Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
12 января 2017 г. |
Дело N А31-6046/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Дворецкого П.П. - руководителя ликвидационной комиссии,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вохомское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.10.2016 по делу N А31-6046/2016, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску открытого акционерного общества "Вохомское автотранспортное предприятие" (ИНН: 4410000241, ОГРН: 1024402433186)
к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (ИНН: 4401015844, ОГРН: 1024400527777)
третье лицо: Департамент финансов Костромской области
(ИНН: 4401006423, ОГРН: 1024400516084),
о взыскании 451 195,22 руб. убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Вохомское автотранспортное предприятие" (далее - Истец, ОАО "Вохомское АТП", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Ответчик, Департамент) о взыскании 451 195,22 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.10.2016 в иске отказано.
ОАО "Вохомское АТП" с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда, что Ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о выделении Обществу в 2015 субсидии именно в размере 2769,9 тыс. руб., о величине которой заявитель жалобы узнал только из ответа на претензию от 20.04.2016.
Поэтому заявитель жалобы настаивает на отмене решения от 07.10.2016, так как полагает, что при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства рассматриваемого спора.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Департамент финансов Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчика и третьего лица.
В судебном заседании апелляционного суда 12.01.2017 представитель ОАО "Вохомское АТП" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 07.10.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что Ответчик необоснованно уклоняется от исполнения своих обязанностей по возмещению недополученных доходов, возникающих при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, Истец обратился с соответствующим иском в суд о взыскании убытков в сумме 451 195,22 руб.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 15, 426, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 65, 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законов Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО "Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области" и от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлением администрации Костромской области от 30.01.2014 N 10-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта в 2014-2016 годах", заявленные требования признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Истца, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.
Положениями пункта 1 статьи 85 БК РФ установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В соответствии со статьей 3 Закона Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО "Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области" организатор перевозок - орган государственной власти Костромской области, орган местного самоуправления либо уполномоченное ими учреждение, исполняющее отдельные функции в части организации транспортного обслуживания населения.
В соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5 "О департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области" Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30.01.2014 N 10-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта в 2014-2016 годах" в целях обеспечения осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Костромской области, включенным в реестр маршрутов межмуниципального сообщения, в соответствии с договорами на обеспечение (временное обеспечение) осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) межмуниципального сообщения на территории Костромской области с применением провозной платы в пределах установленного тарифа по утвержденному главным распорядителем расписанию предоставлялись субсидии.
Согласно главе 3 указанного Порядка субсидии предоставляются лицам, указанным в пункте 4 Порядка, заключившим с главным распорядителем договор (договоры) на обеспечение (временное обеспечение) осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) межмуниципального сообщения в Костромской области (далее - договор) и имеющим недополученные доходы.
Размер субсидий рассчитывается главным распорядителем ежемесячно с учетом нарастающего итога и определяется как разница между суммой расходов, понесенных лицами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, при осуществлении регулярных перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок, при условии применения максимального тарифа, установленного распорядительным актом исполнительного органа государственной власти Костромской области в сфере регулирования цен (тарифов).
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 3.1.1 соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов N с-13/15 главный распорядитель обязан осуществлять возмещение недополученных доходов Получателя выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30.01.2014 N 10-а за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели Законом Костромской области от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2015 год плановый период 2016 и 2017 годов" в пределах лимитов бюджетных обязательств".
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2015 год (приложение N 10 к Закону Костромской области от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО) Департаменту как главному распорядителю средств областного бюджета по ведомственной принадлежности были предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 78 728 тыс. руб. на предоставление субсидий на отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта.
Материалами дела подтверждается, что на Департамент возложено осуществление функции организатора перевозок автомобильным, водным, железнодорожным и воздушным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении.
Между ОАО "Вохомским АТП" и Департаментом были заключены договоры на временное обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам межмуниципального сообщения:
- от 15.12.2014 N 61/14в по маршруту N 564 Шарья-Вохма,
- от 15.12.2014 N 61/14в по маршруту N 362 Вохма-Боговарово,
- от 15.12.2014 N 61/14в по маршруту N 368 М. Раменье-Боговарово,
- от 15.12.2014 N 61/14в по маршруту N 369 Вохма-Макарята.
По условиям данных договоров ОАО "Вохомское АТП" осуществляло регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 N 539-4-ЗКО при оказании Перевозчиком населению услуг по перевозке пассажиров и багажа маршрутными транспортными средствами соответствующей категории на условиях публичного договора с применением провозной платы в пределах установленного тарифа и предоставлением установленных льгот по оплате проезда (преимуществ по провозной плате) отдельным категориям граждан в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
06.02.2015 между ОАО "Вохомским АТП" и Департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов N с-13/15, по условиям которого (пункт 1.1) Главный распорядитель принимает на себя обязательства по возмещению недополученных доходов Получателя, возникающих при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам межмуниципального сообщения с применением провозной платы в пределах установленного тарифа, в целях исполнения обязательств по Договорам на временное обеспечение осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
По условиям раздела 2 соглашения:
- Предоставление субсидий Получателю осуществляется при наличии недополученных доходов, возникающих при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - регулярных перевозок; по маршрутам в связи с исполнением договоров, указанных в пункте 1.2 соглашения).
- Размер субсидии рассчитывается Главным распорядителем ежемесячно с учетом нарастающего итога и определяется как разница между суммой расходов, понесенных Получателем при осуществлении регулярных перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления регулярных перевозок, при условии применения максимального тарифа, установленного распорядительным актом исполнительного органа государственной власти Костромской области в сфере регулирования цен (тарифов).
- Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Костромской области от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО.
Согласно пункту 3.1.1 соглашения Главный распорядитель обязан осуществлять возмещение недополученных доходов Получателя от выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 30.01.2014 N 10-а за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на эти цели Законом Костромской области от 25.12.2014 N 618-5-ЗКО.
По расчету Истца размер убытков составил 451 195,22 руб. (расчет произведен как разница между полученными Истцом доходами в сумме 1865448,70 руб., полученным возмещением недополученных доходов в сумме 2769000 руб. и фактическими затратами Истца в сумме 5 086 543,92 руб.).
Довод Общества о выделении ему субсидии в размере 2769,9 тыс. руб., тогда как в письме от 02.12.2015 до Общества была доведена сумма 3000 тыс. руб., апелляционный суд отклоняет, поскольку в силу требований постановления администрации Костромской области от 30.01.2014 N 10-а "О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта в 2014 - 2016 годах" перевозчик предоставляет в адрес департамента заявление и прогнозные показатели деятельности предприятия на финансовый год.
Лимиты бюджетных обязательств распределяются в соответствии с заявленными прогнозными показателями, а также с учетом фактических результатов работы предприятия за предыдущий период в пределах, доведенных до Департамента бюджетных ассигнований.
Указание в письме от 02.12.2015 на сумму лимита в размере 3000 тыс. рублей не свидетельствует о том, что эта же сумма является суммой выделенной ОАО "Вохомское АТП" субсидии, так как в течение финансового года лимиты бюджетных обязательств перераспределяются между перевозчиками с учетом представленных отчётов о деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Костромской области по фактическому размеру недополученных доходов.
Таким образом, данным документом предусмотрена возможность изменения лимитов бюджетных обязательств, определенных для конкретного перевозчика, поэтому перечисление ОАО "Вохомское АТП" в течение года субсидии в размере 2769,9 тыс. руб. автоматически не свидетельствует о неправомерных действиях Ответчика и не может быть признано убытками, причиненными Обществу.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 07.10.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ОАО "Вохомское АТП" по изложенным в них доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Заявителю жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы, в дальнейшей отсрочке уплаты государственной пошлины ОАО "Вохомское АТП" отказано в связи с непредставлением доказательств наличия оснований для отсрочки по уплате государственной пошлины, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 07.10.2016 по делу N А31-6046/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вохомское автотранспортное предприятие" (ИНН: 4410000241, ОГРН: 1024402433186) - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Вохомское автотранспортное предприятие" в федеральный бюджет 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6046/2016
Истец: ОАО "Вохомское автотранспортное предприятие", ОАО "Вохомское АТП"
Ответчик: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Костромская область в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Костромская область в лице Депратамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