г. Самара |
|
3 февраля 2017 г. |
Дело N А72-13385/2016 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Морозова В.А.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 ноября 2016 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-13385/2016 (судья Чудинова В.А.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги" (ОГРН 1027301169785, ИНН 7303026593), г. Ульяновск,
к Ульяновской области в лице Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску (ОГРН 1087325010013, ИНН 7325085923), г. Ульяновск,
к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат", г. Ульяновск,
третьи лица:
- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, г.Ульяновск,
- Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
о взыскании 58050 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (далее - МУП "Ритуальные услуги", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Ульяновской области в лице Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску (далее - Департамент, первый ответчик), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство, второй ответчик), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения "Единый областной центр социальных выплат" (далее - Учреждение, третий ответчик) о взыскании 58050 руб. 08 коп. - долга.
Определением суда от 13.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области и Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.11.2016, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования ко второму ответчику удовлетворены. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано. С Министерства в пользу Предприятия взыскано 58050 руб. 08 коп. - основного долга, а также 2322 руб. - расходов по уплате государственной пошлины. Предприятию из федерального бюджета возвращено 01 руб. - государственной пошлины.
Второй ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Третий ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу второго ответчика - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе второго ответчика, отзыве третьего ответчика на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Ульяновске, которая осуществляет погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" МУП "Ритуальные услуги" как специализированная служба по вопросам похоронного дела должна оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считается недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость гарантированных услуг при погребении таких лиц определяется органами местного самоуправления и возмещается за счет средств соответствующего публично-правового образования либо средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, как это предусмотрено в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении определены источники финансирования понесенных специализированными похоронными организациями расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Если умерший являлся пенсионером, расходы по погребению в установленных законом пределах возлагаются на Пенсионный Фонд Российской Федерации (а в случае досрочного оформления пенсии - на Федеральный бюджет). Если умерший подлежал обязательному социальному страхованию - расходы по погребению в установленных законом пределах относятся на Фонд социального страхования Российской Федерации. Во всех остальных случаях расходы по погребению подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (за исключением специальных случаев, установленных статьей 11 Закона).
Отнесение именно на субъект Российской Федерации расходных обязательств, связанных с оплатой услуг специализированной похоронной организации при отсутствии возможности оплаты таких услуг иными лицами, предусмотрено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Данная норма закона определяет вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, но подлежащие самостоятельному финансированию субъектом Федерации за счет собственных бюджетных средств. К таким вопросам отнесены и вопросы, связанные с предоставлением материальной и иной помощи при погребении.
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации не возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, если Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ отнес такие расходные обязательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Право истца на возмещение понесенных им расходов по погребению возникает из абзаца 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Из материалов дела усматривается, что личность всех умерших, погребенных истцом, на основании свидетельств о смерти и справок о смерти, установлена. При этом пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, они не являлись, что подтверждается сведениями Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, а также Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу NА51-775/2015.
Таким образом, расходы на погребение указанных умерших граждан относятся к расходным обязательствам Ульяновской области.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Согласно пункту 3 Правил расходования и учета средств областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год, предусмотренных на выплату социального пособия на погребение и возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 26.04.2016 N 187-П, главным распорядителем средств, направляемых на оплату расходов на погребение, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.
Таким исполнительным органом государственной власти Ульяновской области является Министерство.
Согласно пункту 1.2. Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 N 14/275-П, Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий.
Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (пункт 2.2.17 Положения).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ульяновская область в лице Министерства является надлежащим ответчиком по настоящему делу и правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с Министерства в пользу Предприятия 58050 руб. 08 коп. - долга.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а по существу, сводятся к несогласию второго ответчика с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое вторым ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку второй ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 ноября 2016 года по делу N А72-13385/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13385/2016
Истец: МУП "Ритуальные услуги"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ульяновская область в лице Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, УЛЬЯНОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ "ЕДИНЫЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ", УОГКУ СЗН "Единый областной центр социальных выплат"
Третье лицо: ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Ульяновское региональное отделение фонда социального страхования РФ