Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А78-9574/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Даровских К.Н., Барковской О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифоновой Ю.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 октября 2016 года по делу N А78-9574/2015 по иску открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218 119160, г. Москва, Забайкальский край, ул. Знаменка 19) к 1) сельскому поселению "Хила" муниципального района "Могойтуйский район" Забайкальского края в лице Администрации сельского поселения "Хила" (ОГРН 1028002329750, ИНН 8003021490 687450, ст. Ага, ул. Им. Чимитдоржина,1) 2) акционерному обществу "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225 119160, г. Москва, ул. Знаменка,19) о взыскании стоимости потерь электрической энергии в размере 505 434 руб. 66 коп. за период с декабря 2012 года по декабрь 2014 года, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977 672000, Россия, Чита, ул. Ленинградская, 15 А) (суд первой инстанции: Архипенко Т.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
От АО "Оборонэнергосбыт"- Пушкарский Д.С., представитель по доверенности от 30.12.2016 г.
От АО "Оборонэнерго"- Сенотрусова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.
установил:
акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - общество "Оборонэнергосбыт", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения "Хила" (далее - администрация, ответчик-1) о взыскании с сельского поселения "Хила" муниципального района "Могойтуйский район" Забайкальского края за счет его казны 350 000 руб. - части стоимости потерь электроэнергии за период с 01.12.2012 по 31.12.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Оборонэнерго" и Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Определением суда от 20.01.2016 в качестве второго ответчика по делу привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество "Оборонэнерго", ответчик-2), в связи с чем, оно было исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 15.02.2016 к рассмотрению приняты уточненные исковые требования о взыскании с ответчика 505 434 руб. 66 коп. стоимости потерь электроэнергии за период с 01.12.2012 по 31.12.2014.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 октября 2016 года исковые требования акционерного общества "Оборонэнергосбыт" к акционерному обществу "Оборонэнерго" удовлетворены. Взыскана с акционерного общества "Оборонэнерго" в пользу акционерного общества "Оборонэнергосбыт" стоимость потерь электрической энергии в сумме 505 434 руб. 66 коп., расходы по оплате государственной пошлине в сумме 10 000 руб., всего 515 434 руб. 66 коп. В удовлетворении иска к сельскому поселению "Хила" муниципального района "Могойтуйский район" Забайкальского края отказано. Взыскана с акционерного общества "Оборонэнерго" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 109 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, акционерное общество "Оборонэнерго" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что объем электроэнергии отпущенной из сети, имеет решающее значение при расчёте объема потерь электроэнергии. Однако судом не дана должная оценка доводам ответчика о недоказанности объема электроэнергии отпущенного потребителям. Ответчик в своем отзыве на иск и дополнениях к нему ссылался на п. 171 Правил именно для подтверждения позиции о том, что первичным документом для доказывания объема отпущенному из спорной сети в данном случае будет являться только первичный документ - акт снятия показаний приборов учета подписанный потребителем. Таких документов в материалы дела не представлено.
Судом в оспариваемом решении сделан ошибочный вывод, о том, что доводы Ответчика (подтверждённые указанной схемой, подтверждающей фактическое количество потребителей и являющейся допустимым и относимым доказательством) не могут повлиять на вывод суда о наличии оснований удовлетворить иск.
Вывод суда о наличии у неучтенных потребителей бездоговорного потребления не основан на нормах права и является ошибочным в силу положений ст. 540 ГК РФ.
Считают, что расчет истца является не доказанным по причине не представления первичных актов учета потребления электроэнергии, а также учета не всех потребителей подключенных к спорной сети и как следствие недоучет всего полезного отпуска, что привело к не обоснованному завышению объема потерь электроэнергии, взысканной оспариваемым решением с ответчика.
Сельское поселение "Хила" муниципального района "Могойтуйский район" Забайкальского края в лице Администрации сельского поселения "Хила" в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители АО "Оборонэнергосбыт" просил оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО "Оборонэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Могойтуйского района Забайкальского края находятся бесхозяйные линии электропередач ВЛ-0,4кВ от ТП N 358 (ст. Остречная) на филдер жилой массив, расположенные по адресу: Россия, Забайкальский край, Могойтуйский район, сельское поселение Хила.
Решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 28.12.2011 по делу N 2-311(2011), удовлетворены исковые требования прокурора Могойтуйского района о возложении на Администрацию сельского поселения "Хила" обязанности в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий регистрацию сделок с недвижимым имуществом, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного электросетевого комплекса в сельском поселении "Хила".
Указанная бесхозяйная линия электропередач протяженностью около 2,3 км. и состоящая из 87 опор от ТП N 358 (ст. Остречная) подключена к сетям общества "Оборонэнерго", с использованием которых последнее осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в интересах общества "Оборонэнергосбыт" конечным потребителям в находящиеся на территории сельского поселения Хила объекты жилого и нежилого назначения.
Названные сети обеспечивают передачу электрической энергии, в числе прочего, к объектам Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем, между обществом "Оборонэнерго" и ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" подписан акт о разграничении балансовой принадлежности от 11.12.2013 N 19/ЗС-Б (т.4 л.д. 158-160).
В соответствии с актом о разграничении балансовой принадлежности от 11.12.2013 N 19/ЗС-Б названная бесхозяйная сеть, примыкающая к домам 73, 74, 75, 81 и 82, находящимся на балансе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", включена в границы балансовой принадлежности общества "Оборонэнерго".
