Требование: о признании незаконными действий в отношении недвижимого имущества, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А56-42410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.,
при участии:
от истца (заявителя): Майорова А.А. (доверенность от 09.01.2017 г.)
от ответчика (должника): Жильцов Н.В. (доверенность от 29.12.2016 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31314/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2016 по делу N А56-42410/2016 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконными действий и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконными действий Комитета по включению объекта недвижимости (кадастровый номер: 78:13:0001219:3016) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденный приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга N 463 от 30.12.2014, функциональное назначение которых определено для размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и обязании Комитет исключить объект недвижимости - "Административное здание", принадлежащий обществу на праве собственности и расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 62, лит. А (кадастровый номер: 78:13:0001219:3016) из названного Перечня объектов недвижимого имущества.
Решением от 10.10.2016 г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной Комитетом, заинтересованное лицо просит решение отменить и в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы указано на применение судом первой инстанции при разрешении спора недействующей редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96"О налоге на имущество организаций" (п. 1 ст. 1 - 1), что, по мнению подателя жалобы, привило к принятию неправильного судебного акта.
В судебном заседании представитель Комитета апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, представитель Компании возражала против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, владельцам инвестиционных паев - закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Горки-2 Первый", доверительным управляющим которым является ООО "Объединенная УК", принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание, площадью 5 501,2 кв.м, этажность 4 (3-4, цоколь, подвал), расположенная по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 62, лит. А (свидетельство о государственной регистрации права серии 78-А Ж N 963924 от 06.07.2013).
Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
В пункте 883 данного Перечня указан объект недвижимости с кадастровым номером 78:31:0001219:3016, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 62, лит. А, площадью 5 501,2 кв.м, функциональное назначение: административное здание, кадастровая стоимость 116 226 658 руб. 01 коп.
Письмом N 36018-32 от 18.04.2016 Комитет разъяснил Компании, что основания для пересмотра решения об определении вида фактического использования названного объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Считая действия заинтересованного лица по включению спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, незаконными, Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исходя из положений ст.ст. 72 и 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Санкт-Петербурга указанный налог регламентирован Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96"О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п. 3 ст. ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует и Компанией не оспаривается, что спорное здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - для размещения административно - управленческих и общественных объектов.
Таким образом, действия заинтересованного лица по внесению здания по адресу: г Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 62, лит. А, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год соответствуют п.п. 1 п. 1, п.п. 1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, Закону Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемого действия) и являются правомерными.
Выводы суда первой инстанции о незаконности действий заинтересованного лица, основанные на положениях пункта 1 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, вступившей в действие с 01.01.2015 г.), несостоятельны, поскольку на момент совершения оспариваемого действия (2014 год) у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга не имелось правовых оснований для применения не вступившего в силу Закона.
Остальные доводы Комитета не влияют на законность оспариваемого действия заинтересованного лица. Нарушений требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, при совершении оспариваемого действия Комитета апелляционный суд вопреки выводом суда первой инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2016 г. по делу N А56-42410/2016 отменить.
Заявление оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42410/2016
Истец: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N10 по Санкт-Петербургу