г. Челябинск |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А07-9851/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Табигат" Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2016 по делу N А07-9851/2016 (судья Решетников С.А.).
В заседании принял участие представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - Шаяхова Рузалия Фанисовна (паспорт, доверенность N 02-ою от 12.01.2017).
Государственной унитарное предприятие "Табигат" Республики Башкортостан (далее - заявитель, ГУП "Табигат" РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 03-06/7-41/16 от 11.03.2016, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2016 (резолютивная часть решения объявлена 15.11.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения.
Указывает, что заявителем были приняты все зависящим от него меры по недопущению нарушений, в том числе указывает, что информация направлялась на центральный сервер Федеральной службы по тарифам России, однако суд не дал оценки представленному в материалы дела доказательству данного обстоятельства, ходатайство заявителя об истребовании доказательств от 28.10.2016 в решении суда не отражено.
До начала судебного заседания Комитет представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание заявитель не явился.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.01.2016 N 03-ОД Комитетом проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП "Табигат" РБ, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных правовыми актами.
В ходе осуществления плановой выездной проверки Комитетом выявлены факты несоблюдения ГУП "Табигат" РБ обязательных требований установленных п.4 ст.3 Федерального закона от 30.12.2044 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса" (далее - Постановление N1140).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.02.2016, с приложениями (л.д.139-154, т.1).
В связи с выявленными нарушениями 24.02.2016 административным органом в присутствии директора ГУП "Табигат" РБ, Габитова Р.М., составлен протокол об административном правонарушении N 03-06/7-41/16 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
11.03.2016 административным органом вынесено постановление N 03-06/7-41/16, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП "Табигат" РБ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Кроме того, судом первой инстанции установлено отсутствие существенных нарушений процедуры проведения проверки и привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена ответственность, наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением N 1140 обязанностью организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Регулируемыми организациями информация раскрывается путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность; б) опубликования на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;
Пунктом 56 и 61 Постановления N 1140 установлено, что регулируемой организацией раскрытию подлежит: информация о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) (пункт 56 Постановления N 1140);
информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, содержит сведения об условиях публичных договоров оказания регулируемых услуг (пункт 61 постановления N 1140).
Информация о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) содержит сведения об утвержденных тарифах на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (пункт 56 Постановления N 1140).
Пунктом 62 Постановления N 1140 установлено, что информация о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.
Одновременно с информацией о ценах (тарифах) на регулируемые услуги на сайте в сети Интернет публикуются сведения о финансово- хозяйственной деятельности регулируемой организации, указанные в подпунктах "а" - "д", "з", "и" пункта 58, учтенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) при установлении тарифов и надбавок к тарифам на очередной период регулирования. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (пункт 58 постановления N 1140), содержит сведения: а) о виде регулируемой деятельности (утилизация твердых бытовых отходов, обезвреживание твердых бытовых отходов, захоронение твердых бытовых отходов); б) о выручке от регулируемой деятельности (тыс. рублей); в) о себестоимости оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности (тыс.рублей), включающей: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств и аренду имущества, используемого в технологическом процессе; общепроизводственные (цеховые) расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; общехозяйственные (управленческие) расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; расходы на ремонт (капитальный и текущий) основных производственных средств; расходы на услуги производственного характера, выполняемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса; г) о валовой прибыли от оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); д) о чистой прибыли по регулируемому виду деятельности с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, по развитию системы (объектов) утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (тыс. рублей); з) об объеме принятых на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов (тыс. куб. м в год); и) о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Приложения N 2 к Приказу N 26 предоставление указанной информации осуществляется в формате шаблонов ЕИАС (Единая информационно-аналитическая система ФСТ России - информационной базы данных, обеспечивающих автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов, муниципальными образованиями, регулируемыми организациями) JKH.OPEN.INFO.PRICE.TBO; JKH.OPEN.INFO.DOC.TBO; JKH.OPEN.INFO.TARIFF.TBO
Постановлением Госкомитета РБ по тарифам:
- от 02.03.2015 N 46 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Аургазинский район Республики Башкортостан";
- от 25.03.2015 N 66 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Ермекеевский район Республики Башкортостан";
- от 28.04.2015 N 96 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан";
- от 26.03.2015 N 68 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Буздякский район Республики Башкортостан";
-от 22.05.2015 N 112 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Кушнаренковский район Республики Башкортостан";
- от 17.12.2015 N 760 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 24.02.2016 вышеуказанная информация за регулируемый период 2016 год ГУП "Табигат" РБ на официальном сайте ГУП "Табигат" РБ, а также на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не была раскрыта.
