г. Томск |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А27-16896/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чапановой С.И.,
при участии в заседании:
от истца - без участия (извещен);
от ответчика - Лисин А.В. по доверенности N 148 от 27.05.2014, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании дело N А27-16896/2016
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, город Красноярск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, город Кемерово)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Кузбассэнерго - региональные электрические сети" (далее - ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", Компания) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК", Общество) с иском о взыскании 97 704,44 рублей задолженности, 578,71 рублей пени за период с 21.04.2016 по 27.04.2016 с дальнейшем начислением пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2016 по день фактической оплаты, 205,55 рублей процентов по денежному обязательству за период с 21.04.2016 по 27.04.2016 с дальнейшем начислением процентов по денежному обязательству исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы обязательств за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2016 по день фактической оплаты.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 317.1, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии N 2176/14 от 01.01.2015, за март 2016 года, что привело к образованию задолженности, начислению пени и процентов по денежному обязательству.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 18 октября 2016 года) в удовлетворении иска полностью отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не учел, что ни нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения стоимости услуг по передаче электрической энергии, ни договор не предусматривают определение стоимости услуг в размере меньшем, чем она может быть определена исходя из объема оказанных услуг и утвержденного в установленном порядке индивидуального тарифа; выводы суда о возможности вычитания из стоимости услуг стоимости потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не соответствуют установленным судом обстоятельствам; судом не принят во внимание довод истца о том, что стороны являются территориальными сетевыми организациями и не являются участниками оптового рынка электрической энергии; к расчетам между сетевым организациями не может применяться приобретение потерь по цене оптового рынка; каждая сетевая компания обязана самостоятельно покупать свои потери, и это никак не связано с оказанием услуг по передаче электрической энергии между двумя смежными ТСО; вывод суда о праве ответчика на уменьшение стоимости услуг истца на сумму, составляющую заявленные истцом разногласия, не основан на достоверных доказательствах; ответчик не подтвердил документально и расчетами правомерность отнесения на электрические сети истца всех потерь, которые были определены для потребителя ответчика коммерческим оператором торговой системы; вывод суда о том, что истец сам, являясь потребителем услуг вышестоящей сетевой организации (ОАО "Федеральная сетевая компания") и передавая ее с оптового рынка своим потребителям, смежным сетевым организациям, не оплачивает ОАО "Федеральная сетевая компания" стоимость нагрузочных потерь, не основан на материалах дела. Суд в нарушение пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии ходатайства истца и при наличии необходимости выяснить указанные истцом обстоятельства, отказал в удовлетворении ходатайства истца о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
ООО "КЭнК" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности по оплате услуг истца в части стоимости потерь, учтенных в равновесных ценах электрической энергии основан на нормах действующего законодательства, а также на фактических доказательствах, представленных в материалы дела; согласно письменных пояснений Федеральной антимонопольной службы во всех установленных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, учтена стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях в соответствии с Основами ценообразования, в связи с чем стоимость услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемая потребителями услуг, определяется по установленным тарифам на услуги по передаче электрической энергии и уменьшается на стоимость нагрузочных потерь, учтенную в ценах на оптовом рынке; из пояснений Минэнерго России следует, что территориальные сетевые организации в целях избежание двойного учета стоимости потерь, учтенных в равновесных ценах, также должны уменьшать свои расходные обязательства; компенсация потерь между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком является самостоятельной и не влияет на взаимоотношения сетевых организаций в части оплаты услуг по передаче электрической энергии; объем нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию, и их стоимость определены по отчетам администратора торговой системы оптового рынка электрической энергии; ответчик правомерно предъявил всю стоимость потерь, учётных в равновесных ценах, приходящихся на электрические сети, истцу, поскольку именно у него аккумулируются все денежные средства, недоплаченные гарантирующему поставщику при компенсации стоимости нагрузочных потерь в сетях РКС на территории Кемеровской области; истец не представил доказательств, опровергающих вывод суда о том, что он сам, являясь потребителем услуг вышестоящей сетевой организации (ОАО "Федеральная сетевая компания") и передавая ее с оптового рынка своим потребителям, смежным сетевым организациям, не оплачивает ОАО "Федеральная сетевая компания" стоимость нагрузочных потерь; отказ суда в удовлетворении ходатайства истца о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не противоречит положениям части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции установлено нарушение норм процессуального права, а именно рассмотрение судом в порядке упрощенного производства дела, подлежавшего рассмотрению по общим правилам искового производства.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1, пункта 1 части 2, части 3 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации независимо от согласия сторон в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей, а также независимо от цены иска - если требования основаны на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Настоящее дело о взыскании денежных средств соответствует названным критериям, в связи с чем могло быть принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" заявлены исковые требования о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные ответчику в марте 2016 года в рамках договора N 2176/14 на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2015.
