Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А74-9818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия: Лиходиенко И.В., представителя на основании доверенности от 11.01.2017, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "27" октября 2016 года по делу N А74-9818/2016, принятое судьёй Чумаченко Т.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Абаканвагонмаш" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия (ИНН 1901004997, ОГРН 1021900517066, далее - заявитель, ПАО "Абаканвагонмаш") с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440, далее - Управление Росреестра, ответчик, апеллянт) об отказе в государственной регистрации права от 15.07.2016 N 19/201 /014/2016-089, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:27, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, общей площадью 1950,44 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел (здание компрессорной).
Определением от 18.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (ИНН 1901090033, ОГРН 1091901001829, далее - третье лицо, Управление Росимущества).
Решением суда от 27.10.2016 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что в представленном ПАО "Абаканвагонмаш" договоре отсутствует оттиск печати Теруправления, что вызвало у государственного регистратора обоснованные сомнения в подлинности правоустанавливающего документа. В ходе судебного разбирательства представитель третьего лица затруднился однозначно подтвердить факт подписания договора лицом, исполнявшим в тот момент обязанности руководителя Теруправления. Представителем Теруправления был лишь подтвержден факт регистрации проекта договора в соответствующем журнале. Не были представлены сведения и документы о направлении договора в адрес заявителя. Утверждение заявителя о том, что государственный орган не наделен полномочиями по юридической оценке сделок, не основано на нормах права. Также Управление полагает ошибочным утверждение заявителя об отсутствии необходимости проставления печати на договорах подобного рода.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 16.01.2017.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия от 27.06.2012 N 126-р "О приватизации имущества" ОАО "Абаканвагонмаш" (правопредшественнику заявителя) предоставлен в собственность за плату земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 19:01:170102:0027, расположенный по адресу: г.Абакан, западный промышленный узел (здание компрессорной) для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, общей площадью 1950,44 кв. м.
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия на основании распоряжения от 27.06.2012 N 126-р (продавцом) и ОАО "Абаканвагонмаш" (покупателем) 09.11.2012 подписан договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка категории земель земли населенных пунктов, площадью 1 950,44 кв.м., с кадастровым номером 19:01:170102:0027, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел (здание компрессорной).
Согласно пункту 2.1 договора цена выкупа земельного участка составляет 53 248 руб. 96 коп.
Согласно пунктам 2.4, 2.5 договора покупатель уплачивает цену выкупа в течение 7 календарных дней с момента заключения договора, полная оплата цены выкупа должна быть произведена до регистрации права собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 5.3 договора за нарушение сроков внесения платежей, указанных в разделе 2 договора, покупатель выплачивает пени из расчета 0,1% от цены выкупа участка за каждый календарный день просрочки.
Платежным поручением от 30.05.2016 N 6857 общество с ограниченной ответственностью "ТД РМ РЕИЛ" перечислило сумму 53 248 руб. 96 коп. по реквизитам, указанным в пункте 2.2 договора от 09.11.2012. В назначении платежа указано: оплата по договору от 09.11.2012 за ОАО "Абаканвагонмаш".
ПАО "Абаканвагонмаш" 01.06.2016 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:27, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, общая площадь 1950,44 кв. м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел (здание компрессорной).
Вместе с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества 01.06.2016 заявителем представлены: договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.11.2012 между Управлением Росимущества и заявителем, платежное поручение от 30.05.2016 N 6857 о перечислении 52 248 руб. 96 коп. по договору от 09.11.2012.
02.06.2016 ПАО "Абаканвагонмаш" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении дополнительных документов для государственной регистрации, а именно заявителем представлен второй экземпляр договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.11.2012.
Уведомлением от 15.06.2016 N 19/201/014/2016-089 государственная регистрация приостановлена на основании следующего:
* в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.11,2012, который не имеет оттисков печатей организаций, что вызывает сомнения подлинности представленного договора. В связи с чем в соответствии со статьей 13 Закона о регистрации при проведении правовой экспертизы поступивших документов для осуществления регистрационных действий должна быть проведена правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки, порядок ее исполнения;
* заявителем представлена копия платежного поручения от 30.05.2016 N 6857 на сумму 53 248 руб. 96 коп., свидетельствующая о нарушении срока платежа, установленного договором;
* заявителем не представлено документов об оплате предусмотренных договором штрафных санкций.
