Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А21-5515/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
от заявителя: Баушевой Л.В. по доверенности от 11.08.2016
от заинтересованного лица: не явились, извещены
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области, прокуратуры Калининградской области (регистрационный номер 13АП-35554/2016, 13АП-32557/2016) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2016 по делу N А21-5515/2016 (судья Залужная Ю.Д.)
по заявлению ООО "Фарма-Бар"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области
3-е лицо: прокуратура Калининградской области
о признании незаконными предписания и акта проверки
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фарма-Бар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными предписания от 14.06.16 N 391606016270878 и акта проверки от 14.06.16 N 39160601670897, вынесенными Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области (далее - ТО Росздравнадзора).
Решением суда первой инстанции заявление общества удовлетворено. Судом признано недействительным предписание Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области от 14.06.2016 N 391606016270878, в остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, ТО Росздравнадзора и прокурор направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом дана неполная оценка обстоятельствам, установленным по делу, процессуальных нарушений в ходе проверки не допущено.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ТО Росздравнадзора и прокурора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в июне 2016 года должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области на основании приказа от 02.06.16 N П39-146/16 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Фарма-Бар" обязательных требований законодательства, норм и правил в области лицензионного контроля фармацевтической деятельности (ст.19 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.11).
В результате проведенного осмотра установлено, что за Барановым А.Р. не зарегистрировано право собственности на оконченный строительством объект, являющийся незавершенным строительством со степенью готовности 69%, в котором располагается склад хранения лекарственных препаратов.
Указанные результаты осмотра отражены в акте проверки от 14.06.2016 N 39160601670897.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 14.06.2016 N 391606016270878, которым предписано в срок до 01.08.2016 устранить выявленные нарушения.
По мнению заявителя, предписание от 14.06.2016 N 391606016270878 и акт проверки от 14.06.2016 N 39160601670897 являются незаконными, что явилось основанием для обращения ООО "Фарма-Бар" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, удовлетворил заявленные требования, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Закон N 294-ФЗ.
Основания проведения внеплановой проверки предусмотрены ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В частности в п.3 ч.2 ст.10 Закон N 294-ФЗ к таким основаниям отнесены приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу п.34 ч.4 ст.1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора) - федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.
Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств утверждено постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1043.
Задачами государственного надзора, как указано в п.2 Положения являются предупреждение, выявление, пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств при осуществлении деятельности субъектов обращения лекарственных средств.
Согласно п.5 Положения государственный надзор включает в себя: а) организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств, д) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе принятие решения о нахождении лекарственных средств в обращении, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются: б) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора; в) иные государственные гражданские служащие органов государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора (п.8 Положения).
В силу пп. "а" п.5 Приложения к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Согласно ст.16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются: сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п.7 ч.2 статьи). К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3 статьи).
Материалами дела подтверждается, что основанием для проведения проверки явилось обращение в прокуратуру гр.Е. о незаконном использовании обществом в качестве складских для хранения лекарственных препаратов помещений, расположенных по ул.П.Емельянова,144 "Б" в здании, не введенном в эксплуатацию (незавершенное строительством здание степенью готовности 69%).
Между тем, в нарушение ст.16 Федерального закона N 294-ФЗ доказательств составления акта осмотра помещения, используемого под склад медикаментов, в материалы дела не представлено. Из представленных в материалы дела фотокопий невозможно установить какой объект, по какому адресу на них зафиксирован. Само помещение, используемое по склад лекарственных препаратов, на фотоснимках отсутствует, объяснения у законного представителя общества не отбирались.
Таким образом, оспариваемое предписание от 14.06.16 N 391606016270878 не может быть признано правомерным, поскольку не представлены достаточные и убедительные доказательства использования объекта незавершенного строительством со степенью готовности 69%.
Утверждения заинтересованных лиц о нарушении обществом лицензионных требований в части использования помещения под склад лекарственных препаратов, не соответствующего установленным требованиям, не подтверждены надлежащими доказательствами.
Следовательно, не может быть признано обоснованным оспариваемое предписание на устранение нарушений.
В материалы дела не представлены доказательства, характеризующие занимаемое под склад помещение.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части оспариваемого акта проверки, так как он не содержит признаки ненормативного акта и не подлежит оспариванию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2016 по делу N А21-5515/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области, Прокуратуры Калининградской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Борисова Г.В. |
Судьи |
Есипова О.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5515/2016
Истец: ООО "ФАРМА-БАР"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надору в сфере здравоохранения по К/о
Третье лицо: Прокуратура Московского района г. Калининграда
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32554/16