Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2017 г. |
дело N А53-23451/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Березина Ю.С., по доверенности от 08.01.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное обслуживание",
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.11.2016 по делу N А53-23451/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное обслуживание",
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области,
о признании недействительным предписания,
принятое судьей Колесник И.В.,
ходатайство об отложении судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное обслуживание" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекции) о признании недействительным предписания от 17.08.2016 N 2743.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома. В связи с этим суд не установил основания для признания недействительным оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что поскольку собственники и пользователи помещений с индивидуальным отоплением не принимают тепловую энергию, так как они не имеют фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети теплоснабжения. Следовательно, отсутствуют основания для отнесения общедомовых расходов на тепловую энергию на указанных лиц. Кроме того, предписание является неисполнимым, так как объем индивидуального потребления тепловой энергии по квартирам, отключенным от централизованной системы теплоснабжения, не может быть определен.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель инспекции в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью обеспечения явки представителя в данное заседание.
Суд, с учетом мнения представителя общества, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства инспекции об отложении, поскольку полагает, что имеющиеся в материалах дела доказательства достаточны для рассмотрения жалобы. Кроме того, апелляционный суд не обязывал явкой представителя, от инспекции не истребовал дополнительных сведений, необходимых для рассмотрения жалобы. Позиция инспекция изложена в отзыве на заявление.
В связи с этим, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без участия представителя инспекции.
Представитель общества в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным оспариваемое предписание инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение гр.Смирновой Л.И. (вх. N 5.5-3758-16) по вопросу порядка расчета оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению в многоквартирном доме N 51 по ул. Текстильной в г. Шахты Ростовской области.
На основании указанного обращения распоряжением от 10.03.2016 N 2453 в отношении общества назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Согласно представленным документам установлено, что в многоквартирном девятиэтажном доме N 51 по ул. Текстильной квартиры NN 2, 6, 7, 9, 12, 15, 21, 27, 34, 36, 39, 45, 46, 54, 55, 57, 71, 72, 82, 86, 89, 90 имеют индивидуальное отопление. Остальные квартиры подключены к централизованному отоплению. Квартиры отапливаются газовыми приборами. Всего в многоквартирном доме 90 квартир.
При проведении проверки по вышеуказанному обращению государственным жилищным инспектором установлено нарушение обществом жилищного законодательства, выразившееся в том, что управляющей компанией не производилось начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. При расчете из общей отапливаемой площади, на которую ведется начисление за потребление коммунального ресурса, вычитались площади квартир с индивидуальным отоплением. Таким образом, при проведении проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных п.п. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.03.2016 N 2453.
28.03.2016 с целью устранения выявленных нарушений, инспекция вынесла предписание от 28.03.2016 N 1000 в адрес общества, согласно которой обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п.42(1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
Предписание от 28.03.2016 N 1000 обществом не исполнено, в связи с чем, в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выдано предписание от 17.08.2016 N 2743, согласно которому обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п.42(1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
Не согласившись с предписанием инспекции от 17.08.2016 N 2743, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого обществом предписания инспекции.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ, установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения N 493, п.3.3.1 Порядка N 609.
Из вышеизложенного следует, что Госжилинспекция является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предписанием от 17.08.2016 N 2743 обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п.42(1) Правил N354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
В силу п. 40 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно п.42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пропорционально площади каждого помещения).
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет необходимые документы.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Следовательно, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры допустившие такие действия от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирный дом не прекращается, поскольку стояки не демонтированы и также отапливают помещение.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 26 ЖК РФ, уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Изменение в многоквартирном девятиэтажном доме проектного решения по теплоснабжению отдельных квартир за счет отопления газовыми приборами без соответствующего изменения проекта теплоснабжения всего дома, без государственной экспертизы проекта и заключения пректировщика и соответствующих служб по вопросам безопасности эксплуатации дома, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений всего многоквартирного жилого дома, при наличии стояков, отапливающих помещения, инспектор не признал правомерным и, как следствие, посчитал незаконным исключение площади указанных жилых помещений из расчета при определении размера платежей.
В соответствии - с - пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В определении от 17.11.2011 N 1514-0 Конституционный суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В материалах дела отсутствуют доказательства факта отключения квартир от центрального отопления (акты установки газового оборудования не подтверждают отключение). Отсутствуют доказательства произведенного в установленном законом порядке изменения схемы отопления дома (изменение проектного решения без заключения проектировщика и изменений в проектную документацию, необходимую для эксплуатации и обслуживания дома), доказательства измененной схемы теплоснабжения в доме, составления нового техпаспорта, отражающего данный факт, не представлены иные технические документы, и т.д.
При таких обстоятельствах, спорные площади подлежат учету как отапливаемые.
Более того, определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено. Плата за отопление определяется на общих основаниях.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, оставленном без изменения апелляционным определением ВС РФ от 27.08.15г. N АПЛ15-330.
Из материалов дела следует, что инспекция в своем предписании обязывает предприятие произвести перерасчет платы за услуги по тепловой энергии на общедомовые нужды за период с октября 2015- март 2016, перераспределив объем коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды между всеми собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции находит верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, в нем содержаться указание на нарушение и способ их устранения, а также срок устранения, изложение содержания предписания не содержит различных толкований, является четким и понятным, в связи с чем данное предписание выдано обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции разъяснил общество, что при наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания общество вправе обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении. Однако, отсутствуют сведения о том, что общество таким правом не воспользовалось.
На основании изложенного, требования общества правомерно отклонены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.11.2016 по делу N А53-23451/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23451/2016
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Ростовской области