Ответчиком направлен запрос в Управление Росимущества о действительности представленного договора.
В ответе от 08.07.2016 N 1354 на запрос ответчика Управление Росимущества указало следующее:
* все экземпляры договора купли-продажи от 09.11.2012 направлены Управлением Росимущества в адрес ОАО "Абаканвагонмаш", в связи с чем подтвердить либо опровергнуть подлинность договора не представляется возможным;
* открытым акционерным обществом "Абаканвагонмаш" нарушены условия договора (пункты 2.4, 4.2.5, 5.3);
* Управление Росимущества ходатайствует об отказе в предоставлении Управлением Росреестра государственной услуги "Государственная регистрация права собственности ОАО "Абаканвагонмаш" на земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:27.
Сообщением от 15.07.2016 N 19/201/014/2016-08920.07.2016 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на спорный объект по следующим основаниям:
- в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.11.2012, на котором отсутствовали оттиски печатей организаций, что вызывает сомнения в подлинности договора. Согласно ответу Управления Росимущества от 08.07.2016 N 1354. Управление Росимущества не имеет в наличии подлинных экземпляров договоров купли-продажи от 09.11.2012, в связи с чем не подтвердило информацию о подлинности предоставленных заявителем документов,
- Управление Росимущества обратило внимание регистрирующего органа на нарушение заявителем пунктов 2.4, 4.2,5, 5.3 условий договора.
Считая незаконным решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, ПАО "Абаканвагонмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Обращаясь в суд с требованием по настоящему делу, ПАО "Абаканвагонмаш" преследовало одну материальную цель - зарегистрировать в ЕГРП право собственности на приобретенное по договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка категории земель земли населенных пунктов, площадью 1 950,44 кв.м., с кадастровым номером 19:01:170102:0027, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел (здание компрессорной).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Как предусмотрено той же статьей, регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации, в государственной регистрации права собственности публичного акционерного общества "Абаканвагонмаш" на земельный участок отказано на основании абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно данной норме, в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом абзацем третьим пункта 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что скрепление сделки печатью является дополнительным требованием к ее форме, обязательность которого может быть установлена законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в данном случае из условий договора не следует, что стороны при его заключении установили такое дополнительное требование, как заверение печатью подписей лиц, заключающих сделку.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается, что поскольку отсутствие печати не свидетельствует о пороке формы сделки и ее наличие не является обязательным условием при заключении договора для всех участников гражданских правоотношений, а иные специальные требования к спорным правоотношениям применению не подлежат, то отсутствие оттисков печатей Управления Росимущества и ПАО "Абаканвагонмаш" в договоре купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка or 09.11.2012 не свидетельствует о том, что договор не заключен.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок предоставлен заявителю в собственность на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия от 27.06.2012 N 126-р "О приватизации имущества"; что оплата произведена в размере, соответствующем цене выкупа, указанной в пункте 2.1 договора.
Как усматривается из текста сообщения об отказе в государственной регистрации, нарушение ПАО "Абаканвагонмаш" пунктов 2.4, 2.5, 4, 5.3 договора купли-продажи от 09.11.2012 не являлось основанием отказа в государственной регистрации права.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ПАО "Абаканвагонмаш" допустило такое нарушение условий договора от 09.11.2012, которое могло привести к отказу в государственной регистрации права, в дело не представлено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Росреестра законных оснований для отказа в государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое решение об отказе в регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление ПАО "Абаканвагонмаш" подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к пересмотру установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и исследованных им с соблюдением норм процессуального права доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции и могли бы являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "27" октября 2016 года по делу N А74-9818/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9818/2016
Истец: ПАО "АБАКАНВАГОНМАШ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
Третье лицо: ПАО "Абаканвагонмаш", Территориальое управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия