Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2017 г. N Ф05-5459/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
27 января 2017 г. |
дело N А40-129326/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016, принятое судьей Дранко Л.А. по делу N А40-129326/16
по заявлению ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (125171, Москва, 5-й Войковский проезд, дом 28, ОГРН 1027714007089)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (107139, Москва, Орликов переулок, дом 3, корпус Б, ОГРН 1097746349535)
о признании незаконным предписания;
при участии:
от заявителя - Луданова Л.А. по доверенности от 13.10.2016;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016 в удовлетворении заявления ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" о признании недействительным предписания Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве от 22.03.2016 N 14/013-П об устранении выявленных нарушений, отказано.
Предприятие не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что комиссией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве в соответствии с распоряжением Территориального управления от 16.07.2014 N 596 и от 20.10.2015 N 119, проведена внеплановая тематическая проверка фактического использования объектов федерального недвижимого имущества, расположенных по адресам: Московская область, Химки, Международный аэропорт Шереметьево (9 объектов), Московская область, Химки, аэропорт Шереметьево (30 объектов), Московская область, Химки, Шереметьево (3 объекта), Московская область, г. о. Химки, Химки, Шереметьевское шоссе, вл. 6 (7 объектов), общей площадью 1.663.030 кв.м., общей протяженностью 11.020, 5 м., общим объемом 1.735 куб. м., закрепленных на праве хозяйственного ведения за "Администрацией гражданских аэропортов (аэродромов)".
В ходе проведения проверки комиссией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве выявлено, что в нарушение п. п. 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" и ст. ст. 14, 15 раздела II Положения об учете федерального имущества, а также приложениям N 1 и 4 к нему на 4 объектах гражданской обороны, расположенных по адресу: Московская область, Химки, аэропорт Шереметьево (по наименованиям: ИТМ-2500, инв. N 1621-55, сооружение Х (АВК-2), инв. N 1622-55, сооружение Х (здание ЦПУ), инв. N 1623-55, сооружение Х (гостиница Ш-2), инв. N 1625-55, не учтены обременения.
В нарушение ст. ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации объект КПП и ГО АГК-2, расположенный по адресу: городской округ Химки, Химки, аэропорт Шереметьево, Шереметьевское шоссе, дом 9, корпус 3, литер Б, оформлен в собственность ОАО "Шереметьево Карго", без согласования с Росимуществом.
В нарушение ст. ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (в редакции от 03.12.2012) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" объекты, расположенные по адресу: Московская область, Химки, аэропорт Шереметьево используются ОАО "Шереметьево": подъездная дорога к ПРЛ РП-5Г; инженерные коммуникации (кабельная канализация глиссадного радиомаяка ГРМ с МКп-247); инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая на западной части перрона Шереметьево-2); инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая под МС-6); инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая на восточной части перрона Шереметьево-2; рулежная дорожка РД-А9 (РД-28.1); рулежная дорожка РД-А7 (РД-27.1); подземная приёмная ёмкость площадки ПОЖ-2; площадка противообледенительной обработки ВС N 2; рулежная дорожка РД-А12 (РД-30.1); технологическая (объездная дорога) к площадке ПОЖ-2; здание ЦПУ, КПП и ГО АГК-2; здание Командно-диспетчерского пункта; здание очистных сооружений выпуск Х; сооружение Х (в здании ЦПУ); трансформаторная подстанция очистных сооружений выпуск Х; подъездная дорога и площадка очистных сооружений выпуск Х; резервуар отработанного регенерационного раствороочистных сооружений выпуск Х; резервуар уловленных нефтепродуктов очистных сооружений выпуск Х; территория вокруг здания Командно-диспетчерского пункта; ограждение здания Командно-диспетчерского пункта; аккумулирующая емкость очистных сооружений выпуск Х; рулежная дорожка РД-А15 (РД-22.1); рулежная дорожка РД-А16 (РД-22.2); рулежная дорожка РД-А17 (РД-23.1); рулежная дорожка РД-А18 (РД23.2); ангар; ангар; ангар; ангар; ангар; склад), использует ОАО Шереметьево без договорных отношений и без согласования с Росимуществом. ФГБУ ГАМЦ Росгидромета использует часть здания ЦПУ площадью 82,5 кв.м. без заключения договора аренды и без согласования с Росимуществом.
По результатам проверки предприятию выдано предписание от 22.03.2016 N 14/013-П об устранении выявленных нарушений, согласно которому ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов). которым предписано произвести соответствующие действия по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в установленные сроки; письменно (со ссылкой на дату и номер предписания) сообщить в Территориальное управление в месячный срок с момента получения данного предписания об устранении, ходе устранения, причине неустранения в установленные сроки указанных нарушений, представив копии документов, подтверждающих выполнение настоящего предписания, и ежемесячно до полного устранения нарушений сообщать в Территориальное управление о ходе их устранения.
Срок устранения нарушений - 3 месяца.
Не согласившись с принятым предписанием, посчитав его не соответствующим действующему законодательству, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о правомерности принятого административным органом предписания.
Рассмотрев повторно материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения предписания, возлагается на административный орган (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В предмет доказывания по спору о признании незаконным предписания входит установление фактов несоответствия этого решения закону и нарушение им прав и интересов подателя жалобы (ст. 198, 201 АПК РФ).
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Из материалов дела следует, в п. 1 предписания указано на нарушение предприятием п. п. 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 и п. п. 14, 15 Положения об учете федерального имущества и приложениям N 1 и 4 к нему.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 утверждено Положение об учете федерального имущества.
Пунктом 4 постановления N 447 предписано федеральным органам исполнительной власти, иным федеральным органам государственной власти и организациям, наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом: представить в 9-месячный срок сведения об указанном имуществе в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом; обеспечить в 9-месячный срок представление соответствующих сведений подведомственными юридическими лицами в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Пунктами 14, 15 Положения об учете федерального имущества установлено, что форма журнала учета выписок и инструкция по ее заполнению утверждаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Реестр федерального имущества хранится и обрабатывается с соблюдением требований информационной безопасности, обеспечивающих конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность, аутентичность и достоверность информации.
Приложениями 1 и 4 к Положению об учете федерального имущества утверждены форма реестра федерального имущества и Правила ее заполнения.
Заявитель, ссылаясь на п. 6 Положения, указывает на то, что учет федерального имущества ведение реестра осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, в связи, с чем предприятие не может нарушить требований положений постановления N 447, так как не является субъектом, наделенным полномочиями по ведению реестра федерального имущества и указывает на то, что им представлено в ТУ Росимущества в г. Москве для учета в реестре федерального имущества сведения об обременениях (аренде) указанных в п. 1 предписания объектов (запрос от 19.08.2015 N 853010).
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства получения ТУ Росимущества в г. Москве таковых сведений.
В реестре федерального имущества сведений об обременениях (аренде) об обременениях (аренде), указанных в п. 1 предписания объектов не значатся.
Заявитель указывает, что объекты ИТП-2500, инв. N 1621-55, сооружение Х (АВК-2), инв. N 1622-55, сооружение Х (гостиница Ш-2), инв. N 1625-55 используются АО "Международный аэропорт Шереметьево" на основании договора аренды от 23.04.2012 N 499.
АО "Международный аэропорт Шереметьево" от принятия в аренду объекта - сооружение Х (здание ЦПУ), инв. N 1623-55 отказалось.
По мнению предприятия, данное имущество является объектом гражданской обороны (ограничено в обороте), его передача в аренду иным организациям не осуществлялось, следовательно, обременения в отношении данного объекта отсутствуют.
Доводы отклоняются, как документально неподтвержденные.
Относительно нарушения передачи в собственность ОАО "Шереметьево Карго", без согласования с Росимуществом (п. 2 предписания) заявитель указывает на то, что объект недвижимого имущества "КПП и ГО ЛГК-2" закреплен за предприятием на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения ТУ Росимущества по Московской области от 22.05.2003 N 121 "Об утверждении акта приемки-передачи недвижимого имущества переданною на баланс ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", без предоставления технической документации на объект. При этом, данный объект в реестре федерального имущества не числится, право собственности Российской Федерации не зарегистрировано.
19.09.2003 право собственности на объект недвижимого имущества "КПП и ГО ЛГК-2" зарегистрировано за ОАО "Шереметьево-Карго" (запись регистрации от 19.09.2003 N 77-01/09-741/2003-81) на основании свидетельства о внесении в реестр собственности на территории города Москвы от 07.04.1997 N А-0008277.
Предприятие указанный объект недвижимости в собственность ОАО "Шереметьево-Карго" не передавало, обстоятельства регистрации права собственности ОАО "Шереметьево-Карго" на объект предприятию неизвестны.
Заявитель, ссылаясь на письма от 26.09.2012 N 8666, от 22.08.2012 N 7290, от 24.09.2012 N 8591, от 01.11.2012 N 10156, от 26.02.2016 N 01797, указывает на неоднократное обращение в адрес Росимущества с просьбой внести изменения в распоряжение от 22.05.2003 N 121 об исключении данного объекта из перечня объектов недвижимости, передаваемых на баланс ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Вместе с тем, решение по данному вопросу Росреестром не принято.
Указанный довод предприятия правомерно отклонен арбитражным судом, поскольку Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве учавствует в регистрации права собственности за объектами федерального имущества. Полномочия по регистрации прав собственности объекта за акционерным обществом у территориального управления отсутствуют.
