтверждающие, что изменения, повлекшие увеличение площади спорного объекта капитального строительства, не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, этажности, площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-строительного обеспечения).
При этом в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей, а согласно пунктам 1, 2 статьи 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительства и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Пунктом 7 Приказа Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества" установлено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменение внешнего облика сложившейся застройки города или иного поселения, отдельных объектов и не затрагивает характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Из анализа приведенных норм следует, что в данном случае для разрешения вопроса о законности или незаконности рассматриваемого отказа регистрирующего органа в выдаче повторного свидетельства необходимо установить произошло ли изменение (увеличение) площади спорного объекта за счет работ по реконструкции (перепланировке) здания, для проведения которых требовалось получение соответствующего разрешения.
Так, из материалов дела, в частности, письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от 23.12.2015 N 4950, на которой, в том числе, ссылается Управление в оспариваемом отказе, следует, что изменение фактической площади здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, 60, произошло за счет внутренней перепланировки и исправления технической ошибки, допущенной при первичной инвентаризации здания, а именно: в общую площадь здания частично не были включены площади подвала и технического этажа. Т.е. буквальное толкование данного ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области позволяет сделать вывод, что изменение размера площади объекта капитального строительства произошло исключительно в результате не включения изначально в общую площадь рассматриваемого объекта капитального строительства площади подвала и технического этажа при внесении сведений о данном объекте в соответствующую техническую документацию, ЕГРП и ГКН, а не в результате произведенной перепланировки.
Изложенное, в том числе, подтверждается ответами предприятия от 30.11.2015 N 1304/22856, от 22.12.2015 N 1304/24607, из которых следует, что изменение площади объекта капитального строительства путем ее увеличения на 2229,2 кв.м. произошло за счет технической ошибки, допущенной Омским городским бюро технической инвентаризации при первоначальной регистрации рассматриваемого объекта и внесении о нем сведений в техническую документацию, ЕГРП и ГКН (л.д. 112, 114).
Кроме того, в письме от 21.12.2015 Госстройнадзор Омской области, которым на основании распоряжения от 08.12.2015 N 1363-р в связи с обращением Управления была проведена внеплановая выездная проверка объекта капитального строительства: "Клиническая офтальмологическая больница имени В.П. Выходцева", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, 60/ул. Декабристов, 41, указывает, что в соответствии с проектом "Реконструкция офтальмологической больницы по ул. Лермонтова в г. Омске", выполненного проектным институтом "Омскгражданпроект": лист АР-5 "разрез по "2-2"", имеются сведения о наличии подвального помещения и технического этажа, т.е. данные помещения существовали на момент реконструкции объекта до ввода в эксплуатацию. В названном письме Госстройнадзор Омской области также заключает, что по результатам проведенной проверки признаков реконструкции путем надстройки технического этажа и устройства подвала не выявлено (л.д. 111).
При этом тот факт, что регистрирующему органу не был предоставлен сам акт проверки Госстройнадзора Омской области от 17.12.2015, не принимается судом апелляционной инстанции в качестве правомерного основания отказа в выдаче означенного свидетельства, поскольку означенное письмо Госстройнадзора Омской области фактически дублировало содержание акта проверки от 17.12.2015.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что увеличение площади рассматриваемого объекта произошло ввиду технической ошибки, допущенной Омским городским бюро технической инвентаризации при первоначальной регистрации рассматриваемого объекта и внесении о нем сведений в техническую документацию, ЕГРП и ГКН, а не в результате проведения собственником означенного здания, равно как и учреждением работ по реконструкции (перепланировке) объекта, выполнение которых требует получения соответствующих разрешительных документов.
Обратного Управлением Росреестра по Омской области не доказано и материалами дела не подтверждается.
В этой связи апелляционный суд приходит к выводу, что у Управления Росреестра по Омской области отсутствовали правовые основания для отказа Министерству в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 9298,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60, в связи с чем решение Управления от 18.04.2016 N 55/101/002/2016-7260 признается незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из требований Министерства, в качестве восстановления нарушенного права податель жалобы просит обязать Управление выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: Офтальмологическая больница - здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 9298,9кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60.
Вместе с тем с 02.01.2017 отношения в сфере государственной регистрации недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который в части 1 статьи 28 предусматривает, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Т.е. действующим законодательством выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности, в том числе повторных, не предусмотрена.
В этой связи суд апелляционной инстанции, определяя способ, обеспечивающий восстановление нарушенных прав Министерства как того требует пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным сформулировать его следующим образом: обязать Управление Росреестра по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства, что подлежит исполнению в соответствии с действующим на настоящий момент законодательством.
С учетом изложенного принятый судом первой инстанции судебный акт подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела), с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных в рамках рассмотрения данного спора требований Министерства.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Министерства, являющегося заявителем по настоящему делу и освобождённого от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2016 по делу N А46-9861/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные Министерством имущественных отношений Омской области, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 18.04.2016 N 55/101/002/2016-7260 об отказе в выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: здание с кадастровым номером 55:36:000000:5998, общей площадью 9298,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Омск, ул. Лермонтова, д.60.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства имущественных отношений Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9861/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2017 г. N Ф04-1634/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кдастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клиническая офтальмологическая больница им. В.П. Выходцева", государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", Государственное предприятие Омской области "Центр технической инвентаризации и землеустройства"