Ответчик в отзыве на исковое заявление указывал, что требования истца о взыскании оплаты за услуги по передаче электрической энергии по договору за март 2016 года без уменьшения на стоимость нагрузочных потерь неправомерны, поскольку ответчик вынужден дважды оплачивать стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах (один раз - при уменьшении стоимости услуг, оказанных участниками оптового рынка (ООО "Металлэнергофинанс" и ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), второй раз - при оплате стоимости услуг, оказанных ПАО "МРСК Сибири"), что нарушает баланс экономических интересов ответчика, приводит к возникновению экономически необоснованных доходов у истца и противоречит требованиям пункта 52 Правил недискриминационного доступа, которые направлены на исключение двойного учета потерь и, соответственно, на исключение, необоснованного обогащения сетевой организации - получателя платы. Ответчик представил расчет стоимости нагрузочных потерь, на которую ответчиком была уменьшена стоимость услуг по передаче электрической энергии за март 2016 года, оказанных ПАО "МРСК Сибири", произведенный на основании сведений, полученных от участников оптового рынка и данных ООО "АТС", а также ряд документов, которые он считает необходимыми.
Таким образом, с учетом доводов истца и возражений ответчика, суду первой инстанции надлежало исследовать вопросы о формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии и учете в его составе в полном объеме нормативных технологических потерь (включая объем потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах), подлежит ли стоимость услуг по передаче электроэнергии уменьшению на стоимость нагрузочных потерь электроэнергии, включенных в цену электроэнергии на оптовом рынке, а также проверить порядок определения ответчиком объема нагрузочных потерь, подлежащих вычитанию из стоимости услуг, предъявленных истцом к взысканию в рамках данного дела и расчет ответчика на соответствие первичным данным, представленным им в обоснование исключения нагрузочных потерь из стоимости услуг по передаче электрической энергии.
В этой связи рассмотрение судом настоящего дела в отсутствие необходимых доказательств по делу и без выяснения дополнительных обстоятельств подлежащих установлению в рамках предмета спора не может быть признано соответствующим целям эффективного правосудия, такое рассмотрение могло привести к принятию неправильного по существу судебного акта.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления N 62, в случае если в апелляционной жалобе приведены доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, которые признаны судом обоснованными, суд апелляционной инстанции применительно к части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Седьмой арбитражный апелляционный суд применительно к части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 28 Постановления N 62 перешел к рассмотрению арбитражного дела N А27-16896/2016 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем вынесено определение от 23.12.2016. Этим же определением судебное разбирательство по делу назначено на 24.01.2017.
Дело рассматривается судом с особенностями, установленными частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "КЭнК" поступили письменные пояснения, в которых ответчик указывает, что порядок определения стоимости потерь, учитываемых в равновесной цене на электрическую энергию на оптовом рынке не является предметом правового регулирования Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии; величина потерь в составе равновесных цен на электрическую энергию на оптовом рынке рассчитывается не как разность между количеством электрической энергии, поступившей в электрическую сеть и количеством электроэнергии, вышедшей из сети, а посредством математической модели, применяемой организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка для соответствующей группы точек поставки определенного потребителя. Факт оказания ответчиком услуг по передаче электрической энергии потребителям - субъектам оптового рынка электрической энергии, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами; стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию за март 2016 года - копиями отчетов, направленных ОАО "АТС" потребителям - субъектам оптового рынка.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв на 30 января 2017 года, информация о котором.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть исковое заявление ПАО "МРСК Сибири" в отсутствие его представителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика против удовлетворения искового заявления возражал по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "МРСК Сибири".