В п. 3 предписания указано, что объекты, расположенные по адресу: Московская область, Химки, аэропорт Шереметьево используются ОАО "Шереметьево" и ФГБУ ГАМЦ Росгидромета без заключения договора аренды и без согласования с Росимуществом.
В отношении объектов: рулежная дорожка РД-А18 (РД-23.2), рулежная дорожка РД-А15 (РД-22.1), рулежная дорожка РД-А16 (РД-22.2), рулежная дорожка РД-А17 (РД-23.1), сооружения очистные водоснабжения (резервуар отработанного регенерационного раствора очистных сооружений выпуск Х), сооружения очистные водоснабжения (резервуар уловленных нефтепродуктов очистных сооружений выпуск Х), иные сооружения производственного назначения (подъездная дорога и площадка очистных сооружений выпуск Х), сооружение (здание очистных сооружений выпуск Х), сооружение (аккумулирующая емкость очистных сооружений выпуск Х), сооружение (трансформаторная подстанция очистных сооружений выпуск Х) предприятие указывает на проведенную совместно с заинтересованными органами государственной власти работу по изданию распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 505-р о передаче в аренду АО "Международный аэропорт Шереметьево" федерального имущества без проведения торгов. В целях исполнения данного распоряжения осуществляются мероприятия по подготовке отчета об оценке.
Что касается объектов: сооружение - инженерные коммуникации (кабельная канализация глиссадного радиомаяка ГРМ с МКп-247), сооружение (ограждение КДП), сооружение - рулежная дорожка РД-А7 (РД-27.1), сооружение - инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая под МС-6), сооружение - инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая на западной части перрона Шереметьево-2), сооружение - рулежная дорожка РД-А9 (РД-28.1), сооружение - подземная приемная емкость площадки ПОЖ-2, сооружение - технологическая (объездная дорога) к площадке ПОЖ-2, сооружение - площадка противообледенительной обработки ВС N 2, сооружение - инженерные коммуникации (кабельная канализация электрическая на восточной части перрона Шереметьево-2), сооружение - подъездная дорога к ПРЛ РП-5Г, сооружение - рулежная дорожка РД-А12 (РД-30.1), заявитель ссылается на проведенную работу совместно с заинтересованными органами государственной власти по изданию распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 845-р о передаче в аренду АО "Международный аэропорт Шереметьево" федерального имущества без проведения торгов. В целях исполнения данного распоряжения осуществляются мероприятия по подготовке отчета об оценке.
Заявитель указывает на то, что после завершения мероприятий по подготовке отчета об оценке и получения мотивированного мнения Росимущества и СРО о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, между предприятием и АО "Международный аэропорт Шереметьево" планируется заключение дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего изменение состава арендованного имущества и размера арендной платы по договору, копия которого будет представлена в адрес ТУ Росимущества в г. Москве после осуществления его государственной регистрации.
Объекты: здание Командно-диспетчерского пункта в международном аэропорту Шереметьево и территория вокруг здания Командно-диспетчерского пункта в международном аэропорту Шереметьево переданы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 18.02.2016 N 104.
02.03.2016 акты о приеме-передаче направлены на согласование и утверждение в ТУ Росимущества в городе Москве.
12.11.2015 объекты - склад и ангары списаны с баланса предприятия на основании согласия Росавиации от 01.04.2011 N 6.14-619.
Заявитель указывает, что объект - КПП и ГО ЛГК-2 ошибочно закреплен на праве хозяйственного ведения за предприятием в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества по Московской области от 22.05.2003 N 121. Указанный объект не числится в реестре федерального имущества, но находится в собственности ОАО "Шереметьево-Карго" согласно свидетельству о государственной регистрации права (запись регистрации от 19.09.2003 N 77-01/09-741/2003-81), выданному на основании Свидетельства о внесении в реестр собственности на территории города Москвы от 07.04.1997 N А-0008277.
Вместе с тем, наличие оснований, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 845-р не исключают необходимость надлежащим образом оформить документы, в том числе договор аренды.
В случае невозможности выполнения предписания в установленный срок предприятие было не лишено возможности обратиться в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения. Доказательств того, что заявитель обращался с таким заявлением, материалы дела не содержат.
Довод о неисполнимости оспариваемого предписания судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оспариваемое предписание исполнимо и у предприятия фактически не имеется неясности в том, что ему необходимо предпринять в целях устранения выявленных нарушений законодательства, поскольку в оспариваемом предписания четко и определенно указаны допущенные нарушения, способы их устранения могут быть определены обществом самостоятельно.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционной жалобы предприятием не уплачена государственная пошлины, доказательств ее оплаты не представлено, в связи, с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2016 по делу N А40-129326/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129326/2016
Истец: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, ТУ Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по г Москве