г. Москва |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А41-44248/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - некоммерческого партнерства общества застройщиков "Косино" - Галиевой Т.Н. (представителя по доверенности от 01.07.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Тридчиковой О.В. (представителя по доверенности от 15.11.2016),
от администрации городского округа Домодедово Московской области - извещена, представитель не явился,
от государственного унитарного предприятия Московской области "Мособлгаз" - извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства общества застройщиков "Косино" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2016 по делу N А41-44248/16, принятое судьей Капаевым Д.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство общества застройщиков "Косино" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ управления от 01.06.2016 N 50/061/006/2015-2371 в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - распределительный газопровод среднего давления, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, д. Косино, кадастровый номер 50:28:0000000:51633;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию указанного объекта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация), государственное унитарное предприятие Московской области "Мособлгаз" (далее - предприятие), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.11.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе партнерство просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель партнерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей партнерства и управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В связи с тем, что жилой дом N 29д в деревне Косино не был газифицирован, партнерством в 2010 году принято решение осуществить газификацию этого жилого дома.
Партнерство 07.12.2010 получило технические условия на газификацию N 1054-4718. После этого - 20.12.2010 утвержден акт выбора земельного участка площадью 3 120 кв.м. и подписан договор аренды от 17.02.2011 N 273-КИЗк/11. Постановлением администрации от 09.02.2011 N 278 установлена категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования: "под строительство газопровода из земель населенных пунктов в д.Косино Вельяминовского административного округа".
Газопровод к жилому дому, расположенному по адресу: Московская область, г. Домодедово, д.Косино, д. 29д - имеет протяженность 719,40 м.
Согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 28.04.2015 строительно-монтажные работы объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002,ТСН,
Акт подписан представителями партнерства, а также представителем предприятия.
Администрация выдала разрешение на размещение объекта от 03.12.2015 N RU50308000-PPO/106, согласно которому партнерству разрешено размещение объекта - распределительный газопровод среднего давления по адресу: Московская область, г.Домодедово, д.Косино, д,29д, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 2 884 кв.м.
По окончанию строительства газопровода в отношении объекта составлены технический план и кадастровый паспорт. Согласно кадастровому паспорту от 03.07.2015 распределительный газопровод газопровод поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:28:0000000:51633.
Согласно справке N 2016/1 о принятии на учет инженерных сетей и коммуникаций, выданной администрацией, замечаний выявлено не было, трасса распределительный газопровод среднего давления принята на учет Управлением строительства и городской инфраструктуры администрации. Согласно этой справке распределительный газопровод среднего давления с кадастровым номером 50:28:0000000:51633 размещен в границах земельного участка согласно разрешению на размещение объекта от 03.12.2015 N RU50308000-pp0/106 в кадастровом квартале 50:58:0110209 по адресу: Московская обл., городской округ Домодедово, деревня Косино, на землях, собственность на которые не разграничена.
Партнерство 29.12.2015 обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности партнерства на сооружение - распределительный газопровод среднего давления, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, д.Косино, кадастровый номер 50:28:0000000:51633
Сообщением от 18.01.2016 N 50/061/006/2015-2371 управление приостановило государственную регистрацию права собственности на газопровод со ссылкой на то, что партнерством не указан номер земельного участка, в пределах которого расположен данный газопровод.
Сообщением от 01.06.2016 N 50/061/006/2015-2371 управление отказало партнерству в государственной регистрации права собственности на газопровод в связи с не устранением обстоятельств, послуживших приостановлением для государственной регистрации
Не согласившись с отказом названным отказом управления, партнерство 18.07.2016 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая партнерству в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с положениями статей 16-18 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
В данном случае заявленный к государственной регистрации объект представляет собой распределительный газопровод среднего давления - 0,6 МПа, то есть подпадает под указанный перечень.
Кроме того, в силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку и условиям размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В данном случае такое разрешение партнерством получено.
Согласно выданному администрацией разрешению на размещение объекта от 03.12.2015 N RU50308000-PPO/106 партнерству разрешено размещение объекта - распределительный газопровод среднего давления по адресу: Московская область, г.Домодедово, д.Косино, д. 29д на землях государственная собственность на которые не разграничена площадью 2 884 кв.м.
При этом указывая на отсутствие у администрации полномочий на выдачу разрешений, суд первой инстанции не учел, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии с Законами Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", от 10.11.2015 N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений".
Ссылка управления на отсутствие разрешения на строительство газопровода не принимается апелляционным судом, поскольку выдача разрешения на строительство не требуется в силу Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области", принятого в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 2 данного Закона Московской области не требуется получение разрешения на строительство объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 1,2 МПа (ранее 0,6 МПа) включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них.
В соответствии со статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на ввод в эксплуатацию в данном случае не требовалось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный объект, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации, требование партнерства о признании незаконным откааз управления от 01.06.2016 N 50/061/006/2015-2371 в государственной регистрации права собственности, подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Оснований, которые могли бы исключать в соответствии с действующим законодательством государственную регистрацию права собственности партнерства на упомянутый газопровод, управлением не заявлено, апелляционным судом не установлено.
Исходя из этого апелляционный суд признает надлежащим способом устранения допущенного управлением нарушения прав и законных интересов партнерства возложение на управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности партнерства на объект недвижимого имущества - распределительный газопровод среднего давления, расположенный по адресу: Московская область, г.Домодедово, д.Косино, кадастровый номер 50:28:0000000:51633.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы общества по уплате государственной пошлины относятся на управление.
При подаче заявления в суд первой инстанции партнерство уплатило государственную пошлину в размере 6 000 рублей, апелляционной жалобы в апелляционный суд - 3 000 рублей.
В соответствии абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 рублей.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статья 333.21 данного Кодекса при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ее размер составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера; в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет для 50 процентов от размера государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 названного Кодекса (3 000 рублей для юридических лиц).
Поэтому из 9 000 рублей государственной пошлины, перечисленной партнерством в федеральный бюджет платежным поручением от 12.07.2016 N 3 при подаче заявления, от 23.11.2016 N 6 при подаче апелляционной жалобы, 4 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возвращению партнерству из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.11.2016 по делу N А41-44148/16 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 01.06.2016 N 50/061/006/2015-2371 в государственной регистрации права собственности.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности некоммерческого партнерства общества застройщиков "Косино" на объект недвижимого имущества - распределительный газопровод среднего давления, расположенный по адресу: Московская область, г.Домодедово, д.Косино, кадастровый номер 50:28:0000000:51633.
Возвратить некоммерческому партнерству общества застройщиков "Косино" (ОГРН: 1065000033273; ИНН: 5009055814) из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет платежным поручением от 12.07.2016 N 3, и 1 500 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет платежным поручением от 23.11.2016 N 6.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561;
ИНН: 7727270299) в пользу некоммерческого партнерства общества застройщиков "Косино" (ОГРН: 1065000033273; ИНН: 5009055814) 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44248/2016
Истец: Некоммерческое партнерство общество застройщиков "КОСИНО"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: ГУП ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N2 "РАНОРД", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"