г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А56-45862/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Гусев Г.В. по доверенности от 05.10.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33385/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Фарм" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 по делу N А56-45862/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Фарм"
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Фарм" (ОГРН 1127847376788, адрес: 195297, Россия, Санкт-Петербург, Индустриальный пр., 40, к.1, лит. А, далее - ООО "Альфа-Фарм", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН 1067847228382, место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 88-90, далее - Росздравнадзор, заинтересованное лицо) от 17.06.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 63.
Решением суда от 23.11.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество ссылается на грубое нарушение административным органом процедуры проведения проверки.
В судебном заседании представитель Росздравнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию от 25.06.2015 N ЛО-78-02-002142 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу: 191014, Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 28/32, Т/К "Ржевский" аптечный пункт 1 этаж, по следующим видам работ и услуг: хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В Росздравнадзор поступило обращение с информацией о нарушении Обществом порядка розничной торговли лекарственными препаратами, а именно, нарушение правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету.
На основании приказа от 05.05.2016 N П78-391/16 Росздравнадзором проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества.
В соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) должностными лицами Росздравнадзора при проведении внеплановой выездной проверки в аптечном пункте ООО "Альфа-Фарм" должностным лицам ООО "Альфа-Фарм", осуществляющим на момент проверки отпуск лекарственных препаратов, предъявлен для ознакомления приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 05.05.2016 N П78-391/16 и служебные удостоверения уполномоченных на проведение проверки лиц.
Однако, ООО "Альфа-Фарм" воспрепятствовало проведению внеплановой проверки. По распоряжению руководства (по телефону) фармацевт Ляпкова Т.С. отказалась допустить лиц, уполномоченных на проведении внеплановой выездной проверки в помещения аптечного пункта до прибытия уполномоченного представителя ООО "Альфа-Фарм". Прибывшему в аптечный пункт представителю ООО "Альфа-Фарм" Талининой Д.В. также были предъявлены для ознакомления приказ о проведении внеплановой выездной проверки и удостоверения лиц, уполномоченных на проведение проверки. Представитель ООО "Альфа-Фарм" Талинина Д.В. ознакомилась с приказом, переписала удостоверения, высказала мнение, что федеральный государственный надзор за обращением лекарственных средств не распространяется на ООО "Альфа- Фарм" и их заранее не уведомили о проведении внеплановой проверки, отказала в допуске лиц, уполномоченных на поведение проверки ООО "Альфа-Фарм" по адресу: 191014, Санкт-Петербург, пр. Ударников, д. 28/32, Т/К "Ржевский" аптечный пункт. По ее распоряжению комиссия территориального органа вышла за пределы аптечного пункта ООО "Альфа-Фарм", после чего аптечный пункт ООО "Альфа-Фарм" был закрыт для посетителей.
Поскольку ООО "Альфа-Фарм", в нарушение части 5 статьи 12 Закона N 294-ФЗ, не обеспечило доступ проводящих выездную проверку должностных лиц в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности помещения, комиссией Росздравнадзора в 12.40 вызван наряд полиции.
После принятого и зафиксированного через дежурную часть 02 вызова осуществлен допуск в помещения аптечного пункта ООО "Альфа-Фарм" по вышеуказанному адресу, сделана отметка об ознакомлении 23.05.2016 в 13.16 с приказом должностным лицом ООО "Альфа-Фарм" Ляпковой Т.С., уполномоченный представитель ООО "Альфа-Фарм" Талинина Д.В. отказалась сделать отметку об ознакомлении с приказом.
На момент проверки в аптечном пункте ООО "Альфа-Фарм" по адресу осуществления фармацевтической деятельности должностные лица ООО "Альфа-Фарм" и уполномоченный представитель ООО "Альфа-Фарм" Талинина Д.В. отказались предоставить документы, необходимые для рассмотрения согласно приказу, что зафиксировано документально и в акте проверки.
В связи с отказом должностных лиц ООО "Альфа-Фарм" и представителя Талининой Д.В. в предоставлении на момент выезда на объект (23.05.2016) в аптечном пункте ООО "Альфа-Фарм" документов, которые необходимо рассмотреть в ходе внеплановой выездной проверки согласно приказу N П 78-391/16 от 05.05.2016, комиссией Росздравнадзора составлено и вручено 23.05.2016 под роспись должностному лицу ООО "Альфа-Фарм" Ляпковой Т.С. для вручения генеральному директору уведомление о необходимости предоставления в Росздравнадзора 25.05.2016 в 16:00 документов, в предоставлении которых отказано при выезде в аптечный пункт ООО "Альфа-Фарм".
