г. Москва |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А41-42889/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ОблСтройУниверсал" - Никитиной М.А. ( по доверенности от 09.01.2017),
от заинтересованного лица по делу - ФГБУ "ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - ФГБУ культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" - Исаевой М.В. (по доверенности от 03.10.2016 N 15), Мурановой Е.В. (по доверенности от 01.02.2017 N 4),
от третьего лица по делу - ТУ ФАУГИ в Московской области - Уховой М.П. (по доверенности от 14.08.2015 N 436/Д-07),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОблСтройУниверсал" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2016 по делу N А41-42889/16, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОблСтройУниверсал" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области о признании незаконными действий; обязании, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОблСтройУниверсал" (далее - заявитель, ООО "ОблСтройУниверсал", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области (далее - заинтересованное лицо, ФГБУ "ФКП Росреестра") со следующими требованиями:
1. Признать незаконным действие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, выражающееся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы";
2. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы", оставив в государственном кадастре недвижимости ранее содержащиеся сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23: "для рекреационной деятельности".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2016 по делу N А41-42889/16 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил заявленные требования удовлетворить.
Представители ФГБУ культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" и ТУ ФАУГИ в Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 839-рм от 09.12.2003 "О выставлении на лесной конкурс участка лесного фонда, расположенного на территории Опалиховского лесопарка в Красногорском районе" определено выставить на лесной конкурс участок лесного фонда площадью 20.0 га, расположенный на территории Опалиховского лесопарка в квартале N 41 (выделы 9,11-16,19-22) в Красногорском районе для предоставления в аренду для культурно-оздоровительных целей (т. 1, л.д. 15).
Протоколом заседания конкурсной комиссии N 25 от 15.01.2004 по рассмотрению заявок на участие в лесном конкурсе на право аренды участка лесного фонда в Красногорском районе для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей заявитель был признан победителем данного конкурса (т. 1, л.д. 15 оброт-16).
15.01.2004 победителем конкурса ООО "ОблСтройУниверсал" и организатором конкурса Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Московской области был подписан протокол о результатах открытого лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей в Красногорском районе (т1, л.д. 16 оборот-17).
Между ФГУ "Истринский лесхоз" (Арендодателем) и ООО "ОблСтройУниверсал" (Арендатором) заключен договор аренды земельного участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей N 127 от 06.02.2004 (далее - договор аренды N 127 от 06.02.2004), по условиям которого Арендодатель передает в аренду, а Арендатор принимает участок лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных целей в кв. 41 Опалиховского лесничества Красногорского спецлесхоза, на срок 49 лет со дня государственной регистрации договора, кадастровый номер 50:11:005 06 01:0023 (п. 2 договора аренды N 127 от 06.02.2004; т. 1. л.д. 12-14).
Между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Арендодателем) и ООО "ОблСтройУниверсал" (Арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 50-0265-04-05-0521 от 07.07.2008 (далее - договор), по условиям которого Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определенный в пункте 2 договора (далее - лесной участок (п. 1. договора; т. 1, л.д. 27-37).
Согласно п. 2 договора Лесной участок площадью 20,0 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет: местоположение: Московская область, Красногорский район Москворецкое лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал N 41, выдела 1,9,11-16,18-22,26,29,31; кадастровый номер 50:11:0050601:23; категория земель -земли лесного фонда; вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (п. 3. договора).
Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации и действует до 09.02.2053 (п. 19 договора).
Договор зарегистрирован 06.12.2008 за государственным регистрационным номером 50-50-11/057/2008-198.
27.01.2014, в связи с ликвидацией Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО "Эрликом груп" было заключено Дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка N 50-0265-04-05-0521 от 07.07.2008, в котором стороны подтверждали принятые на себя обязательства по ранее заключенному Договору (т. 1, л.д. 38-49).
Дополнительное соглашение N 1 от 27.01.2014 зарегистрировано 17.02.2014 за государственным регистрационным номером 50-50-08/001/2014-189.
ООО "ОблСтройУниверсал" стало известно, что в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23 были внесены сведения, изменяющие виде его разрешенного использования с: "для рекреационной деятельности" на: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы".
15.04.2016 ООО "ОблСтройУниверсал" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением за исх. N 04, в котором просило сообщить на основании какого документа в государственном кадастре недвижимости был изменен вид разрешенного использования лесного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23 (т. 1, л.д. 50).
В ответ на данное обращение заинтересованное лицо 13.05.2016 сообщило обществу, что сведения в ГКН относительно вида разрешенного использования спорного земельного участка были внесены на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости", поданного Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 51-52).
