Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20891/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А55-23665/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 года по делу N А55-23665/2016 (судья Шаруева Н.В.),
по иску муниципального образования городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г. Тольятти, Самарская область,
к субъекту Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628), г. Самара,
с участием третьих лиц: Правительство Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара,
о взыскании убытков,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Вадченко А. В. по доверенности от 22.12.2016 г.,
от ответчика и третьего лица: Правительства Самарской области - представитель Ермакова О. А. по доверенностям от 06.10.2015 г. и от 16.01.2017 г. соответственно,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размере 17 781 000 руб. 00 коп., возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817, во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо - Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители указывают, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих инвалидов (вставших на учет после 01.01.2015), в связи с этим обязанность Самарской области по возмещению убытков Мэрии городского округа Тольятти отсутствует. Поскольку после 01.01.2005 отдельная постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан только по причине наличия у них инвалидности не предусмотрена. Постановка на учет таких граждан может осуществляться исключительно на общих основаниях: если они являются малоимущими и нуждающимся в жилых помещениях. Одно только наличие нуждаемости в связи с хроническим заболеванием не дает гражданину оснований для внеочередного обеспечения жильем. Заявители обращают внимание, что имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, которым установлено, что органом, обязанным обеспечить жильем семью ребенка инвалида, являются муниципальное образование, а не Самарская область. Кроме этого согласно сведениям Министерства управления финансами Самарской области и информации, Самарская область перечислила дотации и трансферы г.о.Тольятти. Министерства также полагают, что срок исковой давности по заявленным требованиям истцом пропущен.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание Министерство управления финансами Самарской области явку представителя не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14.08.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Разиной Н.Н. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Разиной Н.Н. Дмитрий 2008 года рождения является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 19.09.2013 г. N 6069-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Разиной Н.Н. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 1269 от 05.11.2013 г. однокомнатная квартира, общей площадью 33,9 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Автостроителей, д.4, кв. 123.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 12.13.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 685 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.10.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Агаповой О.В. и членам его семьи жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья с учетом имеющегося в собственности ее супруга жилого помещения. Судом установлено, что сын Агаповой О.В. Михаил 2002 года рождения, является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 19.09.2013 г. N 6070-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Агаповой О.В. и членам его семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 22167 от 23.04.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 36,6 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. А.Матросова, д. 15, кв. 146.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 10.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 399 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16.11.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Галяндиной Е.Ю. жилую площадь в г.Тольятти на состав два человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Галяндиной Е.Ю., Богдан 2005 года рождения, является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 05.12.2013 г. N 8302-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Галяндиной Е.Ю. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 9294 от 03.04.2014 г. однокомнатная квартира, общей площадью 38,4 кв.м по адресу: г.Тополиная, д.43, кв. 111.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 12.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 013 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14.12.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Куликовой А.П. жилую площадь с учетом дополнительной площади и имеющейся собственности в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Куликовой А.Н. Злата 2007 года рождения является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.09.2013 г. N 6213-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Куликовой А.П. была предоставлена по договорам безвозмездной передачи в собственность N 8850 от 03.02.2014 г. N 8836 от 16.12.2013 г., N8852 от 05.02.2014 г. две комнаты площадью 33,5 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Комсомольская, д.133, кв.37, 97 и компакта площадью 12,5 кв.м по адресу г. Тольятти, ул. Победы, д. 14, кв.217.
Согласно отчетов об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данных комнат составляет 681 000 руб. 00 коп., 625 000 руб. 00 коп. и 445 000 руб. 00 коп. соответственно.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 04.07.2011 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Санниковой Ю.Н. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Санниковой Ю.Н. 1997 года рождения является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 07.03.2014 г. N 1475-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Санниковой Ю.Н. и членам ее семьи была предоставлена по договору безвозмездной передаче N 674А от 26.09.2014 г. трехкомнатная квартира общей площадью 65,1 кв.м. по адресу: г.Тольятти, б-р Татищева, д.2, кв.40.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 21.01.2016 г. рыночная стоимость данных квартир составляет 2 887 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 11.09.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Козлинер В.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи два человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Козлинер В.В. - Козлинер Захар Маратович 1984 года рождения является инвалидом 2-й группы, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.06.2014 г. N 4413-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Козлинер В.В. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 863 от 03.12.2014 г. двухкомнатная квартира, общей площадью 33,5 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Революционная, д.11, корпус 1, кв. 126 и комнату площадью 12,6 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Лесная, д.62, ком. 90.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 597 000 руб. 00 коп., комнаты - 497 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 27.11.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Исаковой О.В. и членам ее семьи, жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи пять человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Исаковой О.В. - Юлия 2003 года рождения является инвалидом детства страдает хроническим заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 11.12.2013 г. N 8461-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Исаковой О.В. и членам ее семьи была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 264 от 10.04.2014 г. однокомнатную квартира, общей площадью 32,0 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Жукова, д.44, кв.4.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 839 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 16.11.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Батанову А.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи один человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Батанов А.В. является инвалидом 2-й группы, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.09.2013 г. N 6214-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Батанову А.В. была предоставлена по договору безвозмездной передачи в собственность N 823 от 25.07.2014 г. двухкомнатная квартира, общей площадью 34,7 кв.м по адресу: г.Тольятти, ул. Революционная, д.3, корпус 1, квартира 136.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 532 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 22.10.2012 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Лаврентьевой Н.В. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Лаврентьевой Н.В. - Иван 2008 года рождения, является ребенком инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.09.2013 г. N 6226-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Лаврентьевой Н.В. и членам ее семьи были предоставлены по договорам безвозмездной передачи в собственность N 149 от т10.02.2014 г. и N 150 от 10.02.2014 г. комната жилой площадью 16,3 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д.19, кв.145, и комнату жилой площадью 13.4 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 19, кв.146.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 г. рыночная стоимость данных комнат составляет 676 000 руб. 00 коп. и 823 000 руб. 00 коп.
Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 04.06.2013 г. мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Габитовой А.Ю. жилую площадь в г.Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Габитова А.Ю. является инвалидом 2-й группы, страдает заболеванием, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и попадает под действие ст. 58 ЖК РФ - предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК ПРФ перечне.
Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 23.09.2013 г. N 6215-р/5 "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях" Габитовой А.Ю. была предоставлена по договору социального найма N 106К-2013 от 14.10.2013 г. квартиру общей площадью 13,3 кв.м, по адресу: г.Тольятти, пр. Степана Разина, д. 18, кв. 116 "А" Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 09.03.2016 г. рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 082 000 руб. 00 коп.
Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение вышеуказанных жилых помещений не компенсировал, в связи с этим у истца образовались убытки в сумме 17 781 000 руб. 00 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, дал надлежащую оценку обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.06.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и областным законом нуждающимися в жилых помещениях.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" (часть 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закон Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
В силу статьи 19, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение субъектом Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение истцу убытков, которые должны быть возмещены.
Частью 5 статьи 2 Закона N 87-ГД, частью 1 статьи 1, пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусмотрено, что обеспечение жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По утверждению ответчика, истец узнал о событии, позиционируемом им в качестве нарушения своего права, в дни вступлений в силу решений суда от 2011 г., 2012 г. и 2013 (4 июня) года об обязании мэрии предоставить вне очереди жилые помещения гражданам. Полагает, что момент оценки в денежном выражении в данном случае на срок начала течения исковой давности не влияет.
Однако, сложившейся судебной практикой определено, что по данной категории споров начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о возмездной передаче и по договорам социального найма, общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемый в спорах о взыскании убытков, на дату подачи искового заявления (21.09.2016 г.) истцом не пропущен.
Доводы ответчиков о неправомерности заявленных требований о взыскании убытков, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, исковые требования заявлены в порядке статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации - о взыскании убытков.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Также обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу в силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Мэрия городского округа Тольятти в соответствии с законом и на основании решений федерального суда выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения вышеуказанным гражданам, однако ответчик встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, суд правомерно удовлетворил исковое требование за счет казны Самарской области.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, соответственно, мэрия г. о. Тольятти не могла отказать в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Доказательств выделения финансовых средств в спорные периоды субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г., ответчиком в материалы дела не представлено.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы на день судебного разбирательства в арбитражном суде ответчиком не предоставлено. Информация о предоставлении Самарской области субвенций, дотаций и трансферов (таблица N 1,2) таковыми доказательствами не являются.
Доводы ответчиков о том, что требование к ответчику финансирования обеспечения жилым помещением малоимущего нуждающегося гражданина является нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, согласно которым обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан относится к прямой компетенции органов местного самоуправления, отклоняются апелляционным судом и признаются несостоятельными. Поскольку все судебные акты судов общей юрисдикции об обязании Мэрии г.о.Тольятти предоставить жилые помещения, обоснованы обязанностью обеспечения жильем граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а не по имущественному признаку.
Довод ответчика в апелляционной жалобе со ссылкой на постановление мэра города Тольятти от 05.10.2005 г. N 141-1/п "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти", что мэрия г.о. Тольятти, предоставляя жилье гражданам превысила учетную норму жилья, отклоняется судом, поскольку указанное постановление применяется для постановки на учет малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, граждан, а не инвалидов.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в данном случае при предоставлении вышеуказанным гражданам жилых помещений, нормы указанного закона не нарушены.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе о прекращении производства по делу в связи с тем, что спор не носит экономический характер, также отклоняется апелляционным судом. В силу статей 27 и 28 Арбитражного процессуального кодексам Российской Федерации настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Довод ответчика о том, что убытки в связи с предоставлением жилого помещения Батанову А.В. должны компенсироваться из федерального бюджета, так как он был поставлен на учет в качестве нуждающегося до 01.01.2005 г., отклоняется судом, поскольку с 14.08.2006 г. Батанов А.В. стоит на учете на получение жилья как инвалид, а до этой даты стоял на учете как нуждающийся в жилье по иным основаниям, что прямо следует из решения Центрального районного суда г. Тольятти.
Согласно статье 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическому лицу. Таким образом, невыполнение (бездействие) возложенных на субъект Российской Федерации обязанностей по обеспечению жильем инвалидов отдельных категорий граждан привело к возникновению убытков у органа местного самоуправления.
Иных доводов в обоснование апелляционных жалоб заявители не представили, в связи с этим Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2016 года по делу N А55-23665/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23665/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2017 г. N Ф06-20891/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти
Ответчик: Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области