Ссылаясь на то, что в указанных сетях при передаче электрической энергии имели место потери общество "Оборонэнергосбыт" обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с ответчиков 505 434 руб. 66 коп., в том числе:
- за декабрь 2012 года - 40 408,77 руб., потери составили 25 856 кВт/ч;
- за январь 2013 года - 32 696,27 руб., потери составили 24 768 кВт/ч;
- за февраль 2013 года - 35 965,15 руб., потери составили 24 474 кВт/ч;
- за март 2013 года - 21 442,98 руб., потери составили 15 030 кВт/ч;
- за апрель 2013 года - 20 523,67 руб., потери составили 14 292 кВт/ч;
- за май 2013 года - 3 61,56 руб., потери составили 2 707 кВт/ч;
- за июнь 2013 года - 2 685,80 руб., потери составили 2 000 кВт/ч;
- за июль 2013 года - 1 918,68 руб., потери составили 1 970 кВт/ч;
- за август 2013 года - 2 629,07 руб., потери составили 2 030 кВт/ч;
- за сентябрь 2013 года - 5 377,74 руб., потери составили 2 849 кВт/ч;
- за октябрь 2013 года - 10 490,81 руб., потери составили 6 779 кВт/ч;
- за ноябрь 2013 года - 24 633,81 руб., потери составили 16 357 кВт/ч;
- за декабрь 2013 года - 29 854,71 руб., потери составили 18 832 кВт/ч;
- за январь 2014 года - 38 998,54 руб., потери составили 24 045 кВт/ч;
- за февраль 2014 года - 50 273,87 руб., потери составили 33 878 кВт/ч;
- за март 2014 года - 28 872,68 руб., потери составили 20 793 кВт/ч;
- за апрель 2014 года - 13 182,57 руб., потери составили 8 289 кВт/ч;
- за май 2014 года - 6 913,01 руб., потери составили 5 282 кВт/ч;
- за июнь 2014 года - 2 465,24 руб., потери составили 1 946 кВт/ч;
- за июль 2014 года - 2 891,92 руб., потери составили 2 371 кВт/ч;
- за август 2014 года - 1 713,36 руб., потери составили 1 306 кВт/ч;
- за сентябрь 2014 года - 8 812,18 руб., потери составили 5 626 кВт/ч;
- за октябрь 2014 года - 22 188,14 руб., потери составили 14 399 кВт/ч;
- за ноябрь 2014 года - 40 317,43 руб., потери составили 22 928 кВт/ч;
- за декабрь 2014 года - 56 567,70 руб., потери составили 32 086 кВт/ч.
Суд, первой инстанции рассмотрев заявленные требования, дав оценку доводам, изложенным в исковом заявлении, изучив представленные документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска к обществу "Оборонэнерго".
Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Указанным Законом определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях (часть 3 пункта 4 статьи 26, пункт 3 статьи 32), а право установить методику определения и порядок компенсации потерь электроэнергии в электросетях предоставлено Правительству Российской Федерации, или уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти (пункт 2 статьи 21). Порядок определения потерь в электросетях и порядок их оплаты устанавливаются в правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (пункт 3 статьи 26).
В пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (а также в пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442)) определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также реализующая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В пунктах 50, 51 Правил N 861 определено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах на электроэнергию на оптовом рынке. Размер этих потерь определяется как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска (то есть объемами, потребленными присоединенными к этой сети энергопринимающими устройствами, а также переданными в другие сетевые организации).
Согласно пунктам 185, 186, 189, 190 Основных положений N 442 лицом, обязанным оплачивать фактические потери в сетях, является сетевая организация, в объектах электросетевого хозяйства которой они возникли. При этом предусмотрена отчетность сетевых организаций перед поставщиками электроэнергии и механизм, позволяющий последним перераспределить между сетевыми организациями неучтенный объем потерь таким образом, что в итоге поставщики должны получить плату за весь поставленный ими на розничный рынок объем электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату.
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов электроснабжения (статья 14 Федерального закона N 131-ФЗ), должен принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности бесхозяйных объектов.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации. Правовое регулирование, установленное Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
Учитывая приведенные нормы права, установив получение ответчиком электроэнергии ОАО "Оборонэнерго" в спорный период через участок бесхозяйной сети с целью оказания услуги по передачи электрической энергии конечным потребителям, суд первой инстанции обоснованно признал его обязанным оплачивать потери в указанном бесхозяйном объекте электросетевого хозяйства. В отсутствие доказательств исполнения решения Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 28.12.2011 по делу N 2-311/11, фактического нахождения сетей во владении администрации, суд правомерно отказал в иске к данному ответчику.
Размер фактических потерь электроэнергии определен с учетом объема электроэнергии, поставленной в электрическую сеть, и объемом электрической энергии, принятым потребителями. Объем подтвержден сводными актами снятия показаний приборов учета (т. 1, л.д. 64-121) и ведомости электропотребления (т.2 л.д. 48-137, т.3 л.д. 1-24), подписанные со стороны общества "Оборонэнерго" без возражений по составу, количеству потребителей и объему поставленной им электрической энергии. В этой связи доводы ответчика о непредставлении первичной документации подлежат отклонению.
Объем потерь в стоимостном выражении определен с учетом предельных уровней нерегулируемых цен.
Примененные величины не опровергнуты надлежащими доказательствами.
Ссылка ответчика на наличие неучтенных потребителей в расчете истца правомерно отклонена судом первой инстанции со ссылкой на пункты 2, 167, 192, 193, 196 Основных положений N 442.
Приведенные в апелляционной жалобе заявителя доводы апелляционный суд отклоняет, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу спора, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи, с чем решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 октября 2016 года по делу N А78-9574/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9574/2015
Истец: АО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: Администрация сельского поселения "Хила", АО "Оборонэнерго"
Третье лицо: РСТ Забайкальского края, АО "Оборонэнерго", АО "Оборонэнергосбыт", Могойтуйский районный суд, Судебный участок N66 Могойтуйского судебного района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю