Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А66-12410/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2016 года по делу N А66-12410/2015 (судья Балакин Ю.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ржевская управляющая компания" (ОГРН 1106914000621, ИНН 6914015240; место нахождения: 172390, Тверская область, город Ржев, улица Телешева, дом 16; далее - ООО "Ржевская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева (место нахождения: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 33; далее - комиссия) о признании недействительным решения, изложенного в протоколе от 16.06.2015 N 10, принятого по пункту 3 повестки дня следующего содержания:
"Возложить на муниципальное унитарное предприятие города Ржева "Содействие" (ОГРН 1106914001039, лицензия от 06.05.2015 N 000069) управление многоквартирными жилыми домами согласно Перечню (приложение) с 01.07.2017 при условии соблюдения требований статьи 198 ЖК РФ, до возникновения обязательств у управляющей компании, определенной в установленном законом порядке.
Администрации города Ржева довести до собственников многоквартирных домов информацию об управляющей компании, уполномоченной на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в "переходный период", подготовить конкурсную документацию и опубликовать извещение о проведении конкурса в срок до 01.07.2015. МУП г. Ржева "Содействие" при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами начислять и получать плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с тарифами, действовавшими у управляющих организаций до "переходного периода", согласно Приложению. В целях недопущения накопления задолженности граждан и пропорционального распределения финансовой нагрузки на жителей города МУП г. Ржева "Содействие" производить начисление оплаты за потребление коммунальных услуг, для чего МУП г. Ржева "Содействие" и ресурсоснабжающим организациям города, - заключить договоры на предоставление коммунальных услуг в срок до 25.06.2015. Управляющим компаниям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами до переходного периода передать в МУП г. Ржева "Содействие" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами в сроки до 25.06.2015.
Администрации города Ржева передать в МУП г. Ржева "Содействие" сведения о технических характеристиках многоквартирных домов согласно Перечню, а также сведения о потребителях коммунальных услуг, необходимые для начисления платежей, в сроки до 19.06.2015. Заключение договора на управление многоквартирными домами с собственниками жилых помещений осуществить посредством размещения его на сайте Администрации города Ржева. При этом установить, что договор считается заключенным по истечении 3 дней после опубликования его текста на сайте, при условии, если в этот период не поступят документы о выборе собственниками способа управления в установленном законом порядке" в части многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, расположенных в г. Ржеве по адресу: : ул. Западная д. 41, Осташковский проезд д. 2, Осташковский проезд д. 3, Осташковский проезд д. 4, Осташковский проезд д. 6, Осташковский проезд д. 7, Осташковский проезд д. 7а, Осташковский проезд д. 9, Осташковское проезд д. 11, Осташковский проезд д. 19, Осташковский проезд д. 21, Осташковский проезд д. 23, Осташковское шоссе д. 8, Осташковское шоссе д.10, ул. Профсоюзная д. 1, ул. Профсоюзная д. 3, ул. Профсоюзная д. 7, ул. Профсоюзная д. 9, Селижаровский проезд д. 2, Селижаровский проезд д. 4 Селижаровский проезд д. 5, Селижаровский проезд д. 6, Селижаровский проезд д. 8, ул. Центральная д. 20, ул. Бехтерева д. 86, ул. Большевистская д. 3, ул. Большевистская д. 7, ул. Большевистская д. 24, ул. Большевистская д. 9/16, ул. Большевистская д. 26/2, ул. Большевистская д. 46, ул. В.Степанченко д. 28, ул. В.Степанченко д. 31, ул. Краностроителей д. 12, ул. Краностроителей д. 14, 3 А66-12410/2015 ул. Краностроителей д. 11, ул. Краностроителей д. 20, ул. Краностроителей д. 26, ул. Краностроителей д. 30, ул. Маяковского д. 33, ул. Маяковского д. 34/33, ул. Маяковского д. 36, ул. Разина д. 3 ул. Разина д. 5, ул. Разина д. 11, ул. Республиканская д. 5/31, ул. Республиканская д. 7, ул. Республиканская д. 11/30, ул. Республиканская д. 30, ул. Робеспьера д. 1, ул. Робеспьера д. 3, ул. Робеспьера д.5, ул. Робеспьера д. 7, ул. Робеспьера д. 8, ул. Садовая д. 29, Советская пл. д. 8, Советская пл. д. 9, Советская пл. д. 10, Советская пл. д. 11, ул. Тимирязева д. 5/25, ул. Тимирязева д. 9, ул. Тимирязева д. 32, ул. Чайковского д. 5, ул. Чкалова д. 41, ул. Щербакова д. 40, ул. Б.