Пунктом 55 Постановления N 1140 установлено, что регулируемой организацией раскрытию подлежит информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (пункт 58 постановления N1140). Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (пункт 58 постановления N 1140), содержит сведения: а) о виде регулируемой деятельности (утилизация твердых бытовых отходов, обезвреживание твердых бытовых отходов, захоронение твердых бытовых отходов); б) о выручке от регулируемой деятельности (тыс. рублей); в) о себестоимости оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей), включающей: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; расходы на амортизацию основных производственных средств и аренду имущества, используемого в технологическом процессе; общепроизводственные (цеховые) расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; общехозяйственные (управленческие) расходы, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; расходы на ремонт (капитальный и текущий) основных производственных средств; расходы на услуги производственного характера, выполняемые по договорам с организациями на проведение регламентных работ в рамках технологического процесса; г) о валовой прибыли от оказания услуг по регулируемому виду деятельности (тыс. рублей); д) о чистой прибыли по регулируемому виду деятельности с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, по развитию системы (объектов) утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (тыс. рублей); е) об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет ввода (вывода) из эксплуатации (тыс. рублей); ж) о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему (раскрывается регулируемыми организациями, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год); з) об объеме принятых на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов (тыс. куб. м в год); и) о среднесписочной численности основного производственного персонала (человек). Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (часть первая) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 к Приказу N 26 предоставление указанной информаци осуществляется в формате шаблонов ЕИАС (Единая информационно-аналитическая система ФСТ России - информационной базы данных, обеспечивающих автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов, муниципальными образованиями, регулируемыми организациями) JKH.OPEN.INFO.BALANCE.TBO; FORMA1.BUHG, FORMA2.BUHG, FORMA3.BUHG,FORMA4.BUHG, FORMA5.BUHG, FORMA6.BUHG.
На 2014 год Госкомитетом РБ по тарифам были установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, в соответствии с которыми ГУП "Табигат" РБ осуществляло регулируемую деятельность в 2014 году: Постановлением Госкомитета РБ по тарифам: - от 20.02.2014 N 44 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Архангельский район Республики Башкортостан"; - от 24.01.2014 N 18 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Кушнаренковский район Республики Башкортостан" (в ред. от 07.08.2014 N 233); - от 24.01.2014 N 16 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан в муниципальном районе Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 24.02.2014 информация за регулируемый период 2014 год ГУП "Табигат" РБ на своем официальном сайте, а также на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не раскрыта.
Фактические обстоятельства подтверждаются актом от 24.02.2016, скриншотами от 24.02.2016 с официального сайта ГК РБ по тарифам, протоколом об административном правонарушении от 24.02.2016 N 03-06/7-41/16.
При таких обстоятельствах вывод административного органа о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, является правильным.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности представления обществом информации в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, у суда первой инстанции имелись основания для признания доказанной вины ГУП "Табигат" РБ в совершении вмененного ему правонарушения.
Ссылка заявителя на то, что ГУП "Табигат" РБ были приняты все зависящим от него меры по недопущению нарушений, опровергается материалами дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, направление информации на центральный сервер Федеральной службы по тарифам России не может считаться надлежащим исполнением требований стандартов раскрытия информации, поскольку соответствующий порядок регламентирован подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 Постановления N 1140.
Так, в силу обозначенного подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Постановления N 1140 регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности административным органом и судом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Ссылка подателя жалобы на то, что ходатайство заявителя об истребовании доказательств от 28.10.2016 в решении суда не отражено, подлежит отклонению, поскольку коллегия судей отмечает, что само по себе не отражение в оспариваемом судебном акте ходатайства заявителя не повлекло за собой нарушения прав сторон на обжалование судебного акта, а также не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.11.2016 по делу N А07-9851/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Табигат" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9851/2016
Истец: ГУП "Табигат" Республики Башкортостан
Ответчик: Государственный комитет РБ по тарифам