Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2017 г. N Ф09-2431/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А76-10799/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жалобы Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2016 по делу N А76-10799/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ашинская управляющая компания" - Шевкунов Д.А. (доверенность от 01.04.2016),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Фаткуллин Р.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 48).
Общество с ограниченной ответственностью "Ашинская управляющая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Ашинская управляющая компания", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 23.03.2016 N 1211/А-СС-16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ашинское коммунальное хозяйство" (далее - третье лицо, МУП "Ашинское коммунальное хозяйство").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2016 требования удовлетворены, предписание жилищной инспекции признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на законность оспоренного предписания. Обращает внимание на то, что оспоренным предписанием обществу предложено устранить нарушение, выразившееся в начислении собственникам помещений платы за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения на общедомовые нужды в нарушение п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354).
При этом инспекция полагает, что заявитель приобрел статус исполнителя коммунальных услуг в виду заключения договора управления спорным жилым домом, а также заключения договора приобретения коммунального ресурса - водоснабжения, с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Ашинское коммунальное хозяйство".
Также заинтересованное лицо ссылается на то, что жилищным законодательством не предусмотрена возможность заключения прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающей организацией, в случае выбора жильцами способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание третье лицо не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Ашинская управляющая компания" является управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Аша, ул.Озимина, 49 от 10.03. 2015 (т.1, л.д.38) и договора по управлению многоквартирным домом от 01.03.2015 года (т.1, л.д. 46).
В связи с поступлением обращения гражданина, проживающего по адресу: г.Аша, ул.Озимина, дом 49, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 21.03.2016 N 1211/А-СС-16, в отношении ООО "Ашинская управляющая компания" проведена внеплановая документарная проверка (л.д.34-36).
В ходе проверки выявлено сверхнормативное потребление холодной воды, используемой на общедомовые нужды в жилом многоквартирном доме N 49 по ул. Озимина в феврале 2016 года. При этом начисление собственникам помещений за холодное водоснабжение на общедомовые нужды производится сверх установленных нормативов потребления воды на общедомовые нужды, утвержденных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, чем нарушены абзацы 2, 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
При этом собственниками помещений указанного дома, не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
По результатам проверки должностным лицом жилищной инспекции составлен акт проверки N 1211/А-СС-16 от 23.03.2016 (т.1, л.д.30-32) и выдано предписание N 1211/А-СС-16 от 23.03.2016 об устранении ООО "Ашинская управляющая компания" выявленных нарушений жилищного законодательства РФ (т.1, л.д.28-29), которым в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: обеспечить выполнение абзацев 2, 3 пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Плата за холодное водоснабжение на общедомовые нужды не должна превышать установленных нормативов потребления коммунальной услуги. Срок выполнения указанных нарушений до 15.04.2016.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из вывода о несоответствии оспоренного предписания жилищному законодательству в виду того, что исполнителем коммунального ресурса в рамках спорных правоотношений выступает МУП "Ашинское коммунальное хозяйство", для которого пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено право рассчитывать и распределять весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, урегулированы, в первую очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Так в силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, жилищным законодательством на собственников помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов и, в том числе, холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, в редакции, действовавшей в феврале 2016 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам:
размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам второму и третьему п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Между тем абзацем четвертым п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 в редакции, действовавшей в феврале 2016 года, было предусмотрено, что установленный абзацами вторым и третьим данного пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения, соответственно объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, подлежит определению в этом случае по формуле 11:
приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
,
где:
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что определение распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, исходя из содержания п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, зависит от того, кто является исполнителем коммунального ресурса потребителям жильцам многоквартирного дома - ресурсоснабжающая организация или организация, избранная в качестве управляющей.
Так, в случае признания в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 исполнителем коммунальных услуг управляющей организация, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме).
В случае, же если в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11, то есть исходя из объема (количества) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.
Указанный вывод согласуется с п. 5 ст. 154 ЖК РФ, в соответствии с которым в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В ст. 165 ЖК РФ исполнитель коммунальных услуг определен как лицо, осуществляющее предоставление коммунальных услуг.
Аналогично исполнитель коммунальных услуг определен в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом потребителем выступает лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг;
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подп. "б" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Как разъяснено в п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014, в силу п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, указано, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил.
Таким образом, в случае выбора жильцами многоквартирного дома способа управления управляющей организацией, последняя приобретает статус исполнителя коммунального ресурса после заключения договора приобретения коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям с ресурсоснабжающей организацией либо в силу фактически сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом по присоединенной сети между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
О фактически сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом по присоединенной сети между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией может свидетельствовать то, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Между тем, как следует из материалов настоящего дела, ООО "Ашинская городская управляющая компания" являлась управляющей организацией многоквартирных домов на территории г. Аша и, соответственно, исполнителем коммунальных услуг жителям указанных домов до 31.12.2014 на основании заключенного договора приобретения коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Ашинское коммунальное хозяйство".
Протоколом внеочередного собрания собственников помещений от 21.10.2013 в многоквартирном доме (в форме заочного голосования) расположенном по адресу: г.Аша, ул.Озимина, 49, принято решение оплачивать коммунальные услуги за водоснабжение и водоотведение непосредственно на расчетный счет ресурсоснабжающей организации МУП "Ашинское коммунальное хозяйство.
С 31.12.2014 МУП "Ашинское коммунальное хозяйство" расторгло договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и очистку сточных вод с ООО "Ашинская городская управляющая компания".
Публичный договор холодного водоснабжения и водоотведения от 31.12.2014 в целях обеспечения коммунальным ресурсом населения, проживающего в многоквартирных домах на территории Ашинского городского поселения, опубликован в средствах массовой информации - в газете "Стальная искра" от 16.01.2015.
С 31.12.2014 соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод обеспечивает ресурсонабжающая организация - МУП "Ашинское коммунальное хозяйство" на основании указанного публичного договора.
На основании протокола от 10.03.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Аша, ул. Озимина, 49, и договора по управлению многоквартирным домом от 01.03.2015 ООО "Ашинская управляющая компания" избрана управляющей организацией указанного дома.
Одновременно жильцами принято решение о заключении с 01.03.2015 прямых договоров на оплату коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями МУП "Ашинское коммунальное хозяйство", ООО "ТЭК-"1". ООО "ТГК-Аша" (п. 4 протокола от 10.03.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Аша, ул.Озимина, 49).
Согласно договору управления от 01.03.2015, заключенному собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Озимина, N 49, управляющая организация приняла на себя обязанности по организации содержания и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Поставка коммунального ресурса, в том числе в целях содержания общедомового имущества, управляющей организацией предметом указанного договора не названа (т.1, л.д. 39-45).
01.07.2015 между муниципальным унитарным предприятием "Ашинское коммунальное хозяйство" (ресурсоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью "Ашинская управляющая компания" (управляющая организация) заключен договор N 002/2015 снабжения коммунальными ресурсами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населения, проживающего в многоквартирных домах на территории Ашинского городского поселения (л.д.55-59). Предметом указанного договора является поставка ресурсоснабжающей организацией потребителям - гражданам, проживающем в жилищном фонде, находящемся в управлении Управляющей организации ресурсов надлежащего качества (питьевую воду), осуществление приема (сброса) сточных вод и очистка стоков до границы эксплуатационной ответственности, в количестве, порядке и сроки, предусмотренном настоящим договором.
Между тем, исходя из содержания указанного договора, его предметом выступает предоставление ресурсоснабжающей организацией непосредственно гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящимся в управлении заявителя, ресурсов (водоснабжения и водоотведения). Оплата отпускаемой воды производится в соответствии с условиями договора непосредственно потребителями в адрес ресурсоснабжающей организаци, которая осуществляет начисление, обработку и сбор платежей за оказанные услуги.
Как следует из имеющихся в материалах дела квитанций на оплату за февраль 2016 года, заявителем - ООО "Ашинская управляющая компания" потребителям плата за коммунальный ресурс (водоснабжение, водоотведение) не предъявлялась, соответствующая плата была предъявлена непосредственно МУП "Ашинское коммунальное хозяйство" как исполнителем указанной коммунальной услуги (т.1, л.д. 63, 95, 96).
Оценив условия договора от 01.07.2015 N 002/2015, апелляционный суд приходит к выводу, что из указанного договора не следует, что управляющая организация приобрела статус исполнителя коммунальных ресурсов, в порядке, предусмотренном п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
Также суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о фактически сложившихся договорных отношениях по снабжению ресурсом по присоединенной сети между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Напротив, из представленных доказательств усматривается, что выбранный собственниками помещений в многоквартирном доме способ управления таким домом не реализован, предусмотренный п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 договор о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям между управляющей организацией и ресурсонабжающей организацией не заключен, фактически отношения по поставке коммунальных ресурсов между заявителем и третьим лицом не сложились.
Соответственно, в силу п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется, в связи с чем управляющая организация не может быть в данном случае признана исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению.
В силу подп. "б" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 в виду не наступления события, указанного в пункте 14 Правил (начало поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, осуществляет предоставление коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и, соответственно, признается исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Аша, ул. Озимина, 49.
При таких обстоятельствах, в силу п. 5 ст. 154 ЖК РФ, абзаца четвертого п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 в редакции, действовавшей в феврале 2016 года, поскольку исполнителем коммунальной услуги водоснабжение потребителям в многоквартирном доме по адресу: г.Аша, ул. Озимина, 49, является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 11, то есть исходя из объема (количества) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.
С учетом изложенного, возложение на управляющую организацию, которая не является исполнителем коммунального ресурса, не предъявляет гражданам плату за водоснабжение, обязанности по предъявлению потребителям в феврале 2016 года платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды не выше установленных нормативов потребления коммунальной услуги противоречит действующему в спорный период законодательству, нарушает права заявителя, в связи с чем предписание правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Как усматривается из решения, судом первой инстанции полно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, рассмотрены и оценены доводы обеих сторон, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделанные выводы подтверждены ссылками на доказательства, приобщенные к материалам дела, и соответствуют установленным обстоятельствам.
В рамках рассмотрения апелляционной жалобы доказательств несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела заявителем не представлено.
Между тем, согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд может отменить или изменить решение арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если установит неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Таких оснований апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда области от 05.10.2016 по делу N А76-10799/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10799/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2017 г. N Ф09-2431/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ашинская управляющая компания"
Ответчик: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области"
Третье лицо: МУП "Ашинское коммунальное хозяйство"