В адрес генерального директора ООО "Альфа-Фарм" по его месту нахождения направлена телеграмма N 31/6240 о вызове генерального директора ООО "Альфа-Фарм" в Росздравнадзор для предоставления документов, указанных в уведомлении, составления, ознакомления и подписания акта проверки, протокола об административном правонарушении.
В установленный срок ООО "Альфа-Фарм" не представило документы, необходимые для контроля.
25.05.2016 в отношении Общества составлен протокол N 63 об административном правонарушении, на основании которого 17.06.2016 вынесено постановление N 63 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вмененного заявителю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения заявителя к административной ответственности, не установил, а также не усмотрел оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
Частью 5 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
На основании части 4 статьи 9 Закона N 61-ФЗ Росздравнадзор и его территориальные органы уполномочены осуществлять федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, в том числе осуществлять организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 61-ФЗ государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств включает в себя, в том числе федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.
Предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки не требуется. Органы прокуратуры извещаются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств посредством направления соответствующих документов в течение трех рабочих дней с момента окончания проведения указанной внеплановой проверки (часть 5 указанной статьи).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 294-ФЗ предусмотрена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 12, частью 1 статьи 25 Закона N 294-ФЗ при проведении проверок, юридические лица обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, а также присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей при проведении проверки.
Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), обязано действовать добросовестно и принять меры для обеспечения доступа контролирующего органа к проверяемым объектам (продукции, документам, территориям) и своего участия либо участия иных должностных лиц или уполномоченных представителей в таких мероприятиях.
Согласно части 6 статьи 9 Закона N 61-ФЗ должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами обращения лекарственных средств, при осуществлении своей деятельности территории, здания, помещения и сооружения в целях проведения мероприятий по контролю.
Как следует из материалов дела, основанием для внеплановой выездной проверки соблюдения Обществом обязательных требований при обращении лекарственных средств явилось поступление информации о возникновении угрозы причинения вреда здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что в назначенный день проверки - 23.05.2016, Общество не обеспечило доступ должностных лиц Росздравнадзора в помещение аптечного пункта. Данный факт подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Таким образом, в действиях Общества имеется событие правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 названного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у заявителя имелась объективная возможность для выполнения требований, предусмотренных законодательством, однако для выполнения этих требований Общество не приняло все зависящие от него меры. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности Общества отсутствуют.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в деянии Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности Росздравнадзором не допущено.
Таким образом, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.4 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении Росздравнадзором порядка уведомления заявителя о проведении проверки отклоняются апелляционным судом, поскольку в соответствии с частью 16 статьи 10, пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ в случае поступления в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан у органа государственного контроля (надзора) отсутствует обязанность уведомлять юридическое лицо о проведении внеплановой выездной проверки.
При составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении административным органом были приняты все зависящие меры по обеспечению явки законного представителя Общества для участия в составлении, ознакомлении, подписании акта проверки и для участия в административном производстве.
Для объяснений, составления, ознакомления и подписания акта проверки, протокола об административном правонарушении Общество явку представителя не обеспечило. В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в адрес генерального директора Общества были направлены акт проверки N А78-391/16 от 25.04.2016 и копия протокола об административном правонарушении N 63 от 25.05.2016.
Наказание назначено Обществу в пределах срока давности привлечения и санкции части 5 статьи 19.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, его пренебрежительное отношение к допуску должностных лиц для проведения мероприятий контроля, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает основании для переоценки данного вывода суда.
В данном случае размер административного штрафа назначен Росздравнадзором в пределах санкции части 5 статьи 19.4 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу постановлением 17.06.2016 наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы относительно обязанности рецептурного/безрецептурного отпуска лекарственных средств не рассматриваются, поскольку выходят за предмет спора и объективную сторону вмененного административного правонарушения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2016 по делу N А56-45862/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Фарм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45862/2016
Истец: ООО "Альфа-Фарм"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области