Требование: о понуждении заключить договор, о признании незаконным акта органа власти по договору купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции изменено
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А56-14973/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего ПолубехинойН.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.,
при участии:
от истца (заявителя): Назаров М.Э. (доверенность от 02.06.2016 г.)
от ответчика (должника): Федорова А.В. (доверенность от 13.10.2015 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22260/2016) Администрации Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2016 г. по делу N А56-14973/2016 (судья Вареникова А.О.), принятое
по иску (заявлению) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого Алексея Федоровича
к Администрации Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области
о признании незаконным отказа,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения Администрации от 03.02.2016, оформленного письмом от 03.02.2016 N 5739-20 (164-20), а также решения от 03.02.2016 N 5740-20(165-20); обязании Администрации в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с заявителем договоры купли-продажи земельных участков площадью 674 000 кв.м с кадастровым номером 47:23:0259002:436 и площадью 11 149 кв.м с кадастровым номером 47:23:0259002:439, расположенных вблизи деревни Большое Верево, участки 1 и 2, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, по цене, равной трем процентом от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 29.12.2015.
Решением арбитражного суда от 29.06.2016 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной Администрацией, заинтересованное лицо просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы Администрация сослалась на недоказанность Главой КФХ использования земельных участков в целях сельскохозяйственной деятельности, также указав на отсутствие в настоящее время нормативно утвержденного перечня документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка. Кроме того, Администрация указала на неисследованность судом имеющих значение обстоятельств, в том числе местонахождения принадлежащего заявителю объекта недвижимости (строение насосной станции), соразмерность испрашиваемого земельного участка площади, занятой строением.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая жалобу необоснованной.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердила, а представитель Главы КФХ возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, заявитель является арендатором земельного участка N 1 площадью 674000 кв.м с КН 47:23:0259002:436, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское с.п., вблизи д. Большое Верево, на основании договора об уступке прав и обязанностей арендатора земельного участка от 01.02.2012 г. по договору аренды от 01.12.2010 г. N 1239, заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью "Статус" и Муниципальным образованием "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок N 2 площадью 111149 кв.м с КН 47:23:0259002:439 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское с.п., вблизи д. Большое Верево, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства передан заявителю на основании договора аренды от 29.03.2012 г. N 1320, заключенного с Муниципальным образованием "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области.
Осуществляя сельскохозяйственную деятельность на земельных участках и являясь сельхозтоваропроизводителем, заявитель обратился Администрации с заявлением о приобретении без торгов в собственность земельных участков в соответствии с п. 1 ст. 39.20, п.п. 6,9 п. 2 ст. 39.3, п. 2.2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", п. 4 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п.п. 3, 4 Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2015 г. N 179 (далее - Порядок определения цены).
Администрация письмами от 03.02.2016 N 5739-20 (164-20) и от 03.02.2016 N 5740-20 (165-20) отказала заявителю в предоставлении в собственность земельных участков N 1 и N 2 в связи с тем, что до настоящего времени Министерством сельского хозяйства Российской Федерации во исполнение части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не утвержден перечень документов, который подтверждает надлежащее использование земельного участка для целей его продажи в преимущественном порядке, а также указав на недоказанность размера земельного участка N 1.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 24 АПК РФ.
При разрешении спора суд исходил из положений п. 6 ст. 27, п. 9 ч. 2 ст. 39.3, п.2 ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, ч. Ст. 1, п. 1 ст. 10, ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - ФЗ N 101-ФЗ), п.п. 2 п. 3 Порядка определения цены, оценив и признав надлежащими доказательствами представленные заявителем документы в подтверждение факта использования испрашиваемых земельных участков в целях ведения сельскохозяйственного производства. Установлено, что заявитель владеет испрашиваемыми земельными участками на праве аренды более трех лет и является субъектом земельных правоотношений, обладающим правом приобретения в собственность без торгов арендованных земельных участков, суд удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд согласился с выводом суда о наличии у Главы КФХ права на приобретение в собственность арендуемых земельных участков.
ФЗ N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; действие названного Закона не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность в случае и в порядке, который предусмотрен Земельным кодекса РФ.
Перечень доказательств, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
П. 9 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что в указанном выше случае гражданин или юридическое лицо по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды при условии, что заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения аренды, вправе приобрести в собственность арендованный земельный участок без торгов.
При этом согласно п. 2 ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли - продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ.
Поскольку иное федеральным законом не установлено, в Ленинградской области цена земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2015 г. N 179 "Об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, в Ленинградской области".
Согласно п.п. 2, 3 названного порядка цена земельных участков при их продаже определяется как выраженный в рублях дифференцированный процент от кадастровой стоимости земельного участка: три процента в случае продажи гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (п.п. 2 п. 2).
Исследуя основания отказа, указанные Администрацией со ссылкой на отсутствие перечня документов, которые могут подтверждает надлежащее использование земельного участка, суд руководствовался положениями ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (в решении допущена опечатка: ст. 39.15), не содержащей такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
В отсутствие утвержденного в установленном порядке перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, суд правомерно при разрешении спора применил утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. N 369 Перечень признаков использования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам.
В обоих заявления Глава КФХ указывал сведения о выручке от реализации товаров (работ, услуг), балансовую стоимость активов и среднемесячную численность работников за период использования земельных участков.
На дату рассмотрения апелляционной жалобы редакция п. 4 ст. 10 ФЗ N 101-ФЗ изменена ФЗ от 03.07.2016 г. N 336-ФЗ и предоставляет право приобретения в собственность гражданам или юридическим лицам арендованных земельных участков при условии отсутствия у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправлении, указанных в ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании таких земельных участков.
Доказательств того, что земельные участки используются не по их целевому назначению и предназначению в соответствии с видом разрешенного использования, материалы дела не содержат.
Оснований для переоценки доказательств, исследованных судом и отраженных в решении, апелляционный суд не усматривает.
Решение не содержит выводов, касающихся доводов Администрации о несоразмерности испрашиваемого земельного участка N 1 площади находящегося на нем объекта недвижимости - здания насосной станции.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе подтвердился вывод суда о наличии у заявителя объективного права на приобретение в собственность арендованных земельных участков, неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, связанных с основаниями приобретения земельных участков, не повлияло на правильность решения.
Земельный участок N 1 используется заявителем под сельскохозяйственное производство, находящаяся на нем насосная станция также используется в сельскохозяйственных целях и согласно заключению специалиста N 449/16С3 от 29.09.2016 г. в здании расположена артезианская скважина, снабжающая водой все объекты вспомогательного разрешенного использования, расположенные на земельном участке с КН 47:23:0259002:436.
В судебном заседании заявитель выразил согласие нести все судебные расходы по делу, что соответствует ч. 4 ст. 110 АПК РФ и является основанием для изменения решения в части распределения судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2016 г. по делу N А56-14973/2016 в части распределения судебных расходов изменить.
Судебные расходы по делу отнести на заявителя.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14973/2016
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области