г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А40-108241/16 |
Резолютивная часть постановления от 12.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добыш Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Моспромстройинжинириннг-2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016 по делу N А40-108241/16, принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению ООО "Моспромстройинжиниринг-2" (119034, Москва, улица Тимура Фрунзе, дом 20, ОГРН 1167746344545)
к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (105082, Москва, улица Большая Почтовая, дом 40, стр. 6; 125009, Москва, Тверской бульвар, дом 18, стр. 1, ОГРН 1027701022788)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Романовская Е.А. по доверенности от 11.04.2016;
от заинтересованного лица - Немыткина Е.А. по доверенности от 26.12.2016;
установил:
ООО "Моспромстройинжиниринг-2" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 087С04160013417 от 10.02.2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016 заявленное ООО "Моспромстройинжиниринг-2" требование удовлетворено частично - признано недействительным решение Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области N 087С04160013417 от 10.02.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части штрафа в сумме 154.965, 58 руб.; в удовлетворении остальной части требований, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.05.2015 ООО "Моспромстройинжиниринг-2" направило в ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 1 квартал 2015 года посредством электронной связи.
27.08.2015 ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области направило в адрес общества извещение, которым сообщило о нарушении обществом срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 1 квартал 2015 года.
30.09.2015 учреждением в адрес общества направлено N 210-ПУЗ-01-27/4408, в котором сообщалось, что отчеты за 1, 2 кварталы 2015 не приняты из-за ошибок, также указывалось, что по состоянию на 30.09.2015 исправленные отчеты не предоставлены, в связи с чем необходимо предоставить отчеты в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего уведомления.
19.10.2015 обществом направило в адрес заинтересованного лица отчетность по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 года (вх. N 087-104-059677 от 21.10.2015) вместе с комплектом документов.
Указанное обстоятельство послужило основанием для проведения камеральной проверки, по результатам которого составлен акт камеральной проверки N 087С03150079781 от 17.12.2015 (л.д. 29-31).
10.02.2016 по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки N 087С03150079781 от 17.12.2015 с учетом возражений ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 087С04160013417, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 929.793, 47 руб. (л.д. 56-61).
Общество, посчитав, что решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 087С04160013417 от 10.02.2016 нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что общество обоснованно привлечено к ответственности в виде штрафа, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. При этом расчет штрафа признан судом неверным в части периода просрочки, что повлекло к признанию недействительным оспариваемого решения в части штрафа в размере 154.965, 58 руб.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, срок представления расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 года на бумажном носителе - 15.05.2015, в форме электронного документооборота - 20.05.2015.
Из материалов дела следует, что при проведении камеральной проверки в отношении заявителя установлен факт несвоевременного представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2015 года.
Общество в обоснование заявленных требований указывает на добросовестное заблуждение в своевременной сдачи отчетности за 1 квартал 2015, поскольку 20.05.2015 направило в ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 1 квартал 2015 года по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЗАО "Калуга Астрал", однако по техническим причинам отчет не направлен заинтересованному лицу.
О факте непоступления в ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2015 года обществу стало известно из извещения ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области от 27.08.2015, полученного обществом 07.09.2015. До этого момента у общества отсутствовали основания сомневаться в том, что его обязанность по направлению отчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 года в контролирующий орган в установленный законодательством срок исполнена, поскольку претензий со стороны ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области в адрес общества не поступало.
30.09.2015 обществом по почте получено уведомление N 210-ПУЗ-01-27/4408 в котором указано, что предоставленные отчеты за 1, 2 кварталы 2015 не приняты из-за ошибок, также указано, что в адрес общества по ТКС 27.08.2015 направлены протоколы проверки, вместе с тем по состоянию на 30.09.2015 исправленные отчеты не предоставлены, в связи с чем заявителю предложено в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления предоставить отчеты.
В указанный в уведомлении срок - 19.10.2015 и 21.10.2015 общество направило повторно отчетность по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 (вх. N 087-104-059677 от 21.10.2015) вместе с комплектом документов, которые не приняты ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области к обработке по причине выявления принимающим субъектом технических ошибок в отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 года, не связанных с расчетами, а именно по причине несоответствия данных, указанных в отчете по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 года, данным, указанным в индивидуальных сведениях о работниках.
ООО "Моспромстройинжиниринг-2" обратилось к ЗАО "Калуга Астрал" с запросом относительно наличия/отсутствия подтверждения факта направления обществом 20.05.2015 отчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015.
04.12.2015 обществом получено письмо от оператора ЗАО "Калуга Астрал" N 2702, в котором оператор подтвердил факт отправления обществом 20.05.2015 пакета отчетности, содержащего расчет страховых взносов (форма РСВ-1) и индивидуальные сведения, за регистрационным номером 087-104-059677, также указано, что ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области не получило направленный обществом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2015 года, в связи с единичным сбоем в модуле документооборота.
Отчетность по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 в окончательном виде, после устранения обществом технических ошибок, и неоднократного прохождения форматно-логического контроля в период с 19.10.2015 по 05.11.2015 поступила в ГУ - Главное управление ПФР N 10 и принята им только 06.11.2015.
