Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2017 г. N Ф06-22360/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А65-30812/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2017 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2017 года по делу N А65-30812/2016 (судья Минапов А.Р.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), Республика Татарстан, г.Казань, к обществу с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (ОГРН 1131690032957, ИНН 1657129771), Республика Татарстан, г.Казань,
о привлечении к административной ответственности по ст.19.33 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ак Барс Регион" (далее - ООО "Ак Барс Регион", общество) к административной ответственности по ст.19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2017 года заявление удовлетворено, ООО "Ак Барс Регион" привлечено к административной ответственности по ст.19.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Ак Барс Регион" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие события правонарушения, представление административному органу всех имевшихся у него документов, позволяющих документально установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзорапо Республике Татарстан от 26.09.2016 N 3868/09-п/в была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Ак Барс Регион", осуществляющего деятельность в магазине "Чак Чак" по адресу: 420141, Республика Татарстан, Зеленодольский район, пос.Осиново, ул.40 лет Победы, 6а.
В результате проверки было установлено, что ООО "Ак Барс Регион" не обеспечена прослеживаемость пищевой продукции, а именно: отсутствует товаросопроводительная документация на филе пангасиуса, изготовитель: Вьетнам, Hung Vuong Corporation, MYTHO CITY, TIEN GIANG PROVINCE VIETNAM, позволяющая обеспечить прослеживаемость, то есть возможность документально установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (представлены только товаросопроводительные документы от поставщика ООО "РыбаПлюс" в адрес общества).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На основании пункта 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Контролем (надзором) за соблюдением требований технических регламентов является проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ).
При этом в силу статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно статье 39 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия.
Из системного анализа указанных норм следует, что заявитель как орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочен на проведение обозначенных выше контрольных мероприятий, и его требования, связанные с обеспечением возможности проведения таких мероприятий, являются обязательными для юридических лиц.
Частью 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов; граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, (далее - ТР ТС 021/2011) устанавливает объекты технического регулирования (пищевая продукция, связанные с требованиями к ней процессы производства, хранения, реализации, утилизации); требования безопасности к объектам технического регулирования; правила идентификации; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего регламента (статья 1).
Согласно требованиям ст.7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению, должна быть безопасной.
В силу статьи 2 ТР ТС 021/2011 целями его принятия являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей).
В соответствии со статьей 38 ТР ТС 021/2011 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований данного технического регламента в отношении пищевой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Исходя из статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается на рынке при ее соответствии данному регламенту, а также иным техническим регламентам, действие которых на нее распространяется (часть 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям Технического регламента, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2). Пищевая продукция, находящаяся в обращении, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3). Пищевая продукция, не соответствующая требованиям Технического регламента, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4).
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям Технического регламента проводится, в том числе, в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции (статья 21 ТР ТС 021/2011).
Заявитель является органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей; за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров (пункты 5.1.2, 5.1.3 Положения).
По мнению заявителя, вышеуказанные действия общества нарушают требования ч.3 ст.5 ТР ТС 021/2011, согласно которой пищевая продукция, находящаяся в обращении, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
По данному факту заявителем в отношении ООО "Ак Барс Регион" был составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2016 по ст.19.33 КоАП РФ.
В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ заявитель направил в Арбитражный суд Республики Татарстан указанный протокол с административным материалом и обратился с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ст.19.33 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 данного кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, бездействие, выразившееся в непредставлении или уклонении от представления истребованных органом государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования документов.
При этом судом первой инстанции не было учтено, что по данной норме права не могут быть квалифицированы действия общества по представлению документов о соответствии товаров требованиям технических регламентов, не отвечающих (по мнению Управления Роспотребнадзора) требованиям законодательства Российской Федерации. Такие действия (в случаях их противоправности) включены в состав других административных правонарушений (в частности статьями 14.43 или 14.46 КоАП РФ).
