Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Пример определения экономической эффективности капитальных вложений в строительство мостового перехода
I. Исходные положения
В существующих условиях перевозки через р. К. у с. Михайловка производятся по наплавному мосту длиной 150 м, а в зимний период - по ледяной переправе. Река К. - судоходная (V класса), ежедневные перерывы движения по наплавному мосту для пропусков судов - 3 ч. Период надвигации# 230 сут, продолжительность работы наплавного моста - 230 сут, ледяной переправы - 70 сут. Продолжительность ежегодных сезонных перерывов движения по переходу составляет 55-65 дней. В этот период часть грузов перевозится в объезд по низководному мосту, расположенному в 30 км выше по течению, продолжительность перерыва в движении для которого составляет 30 дней. На период, в течение которого доставка грузов невозможна, создаются дополнительные запасы грузов на складах.
Значительные потери времени автомобилями в существующих условиях происходят также регулярно из-за задержки автомобилей у разведенного для пропуска судов наплавного моста и вследствие низких скоростей движения по наплавному мосту и ледяной переправе. Потери времени грузовых автомобилей на 1983 г. (год осуществления расчета экономической эффективности капиталовложений в строительство мостового перехода) определены в размере 0,15 ч за 1 рейс.
В результате экономических изысканий в качестве эталонного варианта выбрано сохранение существующих условий - организация перевозок по наплавному мосту и ледяной переправе. Для этого предусматривается переустройство наплавного моста в 1986 г., что потребует капиталовложений в размере 157,5 тыс, руб. Ежегодные затраты по ремонту и содержанию наплавного моста составляют 15,5 тыс. руб., на устройство ледяной переправы - 4,0 тыс. руб.
С целью ликвидации потерь, возникающих в существующих условиях из-за увеличения пробега транспортных средств, уменьшения скоростей движения автомобилей по наплавному мосту и ледяной переправе, их простоев, вследствие создания дополнительных запасов грузов на складах на период перерыва в сообщениях назначен вариант строительства высоководного моста с незатопляемыми подходами. Общая длина моста 190 м, ширина его проезжей части 9 м, объем земляных работ при устройстве подходов 514 000 , объем укрепительных работ 65 000 . Потребность в капиталовложениях на строительство мостового перехода составляет 3,229 млн. руб., в том числе на строительство моста 2,15 млн. руб. Срок строительства 1985-1987 гг. Ежегодные затраты на ремонт и содержание моста составят 4,2 тыс. руб.
2. Интенсивность и состав движения
2.1. Объем перевозок по переходу в 1983 г. - 723 тыс. т; в случае устройства высоководного моста с незатопляемыми подходами составит в 2003 г. - 1900 тыс. т, что соответствует ежегодному приросту объема перевозок, равному 5%. В соответствии с принятым ежегодным темпом прироста объема перевозок расчетным годом для определения эффективности капитальных вложений (табл. 1) является 11-й год эксплуатации, т. е. 1998 г.
2.2. Грузооборот в районе тяготения на 1983 г. в существующих условиях 46,761 млн. , в том числе по дорогам с твердым покрытием - 40,206 млн. и по грунтовым дорогам - 6,555 млн. . Среднее расстояние перевозок 64,7 км.
В случае устройства высоководного моста с незатопляемыми подходами грузооборот в районе тяготения на 1983 г. составил бы 44,836 мин. , в том числе по дорогам с твердым покрытием - 39,8 млн. и по грунтовым дорогам - 5,036 млн. при среднем расстоянии перевозок 62 км.
2.3. Среднегодовая суточная интенсивность движения на 1983 г.- 910 авт./сут, на 2003 год - 2114 авт./сут.
2.4. Cocтав движения (в процентах)
Легковые автомобили 36,8
Грузовые автомобили (ГАЗ-53А) 21,3
То же (ЗИЛ-130-80) 30,5
" (МАЗ-5335) 9,1
Автобусы 2,3
2.5. Перевозки пассажиров в 1983 г. - 400 тыс. чел., в 2003 г - 1000 тыс. чел.
3. Определение показателей единовременных затрат и единовременных экономических эффектов
3.1. Для проектируемых условий в состав единовременных затрат включены капиталовложения в строительство моста и подходов к нему, приведенные к последнему году его строительства. Капиталовложения в реконструкцию подходов, затраты на их капитальный ремонт и сроки их осуществления после ввода мостового перехода в эксплуатацию принимаются одинаковыми для эталонных и проектируемых условий и вследствие этого при расчетах экономической эффективности могут не учитываться.
3.1.1. Строительство мостового перехода будет продолжаться в течение 1985-1987 гг., распределение капиталовложений по годам следующие: 1985 г. - 1,3 млн. руб., 1986 г. - 1,6 млн. руб., 1987 г. - 0,329 млн. руб.
Приведенные к году окончания строительства мостового перехода капиталовложения рассчитывают по формуле (2.1):
тыс.руб.
3.1.2. Для эталонных условий предусматривается реконструкция в 1987 г. подходов стоимостью 300 тыс. руб., и переустройство наплавного моста в 1990 г. (157,5 тыс. руб.) и в 2001 г. (230 тыс. руб.).
