г. Москва |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А40-179007/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Альфа-Банк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-179007/16, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-1544)
по заявлению АО "Альфа-Банк"
к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Калинина А.В. по дов. от 14.11.2016 N 0614/15861; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Альфа-Банк" (далее - Заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 50 по г. Москве (далее - ответчик, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным Решения 12/750 от 08.10.2014 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2016, принятым по данному делу, требования АО "Альфа-Банк" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Банка, налоговым органом была нарушена процедура рассмотрения дела - Банк не был извещен о рассмотрении акта проверки. Также Банк считает, что первое электронное сообщение было отправлено в срок - 20.12.2013, но не было принято, так как содержало ошибку.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.12.2013 Банком открыт счет N 408028103028900000091 ИП Маторину Владимиру Викторовичу, сообщение об открытии указанного счета за N 1326000013031648/200 поступило в Инспекцию 25.12.2013.
26.05.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 50 по г. Москве в отношении Акционерного общества "АЛЬФА-БАНК" вынесено Решение N 20-22р/023 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа в порядке статей 138, 139 НК РФ Банк подал жалобу, в которой просил отменить вышеназванное решение.
05.08.2016 Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве вынесло решение которым решение Инспекции оставило без изменения, а жалобу АО "АЛЬФА-БАНК" - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ установлен штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества, в размере 40 тысяч руб.
Согласно п. 1 ст. 86 НК РФ Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Таким образом, для выполнения обязанности Банка по сообщению в налоговый орган об открытии/закрытии счетов законодательно установлен трехдневный пресекательный срок.
Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Банком России утверждено "Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии, об изменении реквизитов счета" от 07.09.2007 N 311-П.
Согласно п. 1.1 Положения 311-П передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
Приказами ФНС России от 20.11.2014 N MMB-7-14/595@, от 24.04.2014 N MMB- 7-12/252@ функции обработки электронных сообщений об открытии/закрытии счетов и доставки их в налоговый орган по месту нахождения банка возложены на Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис".
При обработке уполномоченным налоговым органом сообщения об открытии/закрытии счета в Инспекцию поступает только то сообщение об открытии счета которое было принято уполномоченным органом, все сообщения, по которым были направлены квитанции о непринятии, в Инспекцию не направляются, то есть сведениями о многократности направления сообщений, не принятых уполномоченным органом, Инспекция не располагает.
Таким образом, Инспекция располагает только сведениями о дате открытия счета и дате направления сообщения банком.
Согласно пункту 1.6. главы 1 Положения 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.
В соответствии с нормами главы 3 Положения 311 -П по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения банк получает квитанцию, содержащую подтверждение о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, сформированную уполномоченным налоговым органом в электронном виде и снабженную кодом аутентификации уполномоченного налогового органа.
Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, некорректности кода аутентификации банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 1 к Положению 311 -П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением.
Судом первой инстанции установлено, что Банк не отрицает пропуск установленного п.1 ст.86 НК РФ трехдневного пресекательного срока, однако считает, что п.3.6 Положения 311-П устанавливает дополнительный срок в 5 (пять) дней, в случае если Банк при направлении сообщения об открытии/закрытии счета допустил ошибку.
Банк, делая указанный вывод, подменяет понятия "квитанция о непринятии" и "извещение об ошибке".
Первое сообщение об открытии счета N 408028103028900000091 ИП Маторину В.В., направлено в адрес Инспекции 20.12.2013, однако указанное сообщение принято не было - Банку было направлено извещение об ошибке с кодом 018 "неверно указанное значение ОГРН".
Однако согласно Разделу 1 "Справочник кодов причин непринятия электронного сообщения" Приложения 6 к Положению 311-П код 018 означает недопустимое значение реквизита.
Также в Приложении указано что, невыполнение какого-либо контрольного соотношения в электронном сообщении влечет за собой формирование квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения с указанием соответствующего кода ошибки.
Таким образом, Банком была получена квитанция о непринятии, а не извещение об ошибке.
Согласно заявлению Банка, 25.12.2013 им было направлено новое сообщение об открытии того же счета, после исправления ошибки, допущенной сотрудниками Банка в реквизитах.
Указанное новое сообщение принято Инспекцией "без ошибок".
Вместе с тем, Банком не предоставлены подтверждающие документы первичного направления сообщения об открытии счета N 408028103028900000091 ИП Маторина Владимира Викторовича.
Банк указывает, что "сообщение не было принято по причине некорректного указания значения ОГРН.
В дальнейшем Банк, руководствуясь пунктом 3.6 Положения 311-П, при получении извещения об ошибке вновь сформировал электронное сообщение и направил его в порядке, установленном Положением 311 -П.
Извещение об ошибке направляется в банк в случае прохождения сообщением об открытии/закрытии счета форматно-логического контроля и, соответственно, получения данного сообщения налоговым органом, но при выявлении в результате проверки налоговым органом ошибок, не связанных с форматно-логическим анализом и не влияющих на саму возможность получения данного сообщения, а квитанция о непринятии электронного сообщения направляется уполномоченным налоговым органом в случае невозможности расшифровки электронного сообщения (невозможности его фактического получения), некорректности кода аутентификации банка, несоответствия форматов и структуры электронного сообщения требованиям, установленным в Приложении 1 к Положению N 311-П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами (п.3.2. Положения N 311-П).
Согласно п. 3.4. Положения N 311-П в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением N 311 -П, а в соответствии с п. 3.6 Положения N 311-П в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением N 311 -П.
Указанный срок продлевается до 15 рабочих дней в случае, если формирование и направление банком электронного сообщения связано с получением от клиента дополнительных документов и сведений, необходимых для исправления соответствующих данных.
Таким образом, Положение N 311-П, в случае допущения банком ошибок, неточностей, опечаток, описок, предусматривает разную квалификацию допущенных ошибок, и в зависимости от квалификации банк получает уведомление о неверно составленном сообщении в виде квитанции о непринятии или извещении об ошибке.
Как указано в абз. 4 п.1 ст. 86 НК РФ Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливается только порядок сообщения банком об открытии/закрытии счета, а не срок предоставления такого сообщения.
Таким образом, Положением 311-П установлен именно порядок сообщения банком об открытии закрытии счета.
В пункте 3.6 Положения 311-П указано, что в случае получения извещения об ошибках, банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением 311-П.
Также, из содержания пунктов 3.1 и 3.2 Положения 311-П следует, что по результатам контроля уполномоченным налоговым органом каждого электронного сообщения, банк информируется о принятии или непринятии его сообщения налоговым органом.
Информация о непринятии сообщения доводится до банка в форме квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения или в форме извещения об ошибках.
Из вышеизложенного следует, что в Положении 311-П различаются такие документы как квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и извещение об ошибках.
Таким образом, действие пункта 3.6 Положения 311-П распространяется только на извещения об ошибках при приеме сообщений банка, а не на квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронных сообщений банка.
Следовательно, в рассматриваемом случае п. 3.6 Положения 311-П, устанавливающий срок, для исправления выявленных несоответствий между сведениями, представленными Банком в сообщении об открытии/закрытии счета, и учетными данными, имеющимися в налоговых органах, не подлежит применению.
Доказательств того, что Банком получена не квитанция о непринятии, а извещение об ошибке, в материалах дела не имеется.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и обоснованно отклонены.
Доводы заявителя о нарушении процедуры рассмотрения дела налоговым органом также отклоняются апелляционной коллегией.
Заявитель ссылается на нарушение п.1.ст. 101.4 и п.7 ст.101.4 НК РФ.
Согласно п. 14 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (возражения).
В соответствии с п.1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ, должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Нарушение срока составления акта проверки не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности, влекущим незаконность вынесенного Инспекцией решения.
В соответствии с п.7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Из материалов дела следует, что Банк был извещен о времени и месте рассмотрения акта (уведомление от 11.04.2016 N 20-08/023, возражения на акт от 23.05.2016 N 006.006.6/10172), однако представителя на рассмотрение материалов проверки не направил. Решение было вынесено 26.05.2016 Инспекцией в отсутствие представителя Банка.
Таким образом, оспариваемое решение N 20-22р/023 от 26.05.2016 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по п. 2 ст. 132 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-179007/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179007/2016
Истец: АО "Альфа-Банк"
Ответчик: МИФНС России N50 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-65636/16