Как следует из материалов дела, 01.01.2015 между ПАО "МРСК Сибири" (сетевой организацией 1) и ООО "КЭнК" (сетевой организаций 2) заключен договор N 2176/14 оказания услуг по передаче электрической энергии (в редакции протокола согласования разногласий от 06.05.2015), в силу пункта 2.1 которого стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании, и оплачивать друг другу услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
Пунктом 4.1 договора установлено, что расчетным периодом для оплаты услуг по передаче электроэнергии по настоящему договору является один календарный месяц.
Сетевые организации 1 и 2 предоставляют друг другу акт об оказании услуг по передаче электроэнергии и счет-фактуру за расчетный месяц в соответствии с законодательством РФ (пункт 4.2 договора).
В силу пункта 4.9 договора сетевая организация 2 производит оплату услуг сетевой организации 1 на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии, подписанного сторонами, и счета-фактуры в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Договор вступает в силу с 01.01.2015 и действует до 31.12.2015 (пункт 6.1 договора); в случае, если ни одна из сторон не направила другой стороне в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора уведомление о расторжении договора, либо о внесении в него изменений, либо о заключении нового договора, то настоящий договор считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях (пункт 6.2 договора).
Постановлением Региональной энергетический комиссии Кемеровской области от 31.12.2015 N 1056 для взаиморасчетов между сетевыми организациями установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Во исполнение условий указанного договора ПАО "МРСК Сибири" в марте 2016 года оказало ответчику услуги по передаче электрической энергии рублей, выставило для оплаты счет-фактуру и оформило акт об оказании услуг по передаче электрической энергии по сети за март 2016 года.
ООО "КЭнК" указанный акт подписало с протоколом разногласий (последний от 05.08.2016), указав на нагрузочные потери на сумму 177 969,14 рублей.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах N 861. По договору на оказание услуг по передаче электроэнергии сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, а потребитель - оплачивать эти услуги в размере и сроки, установленные договором (пункты 14, 15 Правил N 861, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Истец и ответчик в настоящем споре, являясь смежными сетевыми организациями, выступают в отношении друг друга как потребители услуг по передаче электрической энергии.
Факт оказания услуг по передаче электрической энергии подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Разногласия сторон возникли относительно необходимости уменьшения стоимости услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах не электрическую энергию, и оплаченных покупателями на оптовом рынке электроэнергии.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.
Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пункты 69, 73 Основ ценообразования N 1178).
Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 2, подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
В силу подпункта "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой потребитель услуг вступает в правоотношения с одной из сетевых организаций ("котлодержателем") вне зависимости от того, сколько сетевых организаций фактически задействовано в передаче электроэнергии до этого потребителя. При модели "котел снизу" услуги оплачиваются сетевой организации, к которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, при модели "котел сверху" - одной из сетевых организаций, участвующих в котловой модели, определенной регулирующим органом. Впоследствии денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункты 8, 34 - 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2).
Как следует из пункта 52 Методических указаний N 20-э/2, когда потребители услуг по передаче электроэнергии (кроме сетевых организаций) оплачивают данные услуги сетевой организации, выполняющей функции единого "котлодержателя" (модель "котел сверху"), то данная сетевая организация единый "котлодержатель" должна оплатить услуги по передаче, оказанные ей смежной сетевой организацией, по тарифу, определяемому исходя из компенсации всех затрат смежной сетевой организации на оплату потерь. В случае, если каждая сетевая организация получает оплату за услуги по передаче электрической энергии непосредственно от ее потребителей услуг (кроме сетевых организаций) (модель "котел снизу"), то такая сетевая организация должна оплатить услуги по передаче, оказанные смежной сетевой организацией, по тарифу, определяемому исходя из суммы, оставшейся после вычитания расходов сетевой организации, получившей от потребителей оплату за оказанные услуги по передаче электроэнергии, из совокупной выручки от оказания указанных услуг.
Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования N1178, пунктом 49 Методических указаний N20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике, пунктом 53 Правил N 861, пунктом 4.5.4. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, нормативы потерь, электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям утверждаются Минэнерго России.
Нормативы потерь в соответствии пунктом 55 Правил N 861 определяются на основе:
1) технологических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, обусловленных физическими процессами, происходящими при передаче электрической энергии, с учетом технических характеристик линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии, условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства - для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС") и иных собственников объектов ЕНЭС;
2) сравнительного анализа потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций с дифференциацией но уровням напряжения.
В соответствии с пунктом 3 Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 07.08.2014 N 506 (далее - Методика) технологические потери электрической энергии рассчитываются на основании данных за отчетный период, (базовый год), в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих организации по управлению единой национальной сетью на праве собственности или на ином законном основании, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 (далее - Инструкция). Пунктами 3, 4 Инструкции предусмотрено, что технологические потери электроэнергии включают в себя, в том числе технические потери в линиях и оборудовании электрических сетей, которые подразделяются на условно-постоянные потери и нагрузочные (переменные) потери.
Исходя из пунктов 7, 9 Инструкции, технологические потери электроэнергии при со передаче по электрическим сетям ТСО, ФСК и МСК рассчитываются за базовый (отчетный год, предшествующий году расчета) и на регулируемый периоды раздельно во составляющим: условно-постоянные, нагрузочные и потери, обусловленные допустимыми погрешностями системы учета.
Методы расчета нагрузочных потерь электроэнергии в базовом периоде предусмотрены разделом III Методики расчета технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде (Приложение I к Инструкции), нагрузочные потери в регулируемом периоде в электрических сетях ТСО определяются по формуле, предусмотренной пунктом 11 Инструкции, а в электрических сетях МСК и ФСК - по формуле, предусмотренной пунктом 12 Инструкции.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на основе сравнительного анализа технологических потерь электрической энергии определяются с дифференциацией по уровням напряжения в соответствии с разделом III Методики. Расчет технологических потерь электрической энергии производится в соответствии с Инструкцией.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования N 1178, расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, и норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям). Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью определяется на уровне норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации. Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждаются Минэнерго России в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Приказом Минэнерго России от 27.11.2012 N 599, по заявлению собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС.
Нормативы потерь для территориальных сетевых организаций утверждаются Минэнерго России в соответствии с Методикой по итогам проведения Минэнерго России сравнительного анализа потерь (приказ Минэнерго России от 30.09.2014 N 674 "Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче но электрическим сетям территориальных сетевых организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2014 N 34400) и регулярному пересмотру не подлежат.
Из изложенного следует, что при определении Минэнерго России норматива потерь, используемого как для целей долгосрочного тарифного регулирования территориальных сетевых организаций, так и для тарифного регулирования в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, были учтены в установленном порядке нагрузочные потери, возникающие в соответствующих распределительных, либо магистральных электрических сетях.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 1178, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ФСК) утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов па оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Как следует из указанного пункта Основ ценообразования N 1178, ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается по субъекту Российской Федерации как отношение рассчитываемых коммерческим оператором оптового рынка стоимости электрической энергии и мощности дня целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии и объема потерь электрической энергии в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети. Стоимость электрической энергии и мощности для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяется, в том числе исходя из стоимости потерь электрической энергии, учтенных в ценах на электрическую энергию в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети, рассчитанных для субъектов оптового рынка, в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении).
