Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2017 г. N Ф02-2480/17 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А78-5573/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Забайкалресурс" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2016 года по делу N А78-5573/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Забайкалресурс" (место нахождения: г. Чита, ул. Гайдара, д. 13В, стр. 2; ОГРН 1027501167616, ИНН 7537009956) к Читинской таможне (место нахождения: г. Чита, ул. Чкалова, д. 129; ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497) о признании недействительным решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 28 февраля 2016 года регистрационный номер РКТ-10612050-16/000012
(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ООО "Забайкалресурс": Карпова Кристина Александровна, представитель по доверенности от 1 января 2017 года;
от Читинской таможни: Лиханова Наталья Викторовна, представитель по доверенности от 1 декабря 2016 года N 01-63/23827; Корепанов Роман Сергеевич, представитель по доверенности от 8 декабря 2016 года N 01-63/24456
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Забайкалресурс" (далее - ООО "Забайкалресурс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения Читинского таможенного поста по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 28 февраля 2016 года регистрационный номер РКТ-10612050-16/000012.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2016 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для признания недействительным обжалуемого решения таможенного органа о классификации товара отсутствуют.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Забайкалресурс" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции Общество указывает, что текстами товарных позиций 7326 и 8201 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и соответствующими примечаниями к разделам и группам не предусмотрена классификация такого товара, как заготовки для лопат. Следовательно, классификация товара в соответствии с ОПИ 1 невозможна.
Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, в силу Правила 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. В этой связи Общество считает, что спорный товар наиболее полно описан в тексте товарной позиции 7326 и его классификация должна относиться к товарной подсубпозиции 7326909808 ТН ВЭД ТС.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу таможня выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
ООО "Забайкалресурс" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно копии заключения эксперта Автономной некоммерческой организации "Забайкалэкспертиза" N 107-01-00126 от 13 октября 2016 года.
Таможней представлено возражение на ходатайство о приобщении к материалам копии заключения эксперта N 107-01-00126 от 13 октября 2016 года.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации копия заключения эксперта приобщена к материалам дела.
ООО "Забайкалресурс" заявлено ходатайство о назначении экспертизы, представлено уточнение к ходатайству о назначении экспертизы с приложением копии информационного письма от 21 декабря 2016 года N 591/01-21, чека-ордера от 21 декабря 2016 года (доказательство зачисления денежных средств на проведение экспертизы на депозит суда в сумме 5 000 рублей), копии акта передачи образцов (проб) товара.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьей 268 АПК Российской Федерации и пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проанализировав предложенные Обществом вопросы эксперту и их значение для рассмотрения настоящего дела, протокольным определением от 8 февраля 2017 года в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы отказал.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей ООО "Забайкалресурс" и Читинской таможни, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 2 октября 2015 на Читинский таможенный пост Обществом была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10612050/021015/0008135 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара: "изделия из черных металлов заготовки для лопаты N 1, 2 штыковой универсальной, заготовка для лопаты большой совковой, заготовка для лопаты совковой щебеночной, заготовка для лопаты совковой снегоуборочной".
В графе 33 ДТ N 10612050/021015/0008135 (т. 1, л.д. 50-51) классификация товара была осуществлена в товарной подсубпозиции 7326 909808 Товарной номенклатуры внеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно графам 8, 9 и 14 ДТ N 10612050/021015/0008135 получателем товаров, декларантом, а также лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО "Забайкалресурс".
Для проверки достоверности заявленных сведений по ДТ были отобраны пробы и образцы товара для направления в экспертно-криминалистическую службу ЦЭКТУ-региональный филиал г. Иркутск с целью идентификации товара.
В соответствии со статьей 144 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК Таможенного союза) и на основании акта взятия проб и образцов N 10612050/041015/000028 от 4 октября 2015 года (т. 1, л.д. 57-58) были отобраны образцы товара: заготовка для лопаты 1.2 (3 образца), заготовка для лопаты 1.5 (3 образца), заготовка для лопаты 1.6 (3 образца), заготовка для лопаты 1.7 (3 образца), в общем количестве 12 шт., весом 14,2 кг.
4 октября 2015 года должностным лицом таможенного поста в целях идентификации товара принято решение о назначении первичной идентификационной таможенной экспертизы N 10612050/041015/ДВ000072, проведение которой поручено Экспертно-криминалистической службе - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы г. Иркутск (т. 1, л.д. 59-60).
30 декабря 2015 года таможенными экспертами Экспертно-исследовательского отдела N 2 (г. Иркутск) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Рязанцевым И.С. и Ковригиным Д.Ю. составлено заключение N 036409, в соответствии с которым ввезенный Обществом товар идентифицирован как заготовка для изготовления ручного инструмента - совковых и штыковых лопат (т. 1, л.д. 34-40).
В исследовательской части заключения имеется информация о том, что объекты изготовлены из черных металлов.
На основании результатов проведенной таможенной экспертизы таможенным постом принято решение от 28 февраля 2016 года N РКТ-10612050/16/000012 (т. 1, л.д. 32) о классификация товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8201 10 0000.
Не согласившись с решением таможенного органа от 28 февраля 2016 года N РКТ-10612050/16/000012, ООО "Забайкалресурс" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.
На основании статей 150, 179, 180 и 181 ТК Таможенного союза декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся; наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД, наименование страны происхождения и отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения, таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК Таможенного союза).
Статьей 183 ТК Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 50 ТК Таможенного союза и статьей 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
С 1 января 1997 года для Российской Федерации вступила в силу Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).
Согласно статье 51 ТК Таможенного союза ТН ВЭД ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1). ТН ВЭД утверждается Комиссией Таможенного союза (пункт 2).
В период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года применялась ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, затем (в том числе в период возникновения спорных правоотношений) применялась ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, с 23 августа 2012 года применяется ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденная решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Статьей 52 ТК Таможенного союза предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3). Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 этого Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4).
Приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Инструкция N 1940).
В соответствии с пунктом 3 статьи 106 Закона о таможенном регулировании и подпунктом а) пункта 4 Инструкции N 1940 должностные лица таможенных органов самостоятельно классифицируют товары в случае выявления неверной классификации товаров при их декларировании.
На основании пункта 6 Инструкции N 1940 таможенный контроль при проверке правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС проводят должностные лица таможенного органа, в должностные обязанности которых входят вопросы контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товара, по результатам проверки достоверности и полноты сведений, заявленных в ДТ (ЭДТ) для целей классификации товаров.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 7 Инструкции N 1940).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК Таможенного союза решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
До 1 января 2012 года применялись основные правила интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ ТН ВЭД ТС), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, в период с 1 января по 23 августа 2012 года (то есть и в период возникновения спорных правоотношений) - ОПИ ТН ВЭД ТС, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850, в настоящее время - применяются ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В соответствии с пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии положениями Правил 2-5.
Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Согласно пункту 6 Положения N 522 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
На основании пунктов 7.1 и 7.2 Положения N 522 при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 этого Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 данного Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Как следует материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ДТ N 10612050/021015/0008135 для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар "изделия из черных металлов заготовки для лопаты N 1, 2 штыковой универсальной, заготовка для лопаты большой совковой, заготовка для лопаты совковой щебеночной, заготовка для лопаты совковой снегоуборочной".
В графе 33 ДТ N 10612050/021015/0008135 классификация товара была осуществлена Обществом в товарной подсубпозиции 7326 909808 ТН ВЭД ЕАЭС ("Изделия прочие из черных металлов: прочие").
Таможенный орган, принимая оспариваемое решение, классифицировал товар в товарной подсубпозиции по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8201 10 0000 ТН ВЭД ЕАЭС ("Лопаты штыковые и совковые").
Произведенная таможней классификация спорного товара является правильной.
Из заключения таможенных экспертов N 036409 от 30 декабря 2015 года следует, что ввезенный Обществом товар идентифицирован как заготовка для изготовления ручного инструмента - совковых и штыковых лопат. Исследуемые объекты имеют приблизительную форму (очертания) ручного инструмента - совковых и штыковых лопат. В исследовательской части заключения имеется информация о том, что объекты изготовлены из черных металлов (т. 1, л.д. 34-40).
Заключение таможенного эксперта представляет собой документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза (статья 137 ТК Таможенного союза).
Заключение таможенных экспертов от 30 декабря 2015 года N 036409, равно как и процедура назначения экспертизы, соответствуют требованиям главы 20 ТК Таможенного союза, статьи 172 Закона о таможенном регулировании и Порядка проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258.
Как уже отмечалось выше, согласно пункту 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии положениями Правил 2-5.
В пункте 2а) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, указано, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Таким образом, в соответствии с приведенным правилом интерпретации любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара
Пояснениями к данному правилу предусмотрено, что положения ОПИ 2а распространяются на заготовки, если они не выделены в конкретную товарную позицию. Термин "заготовка" означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в ТН ВЭД ЕАЭС заготовки выделены только в следующих товарных позициях: 2104, 4502, 6406, 6501, 8212 и 9606.
Следовательно, товар, заявленный в ДТ N 10612050/021015/0008135 как "заготовка для лопаты" и имеющий (согласно заключению таможенных экспертов) очертания готового изделия - ручного инструмента (совковых и штыковых лопат), с учетом приведенных положений ОПИ 2а и ОПИ 6, правильно классифицирован таможенным органом в товарной подсубпозиции по коду 8201 10 0000 ТН ВЭД ЕАЭС ("Лопаты штыковые и совковые").
Относительно представленного Обществом в материалы дела дополнительного доказательства - заключения эксперта от 13 октября 2016 года N 107-01-00126 - суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из содержания указанного заключения следует, что выводы эксперта основываются только на том, что спорные изделия не соответствуют ГОСТ 19596-87 "Лопаты. Технические условия".
ГОСТ 19596-87 "Лопаты. Технические условия" распространяется только на готовые изделия.
Между тем, соответствие либо не соответствие товара государственным стандартам (в том числе и ГОСТ 19596-87) не является определяющим при их классификации по ТН ВЭД ЕАЭС, которая осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций, подсубпозиций) ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующих примечаний.
В заключении эксперта от 13 октября 2016 года N 107-01-00126 эксперт использует только такой термин, как "Лопата - ручной инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом, представляющий собой лоток (полотно), насаженное на рукоять (черенок)", то есть рассматривает его только как лопату с черенком (т. 2, л.д. 114-116).
Ссылаясь в обоснование своей позиции на указанные выводы эксперта, ООО "Забайкалресурс" не учитывает следующее.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 года N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" рекомендовано государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).
В предисловии к действующим Пояснениям ТН ВЭД ЕАЭС указано, что это один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения включают толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В решении Суда Евразийского экономического сообщества от 20 мая 2014 года указано, что, несмотря на то, что пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС придан рекомендательный характер, это не исключает их применения в целях обеспечения единообразной интерпретации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Таможенный орган обязан проверить правильность классификации товара также с учетом Пояснений ТН ВЭД ЕАЭС и при несогласии вправе изменить данную классификацию.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" также разъяснено, что при проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС состоят из шести томов. Первые пять томов содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ("Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System", Fifth Edition, 2012), разработанных Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества), с учетом Перечня поправок N 1, принятого Всемирной таможенной организацией, и с некоторыми дополнениями. При этом сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале. Шестой том содержит пояснения к детализации позиций ГС, соответствующие Пояснениям к Комбинированной номенклатуре Европейского союза ("Explanatory Notes to the Combined Nomenclature of the European Union"), утвержденной регламентом Совета ЕЭС от 23 июля 1987 года N 2658/87, и пояснения Таможенного союза.
Пояснения к товарной позиции 8201 ТН ВЭД ЕАЭС содержатся в четвертом томе.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8201 ТН ВЭД ЕАЭС ("инструменты ручные: лопаты штыковые и совковые, мотыги, кирки, тяпки, вилы и грабли; топоры, секачи и аналогичные рубящие инструменты; секаторы всех видов; косы, серпы, ножи для измельчения сена, ножницы садовые, клинья для раскалывания древесины и прочие инструменты, используемые в сельском хозяйстве, садоводстве или лесном хозяйстве"), в которой спорный товар был классифицирован таможенным органом, все инструменты, поименованные в ней, входят в данную товарную позицию независимо от наличия ручек.
С учетом изложенного, вывод эксперта о том, что спорные "заготовки для лопат" не обладают основными свойствами изделия "Лопата" только по той причине, что "по своей форме и характеристикам не соответствует ГОСТ 19596-87", в рассматриваемом случае не может быть использован для неприменения ОПИ 2а), в соответствии с которым любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством завершенного товара.
Таким образом, представленное ООО "Забайкалресурс" заключения эксперта от 13 октября 2016 года N 107-01-00126 не опровергает обоснованность произведенной таможенным органом классификации спорного товара в товарной подсубпозиции по коду 8201 10 0000 ТН ВЭД ЕАЭС ("Лопаты штыковые и совковые").
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о законности решения таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 28 февраля 2016 года N РКТ-10612050-16/000012, в связи с чем предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2016 года по делу N А78-5573/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Забайкальского края от 15 августа 2016 года по делу N А78-5573/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5573/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2017 г. N Ф02-2480/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Забайкалресурс"
Ответчик: Читинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2222/18
06.04.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5359/16
29.01.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5573/16
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2480/17
15.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5359/16
15.08.2016 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-5573/16