Требование: о признании незаконным бездействия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2017 г. |
дело N А32-14200/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Муромцев А.В. по доверенности от 01.01.2017;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сочи-Парк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2016 по делу N А32-14200/2016,
принятое судьей Семушиным А.В.,
по заявлению акционерного общества "Сочи-Парк"
к заинтересованным лицам - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
о признании незаконными бездействий; обязании зарегистрировать,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сочи-Парк" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Администрации Краснодарского края, Администрации города Сочи, выразившегося в уклонении от передачи в собственность Российской Федерации 19 (девятнадцати) земельных участков, а именно с кадастровыми номерами: 23:49:0402040:1371, 23:49:0402040:1353, 23:49:0402040:318, 23:49:0402040:1217, 23:49:0402040:1369, 23:49:0402040:1377, 23:49:0402040:1372, 23:49:0402040:1359, 23:49:0402041:1384, 23:49:0402040:1376, 23:49:0402040:1360, 23:49:0402040:618, 23:49:0402040:1165, 23:49:0402041:126,23:49:0402040:1370, 23:49:04020041:1389, 23:49:04020041:1390, 23:49:04020041:1391, 23:49:04020041:1392, об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю принять в собственность Российской Федерации спорные земельные участки, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ)
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что у общества отсутствуют полномочия заявлять требования об обязании передать земельные участки из одного уровня публичной собственности в другой. Права общества не нарушены, поскольку компетентным органом государственной власти было принято решение о передачи спорных девятнадцати земельных участков в федеральную собственность.
Акционерное общество "Сочи-Парк" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна следующим. Суд первой инстанции оставил без внимания положения ч. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Поскольку расположенные на спорных земельных участках олимпийские объекты имеют федеральное значение, поскольку земельные участки, расположенные под ними, подлежат отнесению к федеральной собственности. Бездействие исполнительных органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии в собственность РФ и нерегистрации права собственности РФ на спорные земельные участки, ведет к завышению арендной платы, что ставит общество в заведомо невыгодное положение.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Сочи-Парк" в 2013 году являлось ответственным исполнителем по созданию олимпийского объекта федерального значения "Площадки временных зданий и сооружений для целей АНО "Агентство по проведению церемоний Игр", зона благоустройства, включая аттракционы". Этот олимпийский объект являлся одним из объектов, входящих в пункт 14 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991, что подтверждается протоколом заседания наблюдательного совета ГК "Олимпстрой" от 03.12.2013 г. N82, утвердившего перечень объектов, составляющих пункт 14 Программы строительства олимпийских объектов.
Для целей создания указанного олимпийского объекта федерального значения АО "Сочи-Парк" предоставлены в аренду в порядке, установленном частью 4.1 статьи 16 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Олимпийский закон), земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, а также земельные участки, находящиеся в собственности Краснодарского края и земельные участки принадлежащие городу-курорту Сочи.
Согласно выпискам из ЕГРП правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402041:1389, 23:49:0402041:1392, 23:49:0402041:1390, 23:49:0402041:1391 является субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402040:1165, 23:49:0402040:1371, 23:49:0402040:1217, 23:49:0402040:1372, 23:49:0402040:1376, 23:49:0402041:126, 23:49:0402040:1353, 23:49:0402040:1369, 23:49:0402040:1359, 23:49:0402040:1360, 23:49:0402040:1370, 23:49:0402040:318, 23:49:0402040:1377, 23:49:0402041:1384, 23:49:0402040:618 является муниципальное образование город-курорт Сочи.
В частности, Департаментом имущественных отношений Краснодарского края предоставлены ГК "Олимпстрой" в аренду четыре земельных участка (с кадастровыми номерами 23:49:04020041:1389, 23:49:04020041:1390, 23:49:04020041:1391, 23:49:04020041:1392) по договору от 26.12.2013 г. N 0000003311 аренды земельных участков государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 26.12.2013, а ГК "Олимпстрой", в свою очередь, заключила с АО "Сочи-Парк" договор от 30.12.2013 N 07-1/3-5357 о переуступке прав и обязанностей арендатора по указанному договору аренды.
В рамках аналогичного правового механизма Департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи предоставлены ГК "Олимпстрой" в аренду пятнадцать земельных участков (с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1371, 23:49:0402040:1353, 23:49:0402040:318, 23:49:0402040:1217, 23:49:0402040:1369, 23:49:0402040:1377, 23:49:0402040:1372, 23:49:0402040:1359, 23:49:0402041:1384, 23:49:0402040:1376, 23:49:0402040:1360, 23:49:0402040:618, 23:49:0402040:1165, 23:49:0402041:126, 23:49:0402040:1370) по договору от 30.12.2013 N 4900009367 о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды), а ГК "Олимпстрой" заключила с АО "Сочи-Парк" договор от 30.12.2013 N 07-1/3-5358 о переуступке прав и обязанностей арендатора по данному договору.
В связи с тем, что в силу части 2.1 статьи 17 Олимпийского закона земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации, АО "Сочи-Парк" направило письменное обращение от 26.02.2016 N 192 в Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае об осуществлении действий по представлению в Управление Росреестра по Краснодарскому краю заявления о государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки.
Поскольку ответ от уполномоченного органа не получен, право федеральной собственности на девятнадцать спорных земельных участков не зарегистрировано, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Кроме того, АО "Сочи-Парк" полагает, что нарушение его прав и законных интересов состоит в том, что оно искусственно лишено права применения приказов Минэкономразвития России от 1 марта 2013 г. N 109 и от 21 апреля 2015 г. N 247 о пониженной арендной плате за аренду земельных участков федеральной собственности, предоставленных для объектов Программы строительства олимпийских объектов или объектов Перечня олимпийских объектов, утвержденных наблюдательным советом ГК "Олимпстрой". Арендная плата за земельные участки, указанные в настоящем заявлении, относящиеся к собственности Краснодарского края, муниципальной собственной города-курорта Сочи выше, чем установленная приказами Минэкономразвития России.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 3 Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на предназначенные для строительства олимпийских объектов земельные участки, расположенные на них объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также государственная регистрация прав на олимпийские объекты и сделок с ними осуществляется в порядке, установленном данным законом, если иное не определено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Олимпийский закон).
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 17 Олимпийского закона земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации.
Общество ссылается на то, что является арендатором спорных земельных участков, находящихся в собственности Краснодарского края и муниципальной собственности город-курорта Сочи, и осуществило создание олимпийского объекта федерального значения - "Площадки временных зданий и сооружений для целей АНО "Агентство по проведению церемоний Игр", зона благоустройства, включая аттракционы", заключив в качестве заказчика договор подряда от 01.11.2013 N 2-02/11-170/2015 с ООО Научно производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (подрядчик) и приняв результаты выполненных работ в установленном порядке, оформив акты КС-2, справки-КС-3, а также необходимые регистры бухгалтерского учета.
При таких обстоятельствах, общество считает обоснованным требование о государственной регистрации права федеральной собственности на девятнадцать земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402040:1371, 23:49:0402040:1353, 23:49:0402040:318, 23:49:0402040:1217, 23:49:0402040:1369, 23:49:0402040:1377, 23:49:0402040:1372, 23:49:0402040:1359, 23:49:0402041:1384, 23:49:0402040:1376, 23:49:0402040:1360, 23:49:0402040:618, 23:49:0402040:1165, 23:49:0402041:126,23:49:0402040:1370, 23:49:04020041:1389, 23:49:04020041:1390, 23:49:04020041:1391, 23:49:04020041:1392.
Из материалов дела видно, что между ОАО "Сочи-Парк" и муниципальным образованием город-курорт Сочи заключен договор аренды от 30.12.2013 N 4900009367 (том 2 л.д. 36-40) сроком на 49 лет в отношении спорных пятнадцати земельных участков. Вышеуказанные земельные участки включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи.
Кроме того, между ОАО "Сочи-Парк" и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края заключен договор аренды от 26.12.2013 г. N 0000003311 (том 2 л.д. 1-7) сроком на 49 лет в отношении спорных четырех земельных участков. Вышеуказанные земельные участки включены в реестр объектов краевой собственности РФ.
Решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2016 спорные земельные участки подлежат передачи в государственную собственность Российской Федерации (том 3 л.д. 107).
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфеде6рации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры федерального значения, относятся к федеральной собственности.
В материалы дела представлено письмо Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 06.10.2016 N 01-878/16-02 адресованное Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о передаче земельных участков в федеральную собственность (том 3 л.д. 110-111).
Так, поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом N ВВ-10/36773 от 01.09.2016 (том 3 л.д. 108-109) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю было поручено организовать работу по передаче в федеральную собственность земельных участков, предоставленных в аренду АО "Сочи-Парк", поскольку они входят в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные документы свидетельствуют о принятии компетентными органами власти решений о передаче спорных земельных участков в федеральную собственность.
Пунктом 3.1 статьи 17 Олимпийского закона установлено, что в отношении земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, осуществляется государственная регистрация права собственности Российской Федерации, если созданный олимпийский объект является объектом федерального значения, в течение трех дней со дня подачи заявления о государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, Краснодарского края либо муниципального образования город-курорт Сочи на земельные участки, предназначенные для размещения олимпийского объекта федерального, краевого или муниципального значения, осуществляется на основании документа, подтверждающего возникновение права собственности.
Нормами, содержащимися в ст. 16 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
В случае, если право на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти, либо сделки с органом государственной власти, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти, государственная регистрация таких прав, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, либо которым совершена сделка с органом государственной, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Согласно статье 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Таким образом, государственная регистрация осуществляется в заявительном порядке, а решения регистрирующего органа, в случае несогласия с ним, обжалованию в судебном порядке.
Исходя из содержания части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушенное право, охраняемый законом интерес подлежат судебной защите.
Способ защиты гражданских прав должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Выбор ненадлежащего способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у общества, как арендатора земельных участок, легитимации на заявление подобных требований.
В связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2016 по делу N А32-14200/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14200/2016
Истец: АО "Сочи-Парк"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи, Департамент имущественных отношений города Сочи, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. СОЧИ, Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ТУ Росимущества КК, Управление Росреестра по КК