Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2017 г. N Ф06-21427/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А57-14559/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2016 года по делу N А57-14559/2016 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6" (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 6, кв. 129, ОГРН 1156451022056, ИНН 6449080193),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис" (413113, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полиграфическая, д. 57, помещение 23, ОГРН 1146449003689, ИНН 6449075161)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей: товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6" - Чуприков А.В., по паспорту; Митин Д.С. по паспорту.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области - Савенко К.А. по доверенности от 16.01.2017.
В судебное заседание не явились представители: общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 64652 9.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением товарищество собственников недвижимости "Тельмана 6" (далее- ТСН "Тельмана 6", заявитель) о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Тельмана, д.6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", на основании заявления от 22.04.2016, об обязании Государственной жилищной инспекции Саратовской области в трехдневный срок внести изменения в реестр лицензий Саратовской области в части исключения из него многоквартирного дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Тельмана, д.6, которым управляет общество с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", на основании заявления от 22.04.2016.
Решением суда от 07 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ТСН "Тельмана 6"не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, 15 сентября 2015 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Энгельс, ул.Тельмана, д.6 в форме заочного голосования, на котором было принято решение о создании товарищества собственников недвижимости в многоквартирном доме N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе.
Однако 08.04.2016 года состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Тельмана, д.N 6, проводимого в форме очно-заочного голосования, из которого следует, что собственниками жилых помещений дома принято решение об избрании способа управления многоквартирным домом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе управляющей организацией - ООО "Дом Сервис", утвердить текст договора управления многоквартирным домом на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
На основании указанного решения собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Тельмана, д.N 6, проводимого в форме очно-заочного голосования, ООО "Дом Сервис" обратилось в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области с заявлением 22.04.2016 о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области о включении сведения о доме N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе в раздел, включающий сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "Дом Сервис".
На основании названного обращения, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области многоквартирный жилой дом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельс Саратовской области внесен в реестр лицензий Саратовской области за управляющей организацией ООО "Дом Сервис".
Не согласившись с действиями Государственной жилищной инспекции по внесению изменений в реестр лицензий Саратовской области в части включения в него многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Энгельс, ул.Тельмана, д.6, которым управляет ООО "Дом Сервис", на основании заявления от 22.04.2016, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, оспариваемые действия инспекции не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ТСН "Тельмана 6".
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015, после 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе и выбор способа управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме имеют исключительное право и обязанность избрать способ управления многоквартирным домом (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ, пункт 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
По смыслу названной нормы создание либо избрание новой управляющей организации, а соответственно, наделение её всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации либо иного управляющего, осуществляющего функции управления ранее.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Согласно протоколу от 08.04.2016, собственниками помещений многоквартирного дома N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе проведено собрание в форме очно-заочного голосования.
По итогам собраний приняты решения, касающиеся управления домом, в том числе: об избрании способа управления многоквартирным домом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью "Дом Сервис" в качестве управляющей организации многоквартирным домом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе, утвердить текст договора управления многоквартирным домом на условиях, определенных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; об утверждении размера платы (тарифа) на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Решения общего собрания, оформленные протоколом от 08.04.2016 года, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не признаны недействительными.
На основании решений, принятых на общем собрании 08.04.2016 года, между собственниками помещений многоквартирного дома N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе и ООО "Дом Сервис" заключены договоры управления многоквартирным домом от 09.04.2016 г.
Учитывая факт принятия собственниками помещений решения об избрании способа управления многоквартирным домом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью "Дом Сервис" в качестве управляющей организации многоквартирным домом N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе, арбитражный суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что действия Государственной жилищной инспекции Саратовской области по включению указанного жилого дома в реестр лицензий Саратовской области за ООО "Дом Сервис" является законным.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесен6ия изменений в реестр субъекта Российской Федерации" к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
- копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
- копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Как следует из представленных материалов дела, ООО "Дом Сервис" выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте раскрытия информации в соответствии с ч.2 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: сведения о многоквартирном доме N 6 по ул.Тельмана г.Энгельса в связи с заключением договора управления многоквартирным домом размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав указанные выше нормы, суд пришёл к выводу о том, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи заявления от 22.04.2016 г.) не предусмотрена обязанность лицензиата совместно с предоставлением сведений о заключении (прекращении, расторжении) договора управления многоквартирным домом направления в орган государственного жилищного надзора каких-либо иных документов, для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в связи с чем, представление такого заявления является достаточным основанием для внесения инспекцией изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Как следует из материалов дела, что решением от 08.04.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом по адресу: Саратовская область, г.Энгельс, ул.Тельмана, д.N 6, проводимого в форме очно-заочного голосования, избрана управляющая организация - ООО "Дом Сервис".
На основании пункта 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня подписания.
Таким образом, управляющая компания, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения договора управления разместить на сайте сведения о многоквартирных домах, а также в указанный срок направить указанные сведения в орган государственного жилищного надзора. Изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений от лицензиата. При этом управляющая компания приступает к управлению многоквартирным домом не позднее тридцати дней со дня подписания договора управления.
Таким образом, из общего смысла вышеприведенных норм следует, что в реестр лицензий вносятся сведения применительно к управляющей компании только на основании договора управления.
22.04.2016 от ООО "Дом Сервис" в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области поступило заявление о включении дома N 6 по ул.Тельмана в г.Энгельсе с приложением протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, а также копии договоров управления.
Собственниками многоквартирного дома N 6 по улице Тельмана в г.Энгельсе приняты решения, касающиеся управления домом, в том числе: о выборе в качестве управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью "Дом Сервис", которые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не признаны недействительными, а также направление в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области сведений о заключении договора управления многоквартирным домом, с приложением необходимых документов.
Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Товарищества собственников недвижимости "Тельмана 6", не имеется.
По существу спора апелляционным судом установлено, что большинство собственников не приняли решение о создании товарищества для целей управления домом, поскольку Товарищество собственников недвижимости, созданное в многоквартирном доме имеет право отказаться от управления домом управляющей компанией по своей инициативе, однако этого не сделало в установленном порядке.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 декабря 2016 года по делу N А57-14559/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14559/2016
Истец: ТСЖ "Тельмана 6"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: ООО "Дом - Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12635/17
30.06.2017 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14559/16
26.06.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21427/17
17.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-49/17
08.12.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14559/16
17.11.2016 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14559/16
08.07.2016 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14559/16