Требование: о взыскании неосновательного обогащения
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2017 г. |
дело N А53-8827/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абрамовой П.А.,
при участии:
от ответчика: представитель Кульбеков Ю.С. по доверенности от 09.08.2016 N 278,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плюс-К" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 по делу N А53-8827/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Плюс-К" к акционерному обществу "Донэнерго" при участии третьего лица публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" о взыскании неосновательного обогащения, принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Плюс-К" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Донэнерго" о взыскании 199 728,05 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования мотивированы тем, что после отмены ранее установленного истцу индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (с 01.07.2015) в рамках ранее заключенного с АО "Донэнерго" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (который сохранял свое действие) истец продолжал оказывать соответствующие услуги ответчику (ввиду фактического сохранения перетока) вплоть до 01.11.2015 (до передачи принадлежавших истцу трансформаторных подстанций в аренду иному лицу), но не мог взыскивать за оказанные услуги плату. Между тем, в целях исполнения договора с ответчиком истец приобретал у энергосбытовой компании электроэнергию для компенсации потерь в принадлежащих ему сетях (стоимость электроэнергии взыскана с истца в судебном порядке). Истец полагает, что соответствующие суммы подлежат взысканию с ответчика в кондикционном порядке как фактически понесенные истцом расходы на обеспечение условий договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечёно публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 в удовлетворении иска отказано.
Решение мотивировано тем, что в связи с изменением нормативного регулирования истец утратил статус территориальной сетевой организации, в то время, как право оказывать соответствующие услуги по индивидуальному тарифу имеют только такие субъекты, которые соответствуют критериям территориальной сетевой организации. Иные же владельцы объектов электросетевого хозяйства несут бремя содержания соответствующих объектов самостоятельно, включая объем потерь электрической энергии в сетях.
Общество с ограниченной ответственностью "Плюс-К" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что договор N 22-УП/2013-10-1212ОПЭ оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 02.12.2013 сохранил силу, ответчик продолжал получать от сбытовой компании полную стоимость услуг по передаче (как котлодержатель), включая объем энергии истца, не нес расходы на доставку электрической энергии до потребителей. Судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Региональной службы по тарифам Ростовской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнительно отметило, что ООО "Плюс-К" утратило статус сетевой организации, в связи с чем не может требовать платы за переток через свои объекты электрической энергии. Оплата стоимости потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, оплачивается их владельцами независимо от наличия, либо отсутствия статуса сетевой организации.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою правовую позицию, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Плюс-К" и ОАО "Донэнерго" заключен договор N 22-УП/2013-10-1212ОПЭ оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 02.12.2013.
В соответствии с договором ООО "Плюс-К" обязалось оказывать ОАО "Донэнерго" услуги по передаче электроэнергии от точек приема до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачи электроэнергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО "Плюс-К" на праве собственности, а ОАО "Донэнерго" обязалось оплачивать услуги по передаче электроэнергии (мощности) в порядке, установленном договором.
Постановлением РСТ Ростовской области N 85/27 от 25.12.2014 был установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Плюс-К" и ОАО "Донэнерго" в размере 1,68 руб. за 1 кВт*ч на 1 полугодие 2015 года, 1,65 руб. за 1 кВт*ч на 2 полугодие 2015 года.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25 июня 2015 г. N 30/1 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области" указанное выше постановление отменено с 01.07.2015.
Указанное постановление принято во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью", в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20.
С начала 2 полугодия 2015 года ООО "Плюс-К" лишилось возможности выставлять ОАО "Донэнерго" к оплате свои услуги по передаче электрической энергии (мощности) в связи с отменой тарифа.
Ссылаясь на то, что договор N 22-УП/2013-10-1212ОПЭ оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 02.12.2013 продолжал действовать, и ООО "Плюс-К" продолжало оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) в соответствии с условиями договора, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
В обоснование окончания периода начисления заявленной ко взысканию суммы истец представил договор аренды имущества от 01.11.2015 г., заключенный между ООО "Плюс-К" и ООО "Энергопрогресс", в соответствии с которым ООО "Плюс-К" передало в аренду ООО "Энергопрогресс" трансформаторные подстанции ТП 024, ТП-025, ТП-26 по адресу ТП 024 Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева 103, ТП 025 Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева 103, ТП 26 Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая 33/4, КЛЭП 10 кВ, протяженностью 2,99 км от РП-30 до ТП-024, 0,58 км от ТП-024 до ТП-025 по адресу: Россия ул. Вересаева 103. В связи с чем истец полагает, что услуги оказывались ответчику по 31.12.2015.
В обоснование размера заявленной ко взысканию суммы ООО "Плюс-К" представило договор купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь N 70/01/13 от 25.11.2013, заключенный с ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (в настоящее время - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону").
Согласно расчету истца за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 ООО "Плюс-К" понесено расходов по указанному договору на приобретение электроэнергии (мощности) для компенсации потерь на сумму 199 728,05 руб.
В подтверждение довода о фактическом несении соответствующих расходов истец представил решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-33307/2015 от 12.02.2016, которым с истца с пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взыскана основная задолженность в размере 102 354,76 руб., образовавшаяся в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь N 701/01/13 от 25.11.2013.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены в Федеральном законе N 35-ФЗ.
Названный закон в статье 3 определяет услуги по передаче электрической энергии как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 данного Федерального закона;
Данные услуги оказываются сетевыми организациями на основании договора возмездного оказания услуг (статья 26 Федерального закона N 35-ФЗ).
К сетевым организациям относятся организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Территориальная сетевая организация определена законом как коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций (пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2011 года. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень организаций, субъектов Российской Федерации, в которых применяются иные методы регулирования.
В силу пункта 4 статьи 23.1 названного Закона государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат в числе прочих цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основаниитерриториальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно статье 3 названного федерального закона территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее -постановление Правительства Российской Федерации N 184).
В соответствии с данным постановлением владелец объектов электросетевого хозяйства для отнесения к территориальной сетевой организации, в частности должен владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.
Спора относительно того, что истец данным критериям не соответствует, между сторонами не имеется.
При этом пунктом 3 названного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано принять до 1 января 2016 г. с учетом положений Постановления решения об установлении (пересмотре): единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать НВВ данной организации.
Во исполнение требований пункта 42 Правил приказом ФСТ от 31.07.2007 N 138-э/б (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный N 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приказ ФСТ об их утверждении от 06.08.2004 N 20-Э/2), которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
В соответствии с абз. 4 п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.2004 (далее -Методические указания) для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ (необходимая валовая выручка, то есть все затраты сетевой организации, необходимые для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в период регулирования) всех сетевых организаций.
Таким образом, в единый (котловой) тариф входит стоимость услуг по передаче электрической энергии всех сетевых организаций конкретного субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен данный тариф.
При этом в соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 и абз. 7 п. 49 Методических указаний, расходы территориальной сетевой организации (ПАО "МРСК Юга", АО "Донэнерго") на оплату предоставляемых в соответствии с договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы.
Как верно установлено судом первой инстанции, Региональной службой по тарифам Ростовской области определена схема расчетов с сетевыми компаниями за оказанные услуги по передаче "котел сверху". Суть его в том, что ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" оплачивает всю стоимость услуг по передаче одной сетевой организации "котлодержателю" - филиалу ОАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго", либо ОАО "Донэнерго" которые, как "котлодержатели", затем адресно распределяет смежным сетевым компаниям, действующим на территории Ростовской области и входящим в данный котел.
Таким образом, услуги по передаче электрической энергии относятся к естественной монополии, в связи с чем указанная деятельность, подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Таким образом, оплата услуг по передаче электроэнергии может осуществляться только по установленным государством ценам.
Согласно пункту 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Правила N 442) сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу пункта 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату.
С учетом вышеприведенных нормативных положений суд первой инстанции правомерно исходил из того, что фактическое осуществление перетока через принадлежащие какому-либо лицу сети автоматически не означает, что владелец таких сетей оказывает услуги по передаче электроэнергии, подлежащие оплате. Возможность оказания услуг по передаче электрической энергии для владельца электросетевого хозяйства возникает лишь при наличии у него статуса сетевой организации, а также в связи и после установления для него регулирующим органом индивидуального тарифа (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 13881/11).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25 июня 2015 года N 30/1 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области", вступившим в законную силу 01.07.2015 г., было отменено Постановление РСТ Ростовской области от 25.12.2014 N 85/27 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и НВВ на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годов для взаиморасчетов между ООО "Плюс-К" и ОАО "Донэнерго".
Отмена тарифа сопряжена с несоответствием истца нормативно установленным критериям для территориальной сетевой организации.
Следовательно, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, ранее заключенный между сторонами, прекратил свое действие ввиду невозможности исполнения и истец ошибочно полагает, что действие данного договора сохранялось до 31.12.2015.
Суд первой инстанции верно отметил, что истец, не имея статуса сетевой организации, является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, не имеющим права требовать плату за переток через свои объекты электрической энергии, предназначенной для потребления иными лицами.
Соответственно довод заявителя о получении ответчиком от сбытовой компании полной стоимости услуг по передаче электроэнергии, включая объем энергии истца, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку нормы о неосновательном обогащении, на которые ссылается истец (ст. 1102 ГК РФ) признают легитимацию по кондикционному иску лишь за лицом, за счет которого обогатился ответчик. Не имея права на взыскание платы за переток, истец не является лицом, за счет которого обогатился ответчик, в связи с чем исковые требования необоснованны. Одновременно обязанность по оплате энергосбытовой компании сумм, которые истец желает возместить за счет ответчика, напротив, возложена на истца законом.
Таким образом, доводы жалобы несостоятельны, а отказ в иске правомерен.
Доводы о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Региональной службы по тарифам Ростовской области, несостоятельны, так как предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для совершения соответствующего процессуального действия не имелось. Права и обязанности указанной службы не затрагиваются принятым по делу решением.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя жалобы и взыскиваются в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2016 по делу N А53-8827/2016 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Плюс-К" (ИНН 6165006010, ОГРН 1026103710544) в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8827/2016
Истец: ООО "ПЛЮС-К"
Ответчик: ОАО "ДОНЭНЕРГО"
Третье лицо: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"