ООО "Моспромстройинжиниринг-2" указывает, что задержка в предоставлении обществом отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 явилась следствием технических неполадок (технического единичного сбоя в модуле документооборота), несвоевременного обнаружения ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области факта не поступления в его адрес отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015, направленной обществом 20.05.2015 по электронным каналам связи, несвоевременного извещения об этом факте общества, а также последующего длительного прохождения форматно-логического контроля СЭД.
Представление расчета по форме РСВ-1 является обязанностью юридического лица, неисполнение (ненадлежащее исполнение) данной обязанности, в том числе не проявление должной осмотрительности влечет для юридического лица риск наступления неблагоприятных последствий, как в рассматриваемом случае привлечение к ответственности и начислении штрафа.
Согласно абз. 5, 6 раздела 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" установлено, что после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации. Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
Квитанция - документ, подписанный ЭЦП участника СЭД ПФР. Квитанция свидетельствует о том, что информация доставлена (не доставлена) до получателя (абз. 13 разд. 2 распоряжения N 190р).
В отсутствие квитанция о доставке/протокола контроля, ООО "Моспромстройинжиниринг-2" не предприняты иные способы представления отчетности 1 квартал 2015.
Информационное письмо ЗАО "Калуга Астрал" от 20.07.2016 (л.д. 98) не подтверждает отсутствие в действиях заявителя состава правонарушения.
Невыполнение страхователем обязанности по представлению в установленный законом срок в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет применение мер ответственности.
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за полугодие 2015 представлен инспекцией с нарушением вышеуказанных норм.
Таким образом, органом Пенсионного фонда Российской Федерации правомерно квалифицированы действия заявителя по несвоевременному представлению расчета по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Сумма штрафа в соответствии с указанной нормой, согласно оспариваемому решению, составила 929.793, 47 руб.
Общество указывает, что ни в оспариваемом решении от 10.02.2016, ни в заключении N 210-4-4/708, не содержится письменных разъяснений относительно порядка расчета суммы штрафа, основы для начисления штрафа, а также письменных обоснований периода просрочки, за который взыскивается штраф. Первоначально указанная в акте от 17.12.2015 сумма штрафа, подлежащего начислению обществу за непредставление в установленный срок отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015, составила 774.827, 89 руб., в решении от 10.02.2016 и заключении от 10.02.2016 размер штрафа скорректирован в сторону увеличения до 929.793, 47 руб. со ссылкой на техническую ошибку, допущенную при проведении камеральной проверки, без каких-либо письменных доказательств обоснованности данной корректировки.
Вместе с тем, довод заявителя в части неясностей методики расчета штрафа подлежит отклонению, исходя из следующего.
Порядок начисления (размер) штрафа определяется в соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, которым предусмотрено, что в случае непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета, к плательщику страховых взносов применяется ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1.000 рублей.
Таким образом, расчет суммы штрафа не требует дополнительного письменного обоснованиями и документального подтверждения со стороны контролирующего органа, любой страхователь посредством совершения несложных арифметических действий может самостоятельно проверить правильность начисленного штрафа с учетом данных по отчету РСВ-1 за соответствующий период.
Относительно довода заявителя о корректировке суммы штрафа в сторону увеличения.
Первоначально указанная в акте проверки от 17.12.2015 сумма штрафа, подлежащего начислению обществу за непредставление в установленный срок отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015, составила 774.827,89 руб., а в оспариваемом решении от 10.02.2016 и заключении от 10.02.2016 размер штрафа скорректирован в сторону увеличения до 929.793,47 руб.
Фондом штраф начислен за период с 20.05.2015 по 06.11.2015, исходя из 6 (шести) месяцев просрочки.
Из материалов дела следует и не оспаривается заинтересованным лицом, отчетность по форме РСВ-1 за 1 квартал 2015 после получения заявителем уведомления о несдаче отчетности от 07.09.2015 сдана в ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области по телекоммуникационным каналам связи 19.10.2015.
Между тем, наличие в представленной отчетности ошибок или расхождений само по себе не может являться основанием для отказа в принятии отчета и привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, поскольку отказ в принятии отчета не предусмотрен положениями указанного Федерального закона.
Пунктом 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
В оспариваемом решении о привлечении к ответственности заинтересованное лицо не приводит доводов, по каким основаниям считает отчетность, представленную заявителем 19.10.2015 несданной, а рассматривает дату сдачи отчетности как 06.11.2015.
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В нарушение указанной нормы в решении решение N 087С04160013417 от 10.02.2016 не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области квалифицировал как неполные либо недостоверные, либо как ошибочные, отсутствует оценка данных документов; в оспариваемом решении отсутствует хоть какая бы то ни было констатация факта ошибки, допущенной обществом при предоставлении отчетности 19.10.2015, не приводится мотивированная оценка доводов страхователя в данной части.
В акте проверки заинтересованное лицо указывает датой сдачи отчета 19.10.2015, а штраф исчисляет в размере 774.827, 89 руб.
Проверив расчет штрафа, подлежащего взысканию с ООО "Моспромстройинжиниринг-2", размер штрафа установлен в размере 774.278, 89 руб., исходя из периода начисления с 20.05.2016 по 19.10.2015.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2016 по делу N А40-108241/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108241/2016
Истец: ООО "Моспромстройинжинириннг-2", ООО Моспромстройинжиниринг-2
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N10 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ-Главное управление ПФР N10 по г.Москве и Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62378/16