г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А56-57135/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30017/2016) ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2016 по делу N А56-57135/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" (195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д.19/30, ОГРН 1089847227250, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.68, лит.А, далее- ГЖИ, инспекция) от 21.07.2016 N 3044/16 о привлечении общества к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 273-70).
Решением суда первой инстанции, принятым в порядке упрощенного производства, ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований по тем основаниям, что фактически инспекцией проводились не мероприятия по контролю, а выездная проверка с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга издано распоряжение от 18.05.2016 N 21-р "Об осуществлении контроля за соблюдением требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334) в период летней уборки с 19.05.2016 по 14.10.2016. Согласно указанному распоряжению ГЖИ необходимо осуществлять постоянный контроль за соблюдением требований обеспечения чистоты и порядка на придомовых территориях жилищного фонда Санкт-Петербурга.
На основании указанного распоряжения, согласно уведомлению от 30.05.2016 N 05/7936-р, инспектором ГЖИ Санкт-Петербурга, с участием представителей ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района", ОТК Красногвардейского, Выборгского районов ГЖИ Санкт-Петербурга, проведена проверка соблюдения требований обеспечения чистоты и порядка на придомовой территории жилищного фонда Красногвардейского района.
По результатам проверки, с участием представителя общества, составлен акт от 31.05.2016 N 05/7936 осмотра многоквартирных домов, расположенных по адресам: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 48, д. 54 к. 2, д. 66, к. 1, д. 68, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района", в котором зафиксировано ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию фасада здания не проведена систематическая проверка состояния фасадов и его элементов, прочности креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивости парапетных и балконных ограждений; не произведен поддерживающий и текущий ремонт отдельных элементов фасадов; допущено разрушение балконных ограждений.
По факту нарушения пунктов 1.1.1, 1.6.2, 6.4.1, 6.3.3 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге N 1135, в отношении ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" 08.07.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 05/7936 о наличии признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 20 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
На основании протокола об административном правонарушении и материалов административного дела, 21.07.2016 должностным лицом ГЖИ вынесено постановление N 3044/16 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за нарушение Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135.
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с тем, что при проведении проверочных мероприятий инспекцией допущено нарушение положений Закона N 294-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда по следующим основаниям.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района", следовательно, именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию спорных многоквартирных домов.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135, с привлечением к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Статьей 20 Закона Санкт-Петербурга N273-70 предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
В соответствии с пунктами "в", "г" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Таким образом, балконные плиты, фасад в целом как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а заявитель является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе фасада) в соответствии с требованиями, установленными законодательством и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Единые и обязательные требования в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге определены Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила).
На основании пункта 3.1 Правил N 1334 объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и исправном состоянии.
Согласно пункту 3.13 Правил N 1334 владельцы объектов недвижимости и объектов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт указанных объектов, устранение недостатков и неисправностей, модернизацию и реставрацию в соответствии с архитектурно-планировочными заданиями, а также производить замену непригодных к дальнейшей эксплуатации элементов или объектов благоустройства в целом.
Факт нарушения обществом требований пунктов 1.1.1, 1.6.2, 6.4.1, 6.3.3 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге N 1135 по адресам Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 48, д. 54 к. 2, д. 66, к. 1, д. 68, подтверждается актом осмотра от 31.05.2016 N 05/7936 с фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 08.07.2016 N 05/7936.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что инспекцией был нарушен порядок проведения проверки в отношении общества, результаты которой явились основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 18.05.2016 N 21-р предусматривалось осуществление проведения контрольных мероприятий по исполнению требований Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N1334.
Фактически согласно уведомлению от 30.05.2016 N 05/7936-р специалист ГЖИ осуществил внеплановую проверку ООО "Жилкомсервис N 3 Красногвардейского района" по вопросу содержания общего имущества собственников многоквартирных жилых домов по адресам Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 48, д. 54 к. 2, д. 66, к. 1, д. 68.
По результатам проверки, с участием представителя общества, составлен акт осмотра многоквартирных домов от 31.05.2016 N 05/7936 и у общества приглашением от 07.07.2016 N 05/7936-р запрошен перечень документов.
Выявлению правонарушения предшествовало уведомление общества о проведении внеплановой проверки, при этом основания для проведения проверки (плановой или внеплановой), установленные Законом N 294-ФЗ, не представлены.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям порядка проведения проверки относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки).
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
В данном случае, как следует из материалов дела, общество было уведомлено о проведении 31.05.2016 проверки до ее начала, представитель общества Устинов С.В. присутствовал при проведении проверки и составлении акта, что свидетельствует о взаимодействии между обществом и инспекцией в ходе проверки.
В силу части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Однако в рассматриваемом случае, протокол осмотра территории в порядке статьи 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (с участием понятых) либо протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, фиксирующий событие правонарушения немедленно после выявления административного правонарушения, инспекцией не составлялся. Протокол об административном правонарушении от 08.07.2016 N 05/7936 составлен по результатам проведенной 31.05.2016 проверки, оформленной актом N 05/7936-р.
Таким образом, допущенное инспекцией грубое нарушение требований Закона N 294-ФЗ (отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки) влечет недействительность результатов проверки - постановление от 21.07.2016 по делу об административном правонарушении N 3044/16.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21.07.2016 по делу об административном правонарушении N 3044/16.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2016 по делу N А56-57135/2016, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 21.07.2016 N 3044/16 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" к административной ответственности по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Борисова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57135/2016
Истец: ООО "Жилкомсервис N3 Красногвардейского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30017/16