Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А25-1889/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Марченко О.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2016 по делу N А25-1889/2015 (судья Миллер Д.В.)
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Глуховой Балбу Габиевны (ОГРНИП 313091702100029, ИНН 090100246171, г. Черкесск)
к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245, ИНН 0901024381, адрес: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 19),
третье лицо - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860, ИНН 0917012790, адрес: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Комсомольская, д. 23),
о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Глуховой Балбу Габиевны - не явились, извещены;
от ответчика - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики - Байрамуков Р.Х. (доверенность от 10.01.2017 N 4/2017);
от третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Глухова Балбу Габиевна (далее - истец, глава КФХ Глухова Б.Г.) обратилась в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - ответчик, министерство) о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств б/н от 25.07.2014 в сумме 403 871 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минфин КЧР).
Решением суда от 01.09.2016 иск полностью удовлетворен. Взыскано с ответчика в пользу истца 414 948 руб., из которых: 403 871 руб. - задолженность по соглашению о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ от 25.07.2014; 11 077 руб. - судебные расходы по государственной пошлине, уплаченной по чеку-ордеру от 29.10.2015 (номер операции 1600320674). Истцу возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 523 руб. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по выплате гранта по соглашению б/н от 25.07.2014.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению ответчика, причиной неполного исполнения обязательств Министерством по соглашению о предоставлении гранта от 25.07.2016 стало отсутствие в бюджете республики средств. Министерство обязалось выплатить оставшуюся часть гранта в размере 403 871 руб. при поступлении средств на счет Министерства. Минфином КЧР в суде первой инстанции также было пояснено, что на реализацию мероприятий по поддержке семейных фермеров в 2014 году часть средств республиканского бюджета не была перечислена Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в связи с неисполнением доходной части и дефицитом бюджета. Судом первой инстанции решение о взыскании денежных средств с Министерства принято без уточнения источника средств. В резолютивной части решения суд не указал, что взыскание осуществляется за счет средств соответствующей казны, что делает данное решение неисполнимым. В соответствии с приказом N 83 от 19.04.2012 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы", Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является главным распорядителем бюджетных средств. Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики. Согласно Указу Президента Карачаево-Черкесской Республики от 16.08.2010 N 163 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики", имущество Министерства является государственным имуществом Карачаево-Черкесской Республики, принадлежащим Министерству на праве оперативного управления. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики. Реализацию федеральных и республиканских программ по развитию агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики, Министерство осуществляет в пределах лимитов предоставленных Министерству бюджетных средств. Иных источников денежных средств для исполнения обязательств, Министерство не имеет.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Судом принято во внимание, что в предыдущем судебном заседании истец против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив правильность решения от 01.09.2016 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ, заслушав мнение представителя ответчика, учитывая мнения истца, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 10.06.2014 в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 258 от 26.06.2012 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Карачаево-Черкесской Республике" Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики был издан приказ N 87 о создании конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
30.06.2014 глава КФХ Глухова Б.Г. обратилась в министерство с заявлением на получение гранта, на развитие семейных животноводческих ферм, приложив все необходимые документы.
25.07.2014 между главой КФХ Глуховой Б.Г. (получатель) и Министерством заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств б/н, по условиям которого министерство предоставляет получателю бюджетные средства - грант на развитие семейных животноводческих ферм. Сумма гранта составляет 1 130 650 руб., в том числе из федерального бюджета - 701 000 руб., из республиканского бюджета - 429 650 руб. (п. 1.1 и п. 1.2 соглашения).
Расходование средств осуществляется получателем в соответствии с планом расходов. Изменение плана (реестра) расходов получателем допустимо в пределах 8 - 10 % от контрольной статьи расходов. В случае экономии получателя по конкретной статье расходов, средства экономии можно расходовать на любую другую позицию плана расходов, подставленного министерству (п. 1.3 соглашения).
Получатель обязуется: обеспечить целевое использование средств и предоставить отчетность о целевом использовании полученных средств по мере их использования в письменной форме с приложением подтверждающих документов первичной бухгалтерской отчетности в срок, не превышающий 18 календарных месяцев с момента получения средств; осуществлять деятельность по ведению КФХ не менее пяти лет с момента получения гранта; создать не менее 3 и не более 15 рабочих мест; предоставлять ежеквартально отчетность о хозяйственной деятельности КФХ по форме, согласно приложению к соглашению (п. 1.4 соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня выплаты средств получателю и действует пять полных календарных лет (из расчета 365 дней в году), а в части выполнения обязательств получателем - до полного выполнения обязательств по нему (п. 3.1 соглашения).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцом надлежащим образом исполнены обязательства по соглашению, в адрес министерства представлена вся необходимая документация, в том числе отчет о целевом расходовании грана от 12.10.2014, а также акты закупок сельскохозяйственных животных. Также истец надлежащим образом исполнял условия соглашения уже после частичного получения гранта.
В свою очередь Министерством обязательства по соглашению от 25.01.2014 исполнены ненадлежащим образом. Так Министерство перечислило истцу денежные средства по соглашению лишь в сумме 726 779 руб. (701 000 руб. - федеральный бюджет, 25 779 руб. - бюджет республики), что подтверждается платежными поручениями N 270101 от 07.08.2014 и N 2542186 от 31.12.2014.
27.05.2015 истец обратился с письмом к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, в котором уведомил о неисполнении министерством своих денежных обязательств по соглашению о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств б/н от 25.07.2014.
23.06.2015 Министерство своим письмом исх. N 1431-01/3 сообщило истцу, что обязательства по выплате из республиканского бюджета части гранта будет осуществлено по мере поступления средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами и признаны министерством, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по соглашению явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно частям 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (в редакции, применимой к правоотношениям сторон).
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации
Как указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", в целях поддержки семейных животноводческих ферм Правительство Карачаево-Черкесской Республики вынесло постановление от 26.06.2012 N 258 "Об утверждении Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Порядок предоставления грантов).
Порядок предоставления грантов регламентирует процедуру и условия предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - гранты) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Карачаево-Черкесской Республики на 2015 - 2017 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 02.10.2014 N 129 (далее - Программа), в целях поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта животноводческой продукции (п. 1 Порядок предоставления грантов).
Гранты предоставляются из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных Карачаево-Черкесской Республике на софинансирование расходных обязательств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" (п. 2 Порядка предоставления грантов).
Как следует из п. 3 и п. 5 Порядка предоставления грантов, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе по итогам конкурса по отбору участников Программы (далее - конкурс). Организатором проведения конкурсного отбора претендентов на получение грантов (далее - конкурсный отбор) является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с п. 18 и п. 19 Порядка предоставления грантов, министерство в срок не более 15 дней с момента принятия решения конкурсной комиссией согласно сводному реестру, сформированному в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, составляет заявки на предоставление объемов финансирования и реестр разассигнований в разрезе получателей грантов и представляет их в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики для перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета. Министерство в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на лицевой счет составляет заявку на кассовый расход по каждому получателю гранта для перечисления денежных средств получателям грантов на счета, открытые ими в банковских организациях.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В материалах дела имеется отзыв министерства, в котором ответчик просит в исковых требованиях отказать. В тоже время в своем отзыве ответчик указывает, что у истца имеются основания для получения гранта. Обязательства не исполнены министерством в связи с отсутствием в республиканском бюджете денежных средств на выплаты оставшейся части гранта. Обязательства министерства по выплате суммы гранта будут исполнены после поступления денежных средств на расчетный счет.
Таким образом, факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате подтвержден документально.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, правильно установив, что Министерством не в полном объеме исполнены условия соглашения по предоставлению истцу гранта, с учетом отсутствия возражений ответчика по факту наличия задолженности и ее размере, пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченной задолженности по сумме гранта, являются обоснованным и подлежат удовлетворению, в связи с чем иск правомерно удовлетворил и взыскал в пользу истца 403 871 руб.
Выводы суда соответствуют устойчивой судебной практике по делам со схожими обстоятельствами.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам ст. ст. 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что как указано ранее, апеллянтом признан факт ненадлежащего исполнения обязательств, сумма задолженности не оспорена.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску распределены судом в соответствии со статьи 110 АПК РФ.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что министерство является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в рассматриваемом случае является главным распорядителем бюджетных средств.
Суд первой инстанции в резолютивной части решения от 01.09.2016 взыскал спорную сумму с Министерства, не указав на взыскание ее за счет средств казны, что не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку за счет иных средств решение не может быть исполнено, а возможность устранения допущенного судом первой инстанции недостатка не утрачена. В случае неясности этого обстоятельства лица, участвующие в деле, а также органы, исполняющие оспариваемый судебный акт, имеют право обратиться за разъяснением его положений в суд первой инстанции в порядке, установленном статьей 179 АПК РФ.
При оценке приведенных в апелляционной жалобе доводов судебной коллегией принята во внимание правовая позиция, сформулированная в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2009 N ВАС-4138/09, от 02.09.2011 N ВАС-10797/11 и от 11.04.2014 N ВАС-3578/14, а также постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2007 по делу N А58-5094/2005, постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2008 N Ф08-6471/2008 по делу N А32-4638/2008-65/112, 22.08.2014 по делу NА32-34823/2013, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2016 по делу N А51-10334/2015, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 N 15АП-5115/2014 по делу N А32-34823/2013, 04.07.2016 N 15АП-8680/2016 по делу N А53-6260/2016 и постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 N 20АП-5478/2016 по делу N А54-2756/2016.
Иных аргументированных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2016 по делу N А25-1889/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1889/2015
Истец: Глухова Балбу Габиевна
Ответчик: Министерство сельского хозяйства по Карачаево-Черкесской Республики, Министерство сельского хозяйства по КЧР
Третье лицо: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, МИНФИН КЧР