г. Пермь |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А50-21863/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЖПЭТ-1-Абрамово": представители не явились,
от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края,
от 19 декабря 2016 года по делу N А50-21863/2016
принятое судьей Герасименко Т.С.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖПЭТ-1-Абрамово" (ОГРН 1095911002329, ИНН 5911060412)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖПЭТ-1-Абрамово" (далее - заявитель, ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.09.2016 N 13.88 ККТ, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган), которым ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об алдминистратив6ных правонарушения (далее - КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.12.2016, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным в части назначения наказания в виде штрафа размере 40 000 рублей, суд изменил меру ответственности на предупреждение.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие оснований для изменения меры ответственности на предупреждение, поскольку к административной ответственности за аналогичное правонарушение ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" привлекается не впервые.
ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании поручения от 11.07.2016 N 97 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю проведена проверка по вопросу соблюдения ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и использованием специальных банковских счетов за период с 18.06.2015 по 12.07.2016.
В ходе проверки установлено, что в период 18.06.2015 по 12.07.2016 ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" при осуществлении деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, а также при получении денежных средств от платежного агента УФПС Пермского края филиала ФГУП "Почта России" за оказываемые услуги, все принятые денежные средства, направленные на исполнение денежных обязательств физических лиц перед поставщиком по оплате жилищно-коммунальных услуг, получало на расчетный банковский счет N 40702810049030012204, не являющийся специальным банковским счетом (за проверяемый период на указанный счет поступили денежные средства по принятым платежам за жилищно-коммунальных услуги от УФПС Пермского края Филиал ФГУП "Почта России" в сумме 9 156 358 руб. 33 коп., в том числе: 06.06.2016 - в сумме 32 879 руб. 11 коп., 07.06.2016 - в сумме 52 566 руб. 60 коп., 08.06.2016 - в сумме 63 264 руб. 70 коп., 09.06.2016 - в сумме 20 827 руб. 78 коп., 10.06.2016 - в сумме 51021 руб. 76 коп., 14.06.2016 - в сумме 25 902 руб. 52 коп., 15.06.2016- в сумме 84 141 руб. 87 коп., 16.06.2016 - в сумме 38 770 руб. 26 коп., 17.06.2016 - в сумме 14 866 руб. 16 коп., 20.06.2016 - в сумме 43 305 руб. 03 коп., 21.06.2016 - в сумме 92 300 руб. 47 коп., 22.06.2016 - в сумме 54851 руб. 43 коп., 23.06.2016 - в сумме 14 741 руб. 76 коп., 24.06.2016 - в сумме 18 844 руб. 53 коп., 27.06.2016 - в сумме 6 316 руб. 23 коп., 28.06.2016 - в сумме 14 132 руб. 11 коп., 29.06.2016 - в сумме 19 890 руб. 00 коп., 30.06.2016 - в сумме 10 862 руб. 29 коп., 01.07.2016 - в сумме 26 444 руб. 79 коп., 04.07.2016 - в сумме 45 934 руб. 21 коп., 05.07.2016 - в сумме 6 717 руб. 52 коп., 06.07.2016 - в сумме 48 823 руб. 42 коп., 07.07.2016 - в сумме 71 110 руб. 28 коп., 08.07.2016 - в сумме 33 744 руб. 59 коп., 11.07.2016 - в сумме 36 626 руб. 95 коп., 12.07.2016 - в сумме 66 826 руб. 75 коп.). Согласно представленной выписке по движению денежных средств на специальном банковском счете N 40821810749770000126 установлено отсутствие операций. Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 05.08.2016 N 13.106
По итогам проверки должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 в отношении ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2016 N 13.88 ККТ; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 06.09.2016 N 13.88 ККТ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, вместе с тем, суд указал, что на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное административное наказание в виде штрафа следует изменить на предупреждение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2019 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2019 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 2 указанного Федерального закона "поставщиком" признается, в том числе, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; "платежным агентом" является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 03.06.2019 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").
В соответствии с ч. 4 и ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится управляющей организации.
При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается, в том числе, внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, в случае если управляющая организация осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений с участием платежных агентов, то такая организация обязана использовать специальный банковский счет для приема денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей за коммунальные услуги от физических лиц.
Условия заключенного ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" с ФГУП "Почта России" договора возмездного оказания услуг по приему платежей за обслуживание жилого фонда N 3797 от 19.01.2010 свидетельствуют о том, что ФГУП "Почта России" было привлечено для выполнения функций платежного агента по приему наличных денежных средств от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги. В связи с чем ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" обязано использовать специальный банковский счет для приема названных платежей.
Между тем имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в период 18.06.2015 по 12.07.2016 ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" денежные средства, принятые от физических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг, получало от УФПС Пермского края Филиал ФГУП "Почта России" на расчетный банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности отклонены ссылки ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" о направлении в адрес ОСП Березниковский почтамт УФПС Пермского края писем от 30.06.2015, от 28.12.2015, от 13.07.2016 о необходимости перечисления денежных средств на специальный банковский счет, поскольку согласно показаниям свидетеля - заместителя начальника ОСП Березниковский почтамт УФПС Пермского края Анфаловой О.В. ею от представителя ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" по телефону получена информация о том, что претензия направлена в адрес ФГУП "Почта России" ошибочно. Кроме того, административным органом установлено, что в квитанциях на оплату коммунальных услуг в период с июня 2015 года по июнь 2016 года ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" указан расчетный счет N 40702810049030012204, не являющийся специальным банковским счетом.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств невозможности их исполнения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, установлено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.08.2016 ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" извещено надлежащим образом (уведомление от 08.08.2016 N 13-04/2854 получено по электронной почте 10.08.2016, что подтверждается извещением о получении электронного документа); о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 06.09.2016 ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" также извещено надлежащим образом (уведомление от 25.08.2016 N 13-04/707 получено по почте 31.08.2016, что подтверждается сведениями с сайта ФГУП "Почта России").
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного ущерба, в материалах дела не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе административного органа доводы об отсутствии оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение со ссылкой на то, что постановлением по делу об административном правонарушении от 10.02.2015 N 13.10 ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Судом установлено, что согласно отзыва административного органа, оплата штрафа по постановлению по делу об административном правонарушении от 10.02.2015 N 13.10 произведена ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" 31.03.2015. Таким образом, на момент проведения проверки срок, когда юридическое лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения, истек.
В рассматриваемом случае, учитывая, что ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" является субъектом малого предпринимательства (соответствующие сведения имеются в реестре субъектов малого предпринимательства, размещенного в общем доступе в сети Интернет); условия, при которых возможно применение ст. 3.4 КоАП РФ соблюдены, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное административное наказание в виде штрафа следует изменить на предупреждение.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства, от 19 декабря 2016 года по делу N А50-21863/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21863/2016
Истец: ООО "ЖПЭТ - 1 - АБРАМОВО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