г. Челябинск |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А47-1758/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 октября 2016 года по делу N А47-1758/2016 (судья Вернигорова О.А.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" Кубеев М.С. (доверенность от 11.01.2017).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулино" (далее - заявитель, ООО "ЗападноАбдулинО", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) по разработке и согласованию проекта объединенных зон охраны объектов культурного наследия регионального значения "Военное собрание" по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 48, "Дом купца В. Трошина" по адресу: г. Оренбурга, ул. Советская, 48; "Управление инженерной дистанции" по адресу: г. Оренбург, ул. Советская/ул. Володарского, 50/15; "Особняк. Модерн. Начало XX в." по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, 35, и согласованию акта государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенных зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие РОНА" (далее - третье лицо, ООО "НПП РОНА") и Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга (далее - третье лицо, ДГиЗО администрации г. Оренбурга).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.10.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЗападноАбдулинО" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, ООО "ЗападноАбдулинО" ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям нормы ст. 1, ч. 8 ст. 36, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 20 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 (далее - Положение N 972), п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Закон об объектах культурного наследия"), поскольку в данном случае при разработке объединенных зон охраны объектов культурного наследия и требований к градостроительным регламентам не было учтено наличие существующего объекта недвижимости - торгово-административного комплекса "Атриум" (далее - ТАК "Атриум") и факт застройки территории объектом незавершенного строительством (ТАК "Атриум"). В данном случае арбитражным судом первой инстанции не учтено, что границы территории объектов культурного наследия "Военное собрание" и "Управление инженерной дистанции", определенные ООО "НПП РОНА", в нескольких местах пересекают фундамент блока "А" ТАК "Атриум", в результате чего площадь земельного участка для размещения объекта строительства уменьшается, и часть блока "А" ТАК "Атриум" будет выступать за официальные границы ранее выделенного для него земельного участка. Положения п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ о том, что границы территорий объектов культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков, не являются основанием для наложения границ территорий объектов культурного наследия, на объекты капитального строительства, расположенные на данных земельных участках, и не устанавливают возможность прохождения указанных границ по существующим зданиям, разделяя здания на части. Неправомерное установление границ объединенной зоны охраны влечет отнесение земельного участка, занимаемого блоком "А" ТАК "Атриум", к землям историко-культурного назначения и ограничивает заявителя в праве использовать принадлежащий ему объект недвижимого имущества с изначально установленным администрацией г. Оренбурга целевым назначением - строительство ТАК "Атриум". Также арбитражным судом первой инстанции не было учтено то, что строительство ТАК "Атриум" было предусмотрено градостроительной документацией - Генеральным планом г. Оренбурга, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 02.08.1985 N 341, Проектом планировки Центрального планировочного района, утвержденным постановлением Оренбургского городского Совета от 10.05.1999 N 45, Проектом планировки и застройки центра г. Оренбурга. Разрешения на строительство ТАК "Атриум" выдавались в периоды 2002 - 2005 гг., при этом на момент строительства на застраиваемых земельных участках отсутствовали территории или зоны охраны объектов культурного наследия, нормативные правовые акты об утверждении границ территории объектов культурного наследия были приняты только по истечении десяти лет с начала строительства ТАК "Атриум". Также арбитражным судом первой инстанции не учтено, что 03.10.2016 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2016 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в силу пункта 4 статьи 3 которого, в том случае, если разрешение на строительство объекта выдано до введения в действие настоящего Федерального закона, то запрет на строительство и реконструкцию не распространяется на соответствующие объекты. Кроме того, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что по его мнению, арбитражный суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании у заинтересованного лица выборки из государственного контракта от 30.07.2015 N 6-г/к, так как это имело значение для рассмотрения и оценки доводов заявителя о нарушении порядка разработки проекта объединенной зоны и проведения экспертизы, о неправомерном невключении госорганом в сводку предложений общественного обсуждения заключения ГИКЭ возражений заявителя на акт экспертизы от 29.09.2015.
Представленный Министерством отзывы на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А47-1758/2016 Арбитражного суда Оренбургской области, однако, не рассматриваются судом апелляционной инстанции по существу, по причине несоблюдения Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области требований ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие РОНА" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
ДГиЗО администрации г. Оренбурга отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 рассмотрение апелляционной жалобы по ходатайству заявителя откладывалось на 17.01.2017.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Арямова А.А., судьей Костиным В.Ю.
Рассмотрение дела начато сначала.
Заинтересованное и третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" является собственником незавершенного строительством торгово-административного комплекса "Атриум", назначение: нежилое, инв. N 18-110, адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, N 50 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.04.2013 серии 56-АБ N 884423).
Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие РОНА", на основании контракта от 30.07.2015 N 6-Г/К и технического задания к нему, были выполнены проекты зон охраны для пяти объектов, расположенных на территории города Оренбурга и Оренбургской области, в том числе проект зон охраны объектов культурного наследия "Дом купца В. Трошина", "Военное собрание" - расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 48, а также объектов культурного наследия регионального значения "Управление инженерной дистанции" (г. Оренбург, ул. Советская/ул. Володарского, 50/15) и "Особняк. Модерн. начало ХХ века" (г. Оренбург, ул. Пролетарская, 35), расположение которых в границах разрабатываемых ООО "ЗападноАбдулинО" зон охраны выявлено в процессе исследования.
В свою очередь, значимость вышеперечисленных объектов культурного наследия подтверждена актом государственной историко-культурной экспертизы от 29.09.2015, составленным в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 79-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 04.04.2016 N 237-п утверждены границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения "Военное собрание" (г. Оренбург, ул. Советская, 48), "Дом купца В. Трошина" (г. Оренбург, ул. Советская, 48), "Управление инженерной дистанции" (г. Оренбург, ул. Советская, 50/ул. Володарского, 15), "Особняк. Модерн. Начало XX века" (г. Оренбург, ул. Пролетарская, 35), а также особые режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территорий объединенных зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях Закона об объектах культурного наследия, под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о том, что границы территории объекта культурного наследия не могут быть установлены применительно к земельному участку, на котором расположен ТАК "Атриум".
В этой связи также отклоняются ссылки ООО "ЗападноАбдулинО" на положения ч. 8 ст. 36, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие какого-либо противоречия указанным нормам, пункта 2 статьи 3.1 Закона об объектах культурного наследия.
Согласно абз. 2 п. 2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Пунктом 3 Положения N 972 предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Пунктом 20 Положения N 972 установлено, что расположенные в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия объекты капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, используются в соответствии с этими режимами использования земель и градостроительными регламентами с даты вступления в силу акта органа государственной власти об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, предусматривающего установление таких режимов использования земель и градостроительных регламентов.
Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.
Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.
Помимо указанного, из содержания имеющегося в материалах настоящего дела архитектурно-планировочного задания на разработку проекта торгово-административного комплекса (адрес строительства ул. Советская 48 - 50), утвержденного 13.09.2001, усматривается следующее современное состояние и использование участка: существующая застройка 2-этажными жилыми домами с объектами торговли, представляющими историческую ценность (Советская, 48, 50 и 52, ул. Краснознаменная, 20, ул. Пролетарская, 33 и 35).
Снос упомянутых зданий, представляющих историческую ценность, архитектурно-планировочное задание не предусматривает.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Оренбургской области от 03.07.2013 N 1678/503-V-ОЗ "NОб объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области", границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются Правительством Оренбургской области на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении, в том числе, объектов культурного наследия регионального значения.
Вопросы заключения и исполнения контракта от 30.07.2015 N 6-Г/К, не имеют отношения к рассматриваемому спору.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" не подтвердило документально, каким именно образом оспариваемые действия Министерства нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку доказательств невозможности строительства ТАК "Атриум", обществом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Излишне уплаченная ООО "ЗападноАбдулинО" (платежное поручение от 16.11.2016 N 133 на сумму 3000 рублей) государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 октября 2016 года по делу N А47-1758/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.11.2016 N 133 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1758/2016
Истец: ООО "ЗападноАбдулинО"
Ответчик: Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области
Третье лицо: Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации г.Оренбурга, ООО "НПП Рона"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15515/16