Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф08-2553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2017 г. |
дело N А32-24078/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекция Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2016 по делу N А32-24078/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар", заинтересованное лицо: государственная жилищная инспекция Краснодарского края, принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - госжилинспекция, заинтересованное лицо) от 22.04.2016 г. N 615.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2016 заявленные требования удовлетворены. Судом взыскано с Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ООО "ГУК-Краснодар" г.Краснодар расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в ходе проверки установлено, что с февраля 2016 ООО "ГУК-Краснодар" производит начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, без учета площади нежилого помещения находящегося в подвальном помещении МКД N 62 в собственности у муниципального образования г. Краснодар. Также проверкой, проведенной госжилинспекцией края 23.05.2016 выходом на место установлено, что в данном нежилом помещении МКД N 62 проходят трубы отопления которые изолированы деревянным коробом.
Податель жалобы также ссылается на то, что по результатам осмотра помещения установлено, что в нем проходят изолированные деревянным коробом трубопроводы системы отопления, и температура в помещении соответствует нормативным показателям в отсутствие дополнительных нагревающих приборов, значит, услуга отопления в данном помещении представляется и собственник обязан оплатить ее. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещения ответчика и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома. Факт соответствия в отопительный период установленных требований к температурному режиму в жилом (нежилом) помещении, в котором отсутствуют радиаторы отопления, в том числе с изолированными внутридомовыми системами отопления свидетельствуют о том, что обогрев данного жилого (нежилого) помещения в цокольном этаже осуществляется в том числе за счет помещений, расположенных рядом и выше над ним, что приводит к поддержанию в этом жилом (нежилом) помещении плюсовой температуры, предоставляемого другим собственникам жилых (нежилых) помещений и жителями дома, за которое они вносят плату.
Таким образом, податель жалобы указывает на то, что собственники жилых (нежилых) помещений, находящихся в подвальных и цокольных этажах многоквартирного дома, в случае отсутствия радиаторов отопления, не освобождаются от внесения платы за коммунальную услугу отопления в соответствии с Правилами.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, а также о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела, а именно копию технического паспорта.
Судом протокольным определением заявленные ходатайства удовлетворены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет деятельность на основании Устава общества, на основании договора от 31.12.2008 N 3939 является управляющей компанией по управлению многоквартирного жилого дома N 62 по ул. Воронежская в г. Краснодаре.
Как следует из материалов дела, в период с 04.04.2016 года по 22.04.2016 года на основании распоряжения от 04.04.2016 N 1200л Госжилинспекцией проводилась внеплановая документальная проверка, в отношении ООО "ГУК-Краснодар", с целью проверки фактов рассмотрения обращения гр. Узуновой Н.К. (вх.075-7918/09.03.2016), гр. Пикавцовой Н.И. (вх. 075-7705/04.03.2016), гр.Сипатовой Л. Б., (вх.075-8447/14.03.2016) о нарушении порядка начисления платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению потребителям многоквартирного дома N 62, ул. Воронежская, г. Краснодар.
В ходе проведения проверочных мероприятий было выявлено, что многоквартирный дом N 62 по ул. Воронежской в г. Краснодаре (далее - МКД N 62) находится в управлении управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар" на основании договора управления многоквартирным домом от 31.12.2008 N 3939.
МКД N 62 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на нужды отопления (акт вода в эксплуатацию общедомового прибора учета от 20.10.2014).
Соответственно расчет размера платы за отопление ООО "ГУК-Краснодар" выполняет в соответствии с пунктом 21 Правил N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из объема потребления данной коммунальной услуги, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и распределяет пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Однако в ходе проверки установлено, что с февраля 2016 ООО "ГУК-Краснодар" производит начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, без учета площади нежилого помещения находящегося в подвальном помещении МКД N 62, являющегося муниципальной собственностью и переданное в безвозмездное пользование Краснодарской краевой молодежной общественной организации "Военно-спортивный клуб памяти Андрея Берлизова". Из акта проверки от 22.04.2016 N 1958 также следует, что при выходе на место 23.05.2016 Госжилинспекцией установлено, что в данном нежилом помещении проходят трубы отопления, изолированные коробом.
На основании зафиксированных фактов ООО "ГУК-Краснодар" выдано предписание от 22.04.2016 N 615 по устранению выявленных нарушений, а именно предписано: произвести перерасчет по начислению платы за отопление, с учетом площади нежилого помещения за период с октября 2015 по апрель 2016. Привести в соответствие порядок расчета начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, с учетом площади нежилого помещения находящегося в МКД N 62, со сроком исполнения 11.07.2016.
Не согласившись с выданным предписанием от 22.04.2016 N 615 ООО "ГУК-Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
В соответствие с Положением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края инспекция является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг требованиям, установленным законодательством.
Инспекция осуществляет государственный контроль в процессе осуществления собственниками, арендаторами, нанимателями жилых помещений, а также управляющими организациями, жилищно-эксплуатационными организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами либо иными специализированными потребительскими кооперативами функций по управлению и (или) эксплуатации жилищного фонда.
Одной из основных задач инспекции является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных лицами, осуществляющими управление, эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставление населению коммунальных услуг, нарушений соответствия жилых помещений и коммунальных услуг требованиям технических регламентов (норм и правил) и иных нормативных правовых актов и технических документов.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила I).
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.04.2016 N 1200л инспекцией было проведено внеплановое мероприятие по контролю в целях проверки фактов указанных в обращении Узуновой Н.К. В ходе проведенной документарной проверки госжилинспекцией края в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - ООО "ГУК- Краснодар").
По результатам проведенной 22.04.2016 проверки инспекцией составлен акт проверки N 1958.
При расчете размера платы за отопление в многоквартирном доме N 62 по ул. Воронежская в г. Краснодаре установлено нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению потребителям многоквартирного дома N 62, ул. Воронежская, г. Краснодар, а именно не учитывается в пропорциональном соотношении площадь нежилого помещения, находящегося в подвальном помещении многоквартирного дома.
На основании зафиксированных фактов ООО "ГУК-Краснодар" выдано предписание от 22.04.2016 N 615 по устранению выявленных нарушений, а именно: произвести перерасчет по начислению платы за отопление, с учетом площади нежилого помещения за период с октября 2015 по апрель 2016, со сроком исполнения 11.07.2016.
Многоквартирный дом N 62 по ул. Воронежской в г. Краснодаре (далее -МКД N 62) находится в управлении управляющей организации ООО "ГУК-Краснодар" на основании договора управления многоквартирным домом от 31.12.2008 N 3939.
МКД N 62 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на нужды отопления (акт вода в эксплуатацию общедомового прибора учета от 20.10.2014).
Согласно справке, выданной Филиалом ГУП Кк "Крайтехинвентаризация" - Краевой БТИ" по г. Краснодару, площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома N 62 по ул. Воронежская расположены нежилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью, которые переданы в пользование Краснодарской краевой молодежной общественной организации "Военно-спортивный клуб памяти Андрея Берлизова".
Как следует из материалов дела ООО "ГУК-Краснодар и ОАО "АТЭК" был произведен осмотр нежилого подвального помещения, расположенного в многоквартирном доме N 62 по ул. Воронежской, составлены акты осмотра от 15.02.2016 и от 08.07.2016, которыми зафиксировано, что в нежилых помещениях, принадлежащих МО Краснодар (военно-спортивный клуб памяти Александра Берлиоза), расположенных в доме N62 по ул. Воронежская в г. Краснодаре, имеются трубы центрального отопления (разводящие и стояки), проложенные в тепловой изоляции и закрыты коробами, радиаторы отопления отсутствуют.
Соответственно расчет размера платы за отопление ООО "ГУК-Краснодар" выполняет в соответствии с пунктом 21 Правил N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из объема потребления данной коммунальной услуги, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и распределяет пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, без учета спорного подвального помещения.
Также проверкой проведенной госжилинспекцией края 23.05.2016 выходом на место установлено, что в данном нежилом помещении МКД N 62 проходят трубы отопления которые изолированы коробом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7 статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 N 20-э/2 расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательств наличия в нежилом помещении, принадлежащем Муниципальному образованию г. Краснодар в доме N 62 по ул. Воронежская в г.Краснодаре, теплопринимающих устройств и приборов учета, административным органом не представлено.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; под системой теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
В качестве потребителя тепловой энергии пунктом 9 названной статьи определено лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
При указанных обстоятельствах сам по себе факт прохождения через нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию г. Краснодар, магистрали горячего водоснабжения при отсутствии в нежилом помещении теплопринимающих устройств учета не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника такого помещения платы за отопление, поскольку данный объект тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы включаются в общедомовые нужды собственников жилых помещений дома.
Аналогичная позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 30.08.2016 N 71-КГ16-12.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в спорном нежилом помещении теплопринимающих устройств и приборов учета или того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через нежилое подвальное помещение, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного обогревающего оборудования, в связи с чем, площадь подвального помещения должна учитываться управляющей компанией при расчете платы за отопление многоквартирного жилого дома.
Кроме того, как было указано выше, трубопровод горячего водоснабжения изолирован в установленном порядке и закрыт специальным коробом.
Также является необоснованным довод инспекции о том, что за собственника (муниципального образования) фактически оплату производят иные собственники, поскольку при расчете платы площадь данного подвального помещения не учитывается. Более того, если бы даже учитывалась данная площадь, то это свидетельствовало бы об ином нарушении со стороны управляющей компании, но никак не обязывает собственника платить за те услуги, которые ему фактически не оказываются.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности предписания, выданного по факту, выявленному проводимой проверкой, признается апелляционным судом обоснованным.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2016 по делу N А32-24078/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24078/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф08-2553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУ "ГУК - Краснодар", ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - КРАСНОДАР"
Ответчик: государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Государственная Жилищная инспекция КК