Согласно пункту 8.8. Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии, являющегося неотъемлемым приложением к Договору о присоединении (Приложение N 16 к Договору о присоединении), стоимость электрической энергии и мощности для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии включает, в том числе стоимость нагрузочных потерь в сетях ФСК, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию для участников оптового рынка. Объем потерь электрической энергии в электрических сетях единой национальной (общероссийской) электрической сети для расчета указанной ставки тарифа на услуги но передаче электрической энергии определяется коммерческим оператором оптового рынка на основании объема полных фактических потерь в сетях ФСК (т.е. включая объем нагрузочных потерь в сетях ФСК), распределенного по субъектам Российской Федерации, отнесенных к соответствующей ценовой зоне, с учетом норматива потерь электрической энергии, утвержденного Минэнерго России (пункты 8.8.2., 8.3. Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии).
Согласно пункту 81 Основ ценообразования, в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (МРСК и иные ТСО), в том числе используется величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования, то есть уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации, который, в соответствии с пунктом 33, определяется как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год.
Как следует из пунктов 50, 51, 52 Методических указаний N 20-э/2, при расчете двухставочных и одноставочных единых (котловых) тарифов (для расчетов с потребителям услуг, за исключением сетевых организаций) и индивидуальных тарифов (для расчетов между сетевыми организациями - потребителями услуг) ставка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии определяется с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Минэнерго России.
Исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии рассчитываются с учетом нормативных технологических потерь, утвержденных Минэнерго России.
Согласно пункту 47 Методических указаний N 20-э/2, при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии необходимая валовая выручка сетевой организации должна определяться, в том числе исходя из расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации Поскольку тариф на услуги по передаче формируется с учетом нормативов технологических потерь, утвержденных Минэнерго России, которые, в свою очередь, рассчитываются с учетом нагрузочных потерь, а также с учетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии другой сетевой организации, то тариф на услуги по передаче электрической энергии включает как стоимость нагрузочных потерь, возникших в сетях сетевой организации, для которой устанавливается тариф, так и стоимость части нагрузочных потерь, возникших в сетях других сетевых организаций, которым сетевая организация, для которой устанавливается тариф, оплачивала услуги по передаче электрической энергии.
Следует также принять во внимание, что, как указывалось выше, тариф на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемый для ПАО "ФСК ЕЭС", является двухставочным тарифом, который состоит, в том числе из ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии, которая определяется исходя из величин, определяемых коммерческим оператором оптового рынка. Одна из указанных величин, определяется коммерческим оператором оптового рынка для целей определения указанной ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нагрузочных потерь в сетях ФСК, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию (пункт 8.8. Регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электроэнергии).
Формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций (ПАО "МРСК Сибири"- "Кузбассэнерго-РЭС", иных территориальных сетевых организаций) осуществляется исходя из необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, которая должна обеспечивать, в том числе компенсацию расходов на услуги по передаче (пункт 49 Методических указаний N 20-э/2).
Поскольку договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен ПАО "ФСК ЕЭС" только с ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" (обратного из материалов дела не следует), последняя в свою очередь, оплачивает услуги по передаче электрической энергии, оказанные им ПАО "ФСК ЕЭС", по тарифу ПАО "ФСК ЕЭС". Соответственно, исходя из правила определения необходимой валовой выручки для установления территориальной сетевой организации тарифа на услуги по передаче электрической энергии, данный тариф для ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" формируется с учетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по тарифу ПАО "ФСК ЕЭС", а, следовательно, с учетом нагрузочных потерь, возникших в сетях ПАО "ФСК ЕЭС" и учтенных в равновесных ценах.
В свою очередь, при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии другим территориальным сетевым организациям, которые не имеют договорных отношений с ПАО "ФСК ЕЭС", учитываются расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" указанным территориальным сетевым организациям. Поскольку в тарифе ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", при указанных выше обстоятельствах, учтены потери, возникшие как в сетях ПАО "ФСК ЕЭС", так и в сетях ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", то тариф на услуги по передаче электрической энергии для других территориальных сетевых организаций формируется с учетом указанных потерь.
В связи с изложенным, индивидуальные тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии как истца ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", так и ответчика ООО "КЭнК", сформированы с учетом нормативов потерь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пунктом 5 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка N1172), на оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг, к числу которых отнесен договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (форма договора размещена публично на официальном сайте НП Ассоциация "Совет рынка" http://www.np-sr.ru).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Правил оптового рынка N 1172 одним из способов торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке является торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (далее - конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед, рынок на сутки вперед (РСВ).
Механизм и особенности осуществления купли-продажи электрической энергии на РСВ определены в разделе VII Правил оптового рынка N 1172, договоре о присоединении и Регламентах оптового рынка, являющихся неотъемлемыми приложениями к договору о присоединении (далее - Регламенты оптового рынка).
Равновесная цена электрической энергии (далее - цена на РСВ) определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности в ценовых зонах определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных Правилами оптового рынка процедур (статья 32 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 83 Правил оптового рынка N 1172, равновесные цены на электрическую энергию должны отражать влияние системных ограничений и стоимости потерь электрической энергии, зависящих от электроэнергетических режимов.
Пунктом 61 Правил оптового рынка установлено, что ОАО "АТС" рассчитывает объем и стоимость потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, и уведомляет субъектов оптового рынка об объемах и стоимости указанных потерь в порядке, установленном договором о присоединении.
В соответствии с пунктом 86 Правил оптового рынка N 1172 процедура расчета равновесных цен на электрическую энергию и планового почасового производства и потребления электрической энергии также устанавливается в договоре о присоединении.
В соответствии с условиями договора о присоединении плановые нагрузочные потери электроэнергии в электрических сетях, представленных в расчетной модели, учитываются в равновесных ценах электроэнергии на оптовом рынке и оплачиваются покупателями электрической энергии и мощности. К указанным потерям относятся плановые нагрузочные потери электроэнергии в единой национальной (общероссийской) электрической сети (сети ФСК) и плановые нагрузочные потери электроэнергии сетях территориальных сетевых организаций (сетях РСК).
Согласно пункту 8.5.3 Приложения N 16 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (Регламент финансовых расчетов на оптовом рынке) коммерческий оператор ежемесячно предоставляет участникам оптового рынка информацию по форме приложения 7 к Регламенту об объеме, цене и стоимости нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию. ОАО "АТС" ежемесячно формирует и направляет участникам оптового рынка отчеты об объемах и стоимости нагрузочных потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию (далее - отчет), в котором указываются оплаченные участником оптового рынка нагрузочные потери в сетях ПАО "ФСК ЕЭС" и нагрузочные потери в сетях территориальных сетевых организаций (региональных сетевых компаний).
Таким образом, законодателем установлен как принцип формирования равновесных цен на оптовом рынке с учетом нагрузочных потерь электрической энергии, так и обязанность каждого участника оптового рынка оплачивать в составе равновесных цен нагрузочные потери в сетях ФСК и РСК.
В абзаце втором пункта 61 Правил оптового рынка N 1172 сказано, что в случае если при формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии были учтены в полном объеме нормативные технологические потери (включая объем потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию) в единой национальной (общероссийской) электрической сети, стоимость услуг по передаче формируется за вычетом стоимости электрической энергии в объемах потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, рассчитанной организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка по ценам, равным средневзвешенным величинам из значений равновесных цен, определенных по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, в соответствующих субъектах Российской Федерации в ценовой зоне за расчетный период.
Согласно абзаца третьего пункта 61 Правил N 1172, организация коммерческой инфраструктуры рассчитывает объем и стоимость потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, и уведомляет субъектов оптового рынка об объемах и стоимости указанных потерь в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в сроки, достаточные для обеспечения расчетов по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии с учетом указанной стоимости потерь электрической энергии, включенных в равновесные цены на электрическую энергию в текущем месяце.