Исходя из объективной стороны правонарушения, установленного статьей 19.33 КоАП РФ, административная ответственность по указанной норме не применяется в случаях невозможности предоставить запрашиваемые документы ввиду их отсутствия в распоряжении лица, в отношении которого осуществляется государственный контроль. В таких случаях, когда отсутствуют документы, наличие которых обязательно в силу требования законодательства Российской Федерации, в том числе в момент реализации товара (на что обращает особое внимание податель кассационной жалобы), применяются иные статьи КоАП РФ (например, часть 1 статьи 14.5 или статья 14.15 КоАП РФ).
Между тем доказательств уклонения со стороны общества от предоставления документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля, проводимого Управлением Роспотребнадзора, материалы настоящего дела не содержат.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях общества и собственно нарушения технических регламентов.
Как видно из материалов дела, сотрудником Управления Роспотребнадзора в магазине N 130 26.10.2016 при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Ак Барс Регион" была запрошена товаросопроводительная документация на филе пангасиуса. Сотрудниками магазина проверяющему были представлены следующие документы: декларация о соответствии, выданная ООО "Амифиш" на рыбу, и транспортная этикетка с упаковки продукции, на которой имелась информация о производителе, экпортере, адресе производства (изготовления), стране происхождения, дате изготовления и т.д. Аналогичный пакет документов обществом был представлен 28.10.2016 в канцелярию Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
По мнению суда, данные документы обеспечивали прослеживаемость филе пангасиуса от поставщика в магазин. Однако после ознакомления с актом проверки 02.11.2016 ООО "Ак Барс Регион" представило дополнительно товаросопроводительные документы, которые позволяют определить прослеживаемость пищевой продукции уже от изготовителя продукции к последующим собственникам.
В суд первой инстанции обществом представлены в качестве доказательств, обеспечивающих прослеживаемость товара (филе пангасиуса мороженное), следующие документы: заверенная копия счета-фактуры N 11115 от 21.10.2016 (на 1 л.); заверенная копия транспортной накладной N 11687 от 21.09.2016 (на 1 л.); заверенная копия счета- фактуры N ТКА - 005551 от 21.09.2016 (на 2 л.); заверенная копия товарной накладной N 154 от 12.09.2016 (на 1 л.); заверенная копия договора хранения N 5 от 11.01.2016 (на 4 л.); заверенная копия ветеринарного свидетельства 278 N 16102998 от 21.09.2016 (на 2 л., 2 копии); заверенная копия декларации о соответствии с датой принятия 02.11.2015 (на 1 л.); заверенная копия декларации о соответствии с датой принятия от 10.09.2014 (на 1 л.).
При этом общество дало следующие пояснения по прослеживаемости товара (рыбы), с которыми суд апелляционной инстанции согласился: ООО "Амифиш" завезло рыбу в Россию из Вьетнама, продало её ООО "ТК "Адмирал". ООО "ТК "Адмирал" передало её на хранение на склад в ООО "Шквал", которое не получало в собственность данную рыбу, в связи с чем было бы неправомерным требовать от заявителя представления документов на реализацию рыбы в адрес ООО "Шквал". ООО "ТК "Адмирал", которое не утратило права собственности в связи с передачей на хранение в ООО "Шквал", продало эту рыбу со своего склада в ООО "Шквал" обществу ООО "РыбаПлюс". Далее ООО "РыбаПлюс" продало рыбу ООО "Ак Барс Регион".
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что ООО "Ак Барс Регион" представило все документы, обеспечивающие прослеживаемость рыбной продукции, и не нарушило требований ч.3 ст.5 ТР ТС 021/2011.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления административного органа не имеется.
На основании п.2 ч.1, п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 20 марта 2017 года следует отменить; принять новый судебный акт, в удовлетворении заявления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан отказать.
Положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за подачу заявления о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусмотрена, соответственно не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2017 года по делу N А65-30812/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30812/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2017 г. N Ф06-22360/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г.Казань
Ответчик: ООО "Ак Барс Регион", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара