Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А75-7310/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14572/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Новый Город" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.10.2016 по делу N А75-7310/2016 (судья Дроздов А.Н.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новый Город" (ИНН8601029464)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании предписания N ХМ-118 от 31.03.2016 г.,
лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили;
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Новый Город" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -Служба, Жилнадзор Югры, административный орган) от 29.04.2016N ХМ-118-1.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 04.10.2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции указал, что поскольку горячее водоснабжение входит в состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, Общество является исполнителем оказанной услуги, именно оно отвечает перед жильцами дома за надлежащее качество коммунальных услуг, в связи с чем возложение оспариваемым на ООО "Новый город" обязанности по принятию мер в целях обеспечения нормативного уровня горячей воды является законным. При этом, суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя, указал, что в рассматриваемом случае при определении температурного режима горячей воды необходимо учитывать требования санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" вне зависимости от имеющейся в жилом доме системы водоснабжения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новый город" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, Общество указывает на невозможность применения к рассматриваемым отношениям требований СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", поскольку данные санитарно-эпидемиологические правила и нормы распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, тогда как многоквартирный дом N 8 по улице Объездная оборудован индивидуальным тепловым пунктом, то есть имеет нецентрализованное горячее водоснабжение при закрытых системах водоснабжения.
Указанное обстоятельство, по утверждению апеллянта, свидетельствуют о необходимости определения температурного режима горячей воды исходя из положений Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", с учетом требований которого Обществом нормативно закрепленный температурный режим горячей воды не нарушен.
Письменный отзыв в материалы дела не поступил.
ООО "Новый город", Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является управляющей компанией, в управлении которой находится дом N 8 по ул. Объездной в г. Ханты-Мансийске.
Службой в период с 29.03.2016 по 31.03.2016 на основании приказа N 141 от 28.03.2016 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что температура горячей воды в точках водозабора (кранах) квартир N 118 и 120 жилого дома N 8 по ул. Объездная, не соответствует установленным нормам.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 31.03.2016 N ХМ-118 (л.д.58-62).
По результатам проверки выдано предписание N ХМ-118 (л.д.63-65), которым управляющей компании предписано в срок до 25.04.2016 обеспечить подачу горячей воды в точки водозабора (краны) квартир NN 118 и 120 жилого дома N 8 по ул. Объездной г. Ханты-Мансийска требуемой температуры.
С целью контроля исполнения предписания N ХМ-118 в отношении общества на основании приказа от 26.04.2016 N 201 проведена внеплановая выездная проверка.
По итогам проверки Службой составлен акт проверки от 29.04.2016 N ХМ-118-1 (л.д.67-68), согласно которому, не обеспечена подача горячей воды в точке водозабора (кранах) квартиры N 120 жилого дома N 8 по ул. Объездная требуемой температуры.
Обществу выдано предписание от 29.04.2016 N ХМ-118-1, которым предписано в срок до 11.07.2016 обеспечить подачу горячей воды требуемой температуры в точки водозабора (краны) квартиры N 120 жилого дома N 8 по ул. Объездной (л.д.70-71).
Общество, не согласившись с данным предписанием, и посчитав, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обжаловало его в арбитражный суд.
04.10.2016 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа- Югры вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность следующих обстоятельств: наличие полномочий у органа, действия которого оспариваются, несоответствие оспариваемых действий закону и иному нормативному правовому акту, нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Обществом оспаривается законность предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.2016, которым на него возложена обязанность обеспечить подачу горячей воды требуемой температуры в точки водозабора (краны) квартиры N 120 жилого дома N 8 по ул. Объездной.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Из пункта 2 статьи 162 Кодекса следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исполнителем услуг, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, ООО "Новый город", в соответствии с Правилами N 354, является исполнителем коммунальных услуг, ответственным за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям данного жилого дома.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", далее - СанПиН 2.1.4.2496-09); предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанные требования о качественных показателях горячей воды по температуре распространяются в равной мере как на ресурсоснабжающая организацию, так и на исполнителя коммунальных услуг (истца).
Следовательно, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Следовательно, не соблюдение управляющей организацией установленных выше требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
Как следует из представленных документов, температура горячей воды в квартире N 120 жилого дома N 8 по ул. Объездная не соответствовала установленным нормам: Температура горячей воды на момент проверки, проведенной в апреле 2016 года, составляла +48 С.
Оценив фактические обстоятельства дела, апелляционный суд приходит к выводу, что, заключив договор на управление многоквартирным домом и приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию многоквартирного жилого дома и предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, ООО "Новый город" приняло на себя и риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.
При этом Обществом не исполнена обязанность по соблюдению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившаяся в несоответствии температуры горячей воды обязательным требованиям по горячему водоснабжению, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание законно возлагает обязанность на ООО "Новый город" обеспечить подачу горячей воды требуемой температуры в точки водозабора (краны) квартиры N 120 жилого дома N 8 по ул. Объездной.
Оспаривая указанный вывод суда первой инстанции, Общество, ссылаясь на применение к рассматриваемым отношениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), указало, что им требования температурного режима горячей не нарушены.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с означенными доводами апеллянта, находит их несостоятельными, исходя из следующего.
Так, из преамбулы Правил N 170 следует, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет прийти к выводу, что Правила N 170 подлежат применению в рамках технического обслуживания и ремонта инженерного оборудования.
При этом, указание в пункте 5.3.1 Правил N 170, что температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. C - в закрытых, вопреки доводам апеллянта, не устанавливает требования к качеству воды и организации систем горячего водоснабжения.
Указание температурных режимов обусловлено необходимостью соблюдения управляющими организациями нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Указанное позволяет прийти к выводу, что в случае нарушение температурного режима указанного в пункте 5.3.1 Правил N 170 заявителем должны быть предприняты меры на восстановление соответствие температуры воды в системе горячего водоснабжения, в данном случае путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов.
В свою очередь, именно СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее -СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
СанПиН 2.1.4.2496-09 направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Как видно из приведенных положений Правил N 170 и СанПиН 2.1.4.2496-09, последние имеют специальный объект регулирования - обеспечение сохранности жизни и здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а потому в вопросах качества горячего водоснабжения подаваемого для населения имеют приоритет.
Как было указано выше, Правила N 354 в вопросах качества предоставляемой услуги по горячему водоснабжению апеллируют именно к СанПиН 2.1.4.2496-09, а не к Правилам N 170.
Доводы апеллянта о необходимости применения к рассматриваемым отношениям Правил N 170 ввиду невозможности применения СанПиН 2.1.4.2496-09, так как многоквартирный дом N 8 по улице Объездная оборудован индивидуальным тепловым пунктом, то есть имеет нецентрализованное горячее водоснабжение при закрытых системах водоснабжения, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание как исходя из указанного выше, так и в связи с непредставлением в материалы дела надлежащих доказательств в обоснование позиции о нецентрализованном горячем водоснабжении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Системы горячего водоснабжения подразделяются на централизованные и нецентрализованные.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В свою очередь пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Действительно, санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Вместе с тем, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 40 утверждены санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02".
Однако, указанные СанПиН не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку в данном постановлении дается само понятие нецентрализованного водоснабжения, источниками которого являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Следовательно, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в рамках нецентрализованной системы горячего водоснабжения надлежащего качества, подлежит применению "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования" (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст).
Пунктом 1 указанного ГОСТа установлено, что настоящий стандарт распространяется на коммунальные услуги, предоставляемые лицом в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом. Стандарт предназначен для применения лицами, оказывающими услуги управления многоквартирными домами, а также подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения определенных работ (услуг) и собственниками (потребителями), выступающими в роли заказчика таких услуг.
В пункте 6.2 ГОСТА Р 51617-2014 указано, что коммунальная услуга горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Предоставление потребителям в многоквартирном доме коммунальной услуги горячего водоснабжения обеспечивается исполнителем в рамках выполнения договора управления многоквартирным домом по средствам, в том числе, контроля, на соответствие технических параметров коммунального ресурса (холодной воды, тепловой энергии, используемой для ее нагрева), в том числе по ГОСТ Р 51232 и СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что независимо от имеющейся в многоквартирном доме системы водоснабжения (централизованного или нецентрализованного) применению в целях контроля предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе и температурного режима, подлежит СанПиН 2.1.4.2496-09.
На этом основании суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новый Город" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.10.2016 по делу N А75-7310/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7310/2016
Истец: ООО "Новый город"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора по ХМАО - Югре