Приведенная к 1987 г. величина капиталовложений в переход через реку для эталонных условий
тыс. руб.
3.2. Величину капиталовложений в автомобильный транспорт на начальный год определяют по формуле (4.1) для эталонных и проектируемых условий с использованием исходных показателей, приведенных в форме 5.
3.2.1. Эталонные условия.
тыс. руб.
3.2.2. Проектируемые условия
тыс. руб.
3.3 Дополнительные ежегодные капитальные вложения в автомобильный транспорт, соответствующие приросту объема перевозок, приведенные к базовому году, за период эксплуатации, равный 35 годам, определяют по формуле (4.4).
3.3.1. Эталонные условия
тыс.руб.
3.3.2. Проектируемые условия
, тыс. руб.
4. Определение показателей текущих затрат и ежегодных экономических эффектов
4.1. В целях упрощения расчетов можно не учитывать близкие по величине для рассматриваемых вариантов затраты на средние и текущие ремонты и содержание подходов к мосту и дорог в районе тятотения. Поэтому в расчете текущих затрат учитывают лишь затраты, связанные с эксплуатацией искуственных сооружений.
Для проектируемых условий - это ежегодные затраты по ремонту и содержанию моста - 4,2 тыс. руб, а для эталонного варианта - затраты по эксплуатации наплавного моста, устройству и содержанию ледяной переправы 15,5 + 4,0 = 19,5 тыс, руб.
4.2. Текущие затраты, связанные с пробегом автомобилей, определяем на основе формулы (5.1) для эталонных и проектируемых условий, используя исходные показатели, приведенные в форме 5.
4.2.1. Средний размер переменных затрат в расчете на 1 рассчитывают по формуле (5.2) на основе данных табл. 27.
4.2.1.1. Эталонные условия:
дороги с твердым покрытием
= коп. =
= 0,026 руб.
грунтовые дороги
= коп. =
= 0,042 руб.
4.2.1.2. Проектируемые условия:
дороги с твердым покрытием 0,026 руб., грунтовые дороги 0,042 руб.
4.2.2. Средний размер постоянных затрат в расчете на номинальной грузоподъемности рассчитывают по формуле (5.3).
Для эталонных и проектируемых условий
4.2.3. Полные текущие затраты в начальный год на перевозку грузов автомобилями определяют по формуле (5.1).
4.2.3.1. Эталонные условия
тыс. руб.
4.2.3.2. Проектируемые условия
тыс. руб.
4.3. Потери от создания дополнительных запасов грузов на период сезонных перерывов в движении по наплавному мосту в эталонных условиях на 1983 г. определяют по формуле (5.9) при следующих значениях входящих в нее величин - количество грузов круглогодичного производства и потребления 520 тыс. т, средняя стоимость 1 т груза 500 руб., продолжительность перерыва движения 1 мес.:
тыс. руб.
В проектируемых условиях в связи с обеспечением непрерывности проезда по мостовому переходу дополнительные запасы грузов создаваться не будут.
4.4. Расчет потерь от ДТП осуществляется из предположения, что вследствие небольшой протяженности мостового перехода основные изменения в количестве ДТП и связанном с ними ущербе будут вызваны главным образом уменьшением пробега автотранспорта по сети дорог в районе тяготения.
Принимая, согласно ВСН 3-81 Минавтодора РСФСР, средние потери от ДТП в расчетном 1998 г. в размере 0,0124 руб. на 1 авт.-км при интенсивности движения на 1983 г. - 910 авт./сут и среднем расстоянии перевозок в существующих условиях - 66 км, а в проектируемых - 62 км, определяем потери от ДТП:
для существующих условий
тыс. руб.;
для проектируемых условий
тыс. руб.
4.5. Расчет сокращения потерь народного хозяйства, связанных с затратами времени, пребывания в пути пассажиров, выполняют из условия, что строительство высоководного моста с незатопляемыми подходами приведет к уменьшению продолжительности одной поездки в среднем на 0,3 ч, при пассажирообороте 400 тыс. чел. в 1983 г. и ориентировочной величине потерь в стоимостном выражении 0,6 руб/ч.
тыс. руб.
5. Расчет экономической эффективности капитальных вложений
Эффективность капитальных вложений определяют по формуле (3.3). В соответствии с ежегодным темпом роста объема перевозок, равным 5%, за расчетный год принимают 11-й год с начала эксплуатации мостового перехода, т. е. 1998 г. В связи с тем, что размеры затрат, зависящих от объема перевозок, были определены на 1983 г., для перехода к расчетному году их умножают на коэффициент .
Результаты расчетов и все показатели, входящие в формулу (3.3), приведены в табл. 1. Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений равен 0,3, что выше плановых нормативов.
Таблица 1
Сводные экономические показатели и расчет эффективности капиталовложений в строительство мостового перехода
N п/п |
Показатели |
Единица измеререния# |
Значение показателей |
|
в эталонных (существующих) условиях |
в проектируемых условиях |
|||
1 |
Объем перевозок грузов на 1983 г. |
тыс. т |
723,0 |
723,0 |
2 |
Грузооборот на 1983 г. |
млн. т х км |
46,761 |
44,836 |
3 |
Интенсивность движения по мостовому переходу на 1983 г. |
авт./ сут |
910 |
910 |
То же на 1998 г. Единовременные затраты |
авт./ сут |
1892 |
1892 |
|
4 |
Капиталовложения в мостовой переход, приведенные к году окончания строительства (1987 г.) |
тыс. руб. |
- |
3570 |
5 |
Капиталовложения в реконструкцию и затраты на капитальные ремонты существующего перехода через водоток, приведенные к 1987 г. |
тыс. руб. |
523,0 |
- |
8 |
Капиталовложения в автомобильный транспорт на 1983 г. |
тыс. руб. |
3314,7 |
2937,2 |
7 |
То же, за период 35 лет, приведенные к 1987 г. |
тыс. руб. |
3463,4 |
3069,0 |
8 |
Всего единовременные затраты, приведенные к 1987 г. |
тыс. руб. |
7301,1 |
9576,2 |
|
Текущие затраты |
|
|
|
9 |
Затраты по ремонту и содержанию перехода через водоток |
тыс. руб. |
19,5 |
4,2 |
10 |
Текущие затраты по автомобильному транспорту на 1983 г. |
тыс. руб. |
2049,6 |
1929,1 |
11 |
То же, на 1998 г. |
тыс. руб. |
4263,2 |
4012,5 |
12 |
Потери от создания дополнительных сезонных запасов грузов на 1983 г. |
тыс. руб. |
112,0 |
- |
13 |
То же, на 1998 г. |
тыс. руб. |
233,0 |
- |
14 |
Потери, связанные с издержками в пути пассажиров на 1983 г. |
тыс. руб. |
72,0 |
- |
15 |
То же, на 1998 г. |
тыс. руб. |
149,8 |
- |
10 |
Потери от ДТП на 1983 г. |
тыс. руб. |
271,8 |
255,3 |
17 |
То же, на 1998 г. |
тыс. руб. |
565,0 |
530,8 |
18 |
Полная величина текущих затрат на расчетный 1998 г., учитываемая при определении эффективности капиталовложений (пп. 9, 11, 13, 15, 17) |
тыс. руб. |
5230,5 |
4547,5 |
19 |
Разность приведенных единовременных затрат для проектируемого эталонного состояния (9576, 27301, 12275,1) |
тыс. руб. |
- |
2275,1 |
20 |
Суммарный годовой экономический эффект на расчетный год (5230,8 4547, 5683,3) |
тыс. руб. |
- |
683,3 |
21 |
Коэффициент общей экономической эффективности капиталовложений Э_о = 683,3 / 2275,1 = 0,3 |
тыс. руб. |
- |
0,3 |
Форма 5
Ведомость исходных показателей на 1983 г. для расчета эффективности капиталовложений в строительство мостового перехода
N п/п |
Показатели |
Эталонные существующие условия |
Условия после строительства перохохода (проектируемые) |
||
по дорогам с твердым покрытием |
по грунтовым дорогам |
||||
по дорогам c твердым покрытием |
по грунтовым дорогам |
||||
1 |
Грузооборот, млн, т х км |
40,206 |
6,555 |
39,8 |
5,036 |
2 |
Объем перевозок, тыс. т |
723 |
723 |
723 |
723 |
3 |
Среднее расстояние перевозки, км |
55,60 |
9,07 |
55,05 |
6,96 |
4 |
Тип подвижного состава |
В общем составе парка, осуществляющие перевозки грузов, автомобилей ГАЗ-53А - 35%; ЗИЛ-130-80 - 50%; MA3-5335 - 15% |
|||
5 |
Средняя грузоподъемность одной единицы подвижного состава, т |
5,60 |
5,60 |
5,60 |
5,60 |
6 |
Средняя техническая скорость, км/ч |
50 |
15 |
50 |
15 |
7 |
Коэффициенты использования: |
|
|
|
|
парка |
0,68 |
0,68 |
0,68 |
0,68 |
|
пробега |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
|
грузоподъемности |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
|
8 |
Время в наряде, ч |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Коэффициент влияния уровня дорожных условий на уровень переменных затрат |
1,25 |
2,0 |
1,25 |
2,0 |
10 |
Удельные капиталовложения в транспорт на одну списочную единицу, тыс. руб. |
15,782 |
15,782 |
15,782 |
15,782 |
11 |
Продолжительность простоя под погрузкой и выгрузкой за один рейс, ч |
0,35 х 0,62 + 0,50 х 0,65 + 0,15 х 0,72 = 0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
12 |
Потери времени за один рейс на переходе через реку, ч |
0,15 |
0,15 |
- |
- |
13 |
Заработная плата водителей за 1000 т, pyб. |
103,80 х 0,35 + 80,80 х 0,50 + 67,10 х 0,15 = 86,80 |
86,80 |
86,80 |
86,80 |
14 |
То же, за 1000 т х км/руб |
8,5 х 0,35 + 6,2 х 0,50 + 4,7 х 0,15 = 6,78 |
11,2 х 0,35 + 8,2 х 0,50 + 6,2 х 0,15 = |
6,78 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.