Спасская д. 59, ул. Б.Спасская д. 62, ул. Б.Спасская д. 64, ул. Б.Спасская д. 66, ул. Белинского д. 72, ул. Вокзальная д. 29, ул. Вокзальная д. 31, ул. Вокзальная д. 33, ул. Грацинского д. 11, ул. Грацинского д. 14, ул. Грацинского д. 16, ул. Грацинского д. 28, ул. Гагарина д. 63, ул. Гагарина д. 65, ул. Гагарина д. 76, ул. Гагарина д. 106, ул. Гагарина д. 160, ул. Дзержинского д. 28, ул. Железнодорожная д. 34, ул. Железнодорожная д. 45, ул. Железнодорожная д. 50, Зубцовское шоссе д. 1/63, Зубцовское шоссе д. 5/49, Зубцовское шоссе д. 7, Зубцовское шоссе д. 9, ул. Красноармейская Набережная д. 9, ул. Красноармейская Набережная д. 28, ул. Калинина д. 1, ул. Кривощапова д. 24, ул. Кривощапова д. 41/60, ул. Кривощапова д. 43, ул. Кривощапова д. 45/75, ул. Косарова д. 49, ул. Косарова д. 62, ул. Косарова д. 64, ул. Марата д. 39/110, ул. Марата д. 41, ул. Марата д. 50/108, ул. Марата д. 52, ул. Марата д. 59, ул. Мира д. 1, ул. Мира д. 11, ул. Мира д. 14, ул. Мира д. 16, ул. Октябрьская д. 4, ул. Октябрьская д. 43, ул. Октябрьская д. 45, ул. Октябрьская д. 47, ул. П.Савельевой д. 119, ул. П.Савельевой д. 125/68, ул. Привокзальная д. 11/1, Служебный проезд д. 2, Служебный проезд д. 3, Торопецкий тракт д. 2, Торопецкий тракт д. 4, Торопецкий тракт д. 5, Торопецкий тракт д. 9/21, ул. К.Маркса д. 3, ул. К.Маркса д. 5, ул. К.Маркса д. 12, ул. К.Маркса д. 14, Ленинградское ш. д. 2, Ленинградское ш. д. 26, Ленинградское ш. д. 36а, Ленинградское ш. д. 8/88, ул. Революции д. 25, ул. Первомайская д. 14, ул. Первомайская д. 16, ул. Первомайская д. 30/4, ул. Первомайская д. 32, ул. Первомайская д. 39, ул. Первомайская д. 45, ул. Куприянова д. 15, ул. Куприянова д. 46, ул. Куприянова д. 52, ул. Свердлова д. 56, ул. Т.Филиппова д. 55, ул. Т.Филиппова д. 57, ул. Т.Филиппова д. 60, ул. Т.Филиппова д. 63, ул. Т.Филиппова д. 65, ул. Рабочая д. 11/67, ул. Ленина д. 7, ул. Ленина д. 19, ул. Ленина д. 23, ул. Ленина д. 25, ул. Ленина д. 6, ул. Ленина д. 12, ул. Ленина д. 14а, ул. Ленина д. 14, ул. Ленина д. 20/89, ул. Ленина д. 22, ул. Ленина д. 24, ул. Ленина д. 26, ул. Ленина д. 28, ул. Бехтерева д. 76, ул. Бехтерева д. 77, ул. Бехтерева д. 79/9, ул. Бехтерева д. 81/10, ул. Бехтерева д. 83/1, ул. Елисеева д. 8, ул. Елисеева д. 10/75, ул. Елисеева д. 30, ул. Телешева д. 4, ул. Телешева д. 5, ул. Трудовая д. 2, ул. Урицкого д. 86, ул. Урицкого д. 88, ул. Володарского д. 86, Советская пл. д. 4, Театральный пр. д. 1, ул. Н.Головни д. 5/47, ул. Алексеева д. 3, ул. Алексеева д. 5/22, ул. К.Маркса д. 47, ул. К.Маркса д. 49, ул. К.Маркса д. 55/15, Ленинградское ш. д. 29, Ленинградское ш. д. 31, Ленинградское ш. д. 48/42, Ленинградское ш. д. 50, Ленинградское ш. 4 А66-12410/2015 д. 52, ул. Ленина д. 9, ул. Ленина д. 18, ул. Бехтерева д. 82, ул. Бехтерева д. 84, ул. Куйбышева д. 2, Советская пл. д. 1/4, Советская пл. д. 2/1, Советская пл. д. 3, ул. Кирова д. 4, ул. Н.Головни д. 1, Советская пл. д. 17 (требование выделено в отдельное производство определением по делу N А66-9137/2015).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, - администрация города Ржева (ОГРН 1026901853274; ИНН 6914002555; место нахождения: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 33; далее - администрация), Главное управление "Государственная жилищная инспекция" по Тверской области (ОГРН 1026900522131; ИНН 6905056890; место нахождения: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция), Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140; место нахождения: 115088, город Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 5; далее - фонд), муниципальное унитарное предприятие города Ржева "Содействие" (ОГРН 1106914001039; ИНН 6914015466; место нахождения: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Большая Спасская, дом 27/51; далее - МУП "Содействие").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Комиссия с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, дело направить на новое рассмотрение. Мотивируя жалобу, указывает на то, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов в связи с принятием ответчиком обжалуемого решения. Ссылается на то, что обжалуемое решение принято в целях защиты прав и интересов жителей города Ржева, в рамках предусмотренных полномочий комиссии, с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Администрация в отзыве опровергла доводы жалобы.
От других третьих лиц отзывы не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, комиссия, администрация ходатайствовали о рассмотрении жалобы без участия своих представителей, 5в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в управлении общества находились указанные выше многоквартирные дома в г. Ржеве.
Общество 31.03.2015 года обратилось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Однако в результате проведения проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что общество не соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, в связи с чем в предоставлении лицензии обществу было отказано (протокол от 17.04.2015 N 12).
На основании вышеуказанного решения лицензионной комиссии Главным управлением принят приказ от 23.04.2015 N 65-ОД об отказе в предоставлении ООО "Ржевская управляющая компания" лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Тверской области от 02.02.2016 по делу А66-9141/2015 обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения Лицензионной комиссии Тверской области, отраженного в пункте 7 протокола от 17.04.2015 N 12.
Вместе с тем, общество повторно 24.04.2015 обратилось с заявлением о предоставлении лицензии и 22.05.2015 принято решение о предоставлении лицензии без домов, а 26.05.2015 выдана лицензия без домов.
В то же время комиссией проведено заседание, в результате которого принято решение о возложении на МУП "Содействие" управление многоквартирными домами согласно Перечню к протоколу от 16.06.2015 N 10 с 01.07.2015 (л.д. 105-140), в том числе домами, находящимися в управлении общества, при условии соблюдения требований статьи 198 ЖК РФ, до возникновения обязательств у управляющей компании, определенной в установленном порядке.
Считая указанное решение комиссии, изложенное в протоколе от 16.06.2015 N 10, принятое по пункту 3 повестки дня недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с заявлением.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт неподлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
С момента создания и по настоящее время общество в соответствии со статьей 162 ЖК РФ осуществляет управление многоквартирными домами в городе Ржеве.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В случае если в срок до 01 апреля 2015 года (01.05.2015) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Указанная статья на момент принятия настоящего решения дополнена следующими словами:
При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ (в редакции от 29.06.2015).
Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, действовавшего на момент принятия оспариваемого акта) лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
По сути, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Закон N 255-ФЗ, в том числе в часть 4 статьи 7 названного Федерального закона не установили новые правила для органов местного самоуправления, а всего лишь императивно закрепили обязанность управляющей компании, не обратившейся в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получившие отказ в ее выдаче, надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ.
Таким образом, законодатель не предусматривает немедленной передачи домов, находящихся в управлении прежней организации, какой-либо другой организации, а указывает определенный порядок смены одной управляющей компании на иную и оснований для выбора иной управляющей компании не имелось, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого в части решения закону и нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов общества.
По этим основаниям суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что ответчиком были нарушены императивные требования статьи 7 Закона N 255-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый ненормативный акт недействительным, как не соответствующий закону и нарушающим права и законные интересы общества.
Согласно Положению от 09.02.2012 N 179 комиссия рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, организует прогнозирование и оценку возможных чрезвычайных ситуаций на территории города Ржева Тверской области, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности, разрабатывает предложения по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Ржева Тверской области.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Однако доказательств того, что на момент принятия оспариваемого решения в муниципальном образовании был введен режим чрезвычайной ситуации, ответчиком не представлено.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы комиссии отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 сентября 2016 года по делу N А66-12410/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12410/2015
Истец: ООО "Ржевская управляющая компания"
Ответчик: Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности города Ржева
Третье лицо: Администрация города Ржева Тверской области, Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммуникального хозяйства, МУП г. Ржева "Содействие", Ржевский городской суд Тверской области Федеральный судья Е.В. Андреева