Из положений пункта 61 Правил N 1172 следует, что участник оптового рынка, который произвел оплату приобретенной на оптовом рынке электрической энергии с учетом стоимости нагрузочных потерь, не должен оплачивать эти потери повторно при расчетах с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, в тарифе (цене услуг) которой также учтены нагрузочные потери.
При этом, несмотря на то, что буквально пункт 61 Правил N 1172 применим только к отношениям оптового рынка, в частности к взаимоотношениям его участника и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, общий принцип, заключающийся в невозможности возложения на покупателя обязанности по оплате товара, стоимость которого включена в услуги по его доставке, в случае уже состоявшейся оплаты покупателем этого же товара в непосредственной цене его приобретения, применим ко всем отношениям в сфере электроэнергетики.
В силу пункта 81 Основ ценообразования N 1178, обязательства энергосбытовой компании по оплате услуг по передаче электроэнергии зависят от варианта цены (тарифа) на эти услуги, применяемой в отношении обслуживаемых ей потребителей в установленном порядке. Заключив договор энергоснабжения с конечным потребителем, энергосбытовая организация непосредственно не оказывает услуги по передаче электрической энергии, а лишь обязуется их приобрести для потребителя у соответствующей территориальной сетевой организации, которая оказывает их непосредственно конечному потребителю, а не энергосбытовой организации.
В отношениях между энергосбытовой организацией, действующей в интересах обслуживаемого ей по договору энергоснабжения потребителя, и территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, объем обязательств энергосбытовой компании по оплате ею услуг по передаче электроэнергии аналогичен объему обязательств этого потребителя.
Пунктом 52 Правил N 861 предусмотрено, что потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Согласно пунктам 51, 52 Правил N 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, а также как потребители услуг, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета.
Таким образом, при расчетах за услуги по передаче электрической энергии по соответствующему договору, заключенному между ПАО "ФСК ЕЭС" и участником оптового рынка, такой участник оптового рынка оплачивает указанные услуги за вычетом потерь, учтенных в равновесных ценах и отнесенных па отпуск из сетей ФСК (пункт 61 Правил оптового рынка N 1172). При оплате услуг по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации, участник оптового рынка, оплативший в цене на электрическую энергию на оптовом рынке стоимость нагрузочных потерь, стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных территориальной сетевой организацией, уменьшает на стоимость нагрузочных потерь, отнесенных на отпуск из сетей РСК и оплаченных указанным участником оптового рынка в составе цен (тарифов) на электрическую энергию.
При этом, в случае, если участником оптового рынка не заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ПАО "ФСК ЕЭС", такой участник оптового рынка уменьшает стоимость соответствующих услуг, оказанных территориальной сетевой организацией, на стоимость учтенных в равновесных цепах потерь, возникших как в сетях ФСК, так и в сетях РСК. В таком случае, территориальная сетевая организация, уменьшившая стоимость своих услуг на стоимость потерь в сетях ФСК, отнесенных на отпуск из сетей РСК, уменьшает, в свою очередь, стоимость услуг по передаче электрической энергии по соответствующему договору, заключенному между указанной территориальной сетевой организацией и ПАО "ФСК ЕЭС".
Судом установлено, что на территории Кемеровской области договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен только между ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", в связи с чем, другие территориальные сетевые организации, уменьшив стоимость своих услуг, в том числе на стоимость потерь в сетях ФСК, учтенных в равновесных ценах, в отсутствие договора с ПАО "ФСК ЕЭС", не могут предъявить их к уменьшению напрямую ПАО "ФСК ЕЭС".
Кроме того, стоимость фактических потерь на стоимость плановых нагрузочных потерь электроэнергии в сетях РСК уменьшает ОАО "Кузбассэнергосбыт", тем самым гарантирующий поставщик компенсирует ПАО "МРСК Сибири" все нагрузочные потери в сетях РСК на территории Кемеровской области, учтенные в равновесных ценах на электроэнергию.
Поскольку оплату нагрузочных потерь в составе цены на электрическую энергию производит потребитель, стоимость потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии не является доходом сетевых организаций и не участвует в формировании их необходимой валовой выручки.
Исходя из пункта 52 Правил N 861, и с учетом того, что ПАО "ФСК ЕЭС" уменьшило ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" стоимость своих услуг на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в ценах на электрическую энергию на оптовом рынке, а ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" при оплате электрической энергии, приобретенной у ОАО "Кузбассэнергосбыт" в целях компенсации потерь учло стоимость всех потерь, возникших в сетях территориальных сетевых организаций Кемеровской области, а, следовательно, и долю стоимости потерь, учтенных в равновесных ценах, приходящуюся на ответчика, ответчик вправе требовать уменьшения стоимости услуг ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" на стоимость нагрузочных потерь, учтенных в цене на электрическую энергию на оптовом рынке, в размере, на которую ответчик уменьшил стоимость своих услуг энергосбытовым организациям (согласно отчетам АО "АТС").
В противном случае на стороне ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" возникнет неосновательное обогащение, что в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается и приведет к нарушению баланса экономических интересов сетевых организаций.
По смыслу пункта 61 Правил N 1172, пункту 52 Правил N 861 при исключении стоимости потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, из стоимости услуг по передаче электрической энергии, в целях избежания их двойного учета, вмешательства в тарифное регулирование не происходит.
Разъяснения о том, что в установленных тарифах на услуги по передаче электрической энергии учтена стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях; стоимость услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемая потребителями услуг, определяется по установленным тарифам на услуги по передаче электрической энергии и уменьшается на стоимость нагрузочных потерь, учтенную в ценах на оптовом рынке; условие об исключении потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета действует независимо от схемы взаиморасчетов территориальных сетевых организаций ("котел сверху", "котел снизу" и др.), а также, что при схеме расчетов "котел снизу" уменьшение стоимости услуг по передаче электрической энергии, выполненное ПАО "ФСК ЕЭС" в отношении сетевой организации, являющейся потребителем услуг ПАО "ФСК ЕЭС", должно "транслироваться" указанной сетевой организацией смежным сетевым организациям, чтобы потребитель (покупатель) электрической энергии не оплатил дважды стоимость потерь, со ссылками на пункты 51 - 53 Правил N 861, пункт 61 Правил оптового рынка N 1172, содержатся в письменных пояснениях Федеральной антимонопольной службы (т. 2 л.д. 110).
Стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию на оптовом рынке, отражена в отчетах АО "Администратор системы оптового рынка электроэнергии" за март 2016 года, актах об оказании услуг, подписанных ответчиком с энергосбытовыми организациями, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Стоимость нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах на электроэнергию на оптовом рынке, за март 2016 года, определена энергосбытовыми организациями, ООО "КЭнК" на основании отчетов АО "АТС".
Арифметический расчет стоимости нагрузочных потерь ПАО "МРСК Сибири" не оспаривается.
С учетом изложенного, требования ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" о взыскании стоимости услуг по передаче электроэнергии, предъявленные с учетом стоимости нагрузочных потерь, учтенных в равновесной цене электроэнергии, оплаченной на оптовом рынке, за март 2016 года не подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что требования ПАО "МРСК Сибири" о взыскании пени носят дополнительный (акцессорный) характер по отношению к основному обязательству об оплате стоимости услуг по передаче электрической энергии, требования о взыскании неустойки в размере 578,71 рублей (с начислением по день фактического исполнения обязательства), удовлетворению не подлежат.
Ввиду отсутствия обязательства по оплате стоимости услуг также не подлежат взысканию с ООО "КЭнК" в пользу ПАО "МРСК Сибири" проценты по денежному обязательству, начисленные на основании статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Учитывая изложенное выше, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 18 октября 2016 года) по делу N А27-16896/2016 подлежит отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 октября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 18 октября 2016 года) по делу N А27-16896/2016 отменить.
В удовлетворении иска публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" отказать
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16896/2016
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"