Посчитав, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области по внесению в ГКН сведений о новом виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (статья 4 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившие в силу с 01.01.2012, согласно которым предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности возможно в отношении лесных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
С 01.01.2012 указанная правовая норма применяется в следующей редакции: до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно части 2 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
В силу положений части 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 87 Лесного кодекса РФ, в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 25 Лесного кодекса РФ, использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
- о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
- об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о лесных участках и об их границах;
- о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
- об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
- о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
На основании Постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" на территории Московской области образован Комитет лесного хозяйства Московской области (с 01.07.2012).
Согласно пункту 3 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В силу п. 12.33 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области утружденного Постановлением Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 к полномочиям Комитета относится ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области.
Суд первой инстанции правильно установил, что в соответствии с выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, а также лесохозяйственным регламентом Истринского лесничества Московской области 2010 года, представленных в материалы дела Комитетом лесного хозяйства Московской области, видами использования земель лесного фонда, входящих в квартал 41 Истринского лесничества, Опалиховского участкового лесничества, являются: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050601:23 расположен в границах выдела 41 Истринского лесничества, Опалиховского участкового лесничества, следовательно, вид его разрешенного использования должен соответствовать сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре и лесохозяйственном регламенте.
Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050601:23 были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании обращения уполномоченного органа государственной власти - Комитета лесного хозяйства Московской области.
Суд первой инстанции правомерно указал, что разрешенное использование лесного участка "осуществление рекреационной деятельности", в соответствии с которым лесной участок и был предоставлен в аренду ООО "ОблСтройУниверсал", в настоящее время также предусмотрено в отношении спорного лесного участка.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, включаемых в ГКН (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости). Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правовой зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ГКН. Изложенные правовые подходы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 15.12.2011 N 12651/11.
Заявитель, заведомо был извещен об нескольких видах использования лесного участка (многоцелевом лесопользовании - ст.2 "Лесной кодекс Российской Федерации" от 29.01 1997 N 22-ФЗ). Подписывая договор 06 февраля 2004 за N 127 в отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:11:0050601:23, заявитель добровольно принимал на себя все обязательства по соблюдению (выполнению) условий указанного договора, а именно - использовать участок исключительно для одной цели и только с одним из нескольких видов разрешение го использования, указанных в договоре и брал на себя ответственность не нарушать прав других пользователей (п.п. 4.1.4 и 4.2.4 договора - л. д. 12 и 13).
Федеральный законодатель, определил в положениях статей 19, 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации особый правовой режим собственности на лесной фонд и связанные с этим принципиальные особенности регулирования вопросов владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также разграничения такой собственности, в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Данный участок лесного фонда имеет несколько видов разрешенного использования и может быть передан двум и более лицам под разные виды использования, если эти виды использования не противоречат друг другу. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 года N 2111/10).
На основании данного факта ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внес изменение в государственный кадастр недвижимости о ФГБУ культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", как юридическом лице - пользователе лесного участка, с видом разрешенного использования (осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности), вид права пользования (постоянное (бессрочное), но не выносил решение (Акта) об изменении вида разрешенного использования дли заявителя.
На данный момент никаких документов, подтверждающих изменения существенных условий договора в суд не было представлено. Заявитель обязан использовать лесной участок исключительно с тем видом разрешенного использования, указанным в договоре аренды.
В представленных заявителем материалах дела нет документов, подтверждающих внесение изменений на основании указанного постановления в действующий договор аренды.
В соответствии с положениями ст. 70.1 ЛК РФ целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
Согласно ч.5 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с 4.1. ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Согласно ч.2 ст. 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация:
о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
об особо защитных участках лесов, 0б их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
о лесных участках и об их границах;
о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
На основании пункта 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; - проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Таким образом, лесоустройство включают в себя выполнение комплекса мероприятий (работ), результаты которых оформляются соответствующими материалами по каждому из проведенных мероприятий. Так, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года N 516, по результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются: ведомость проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки; описание местоположения границ земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в соответствии: с земельным законодательством; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием территориального.размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков); по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, указанная в приложении 2 к настоящей Инструкции; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием соответствующего подразделения лесов по Целевому назначению и категориям защитных лесов с приведением сведений о pанее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием выделения особо защитных участков лесов; по результатам таксации лесов составляются: таксационные описания (при этом таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений); картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам) и т.д.
Материалы лесоустройства фактически представляют собой документы, содержащие характеристики объекта недвижимости, то есть являются технической документацией и включают в себя обобщающие сведения о землях лесного фонда, содержащиеся в различных материалах.
В этой связи земельные участки в составе лесного фонда учтены в первичной документации - лесоустроительной документации, содержащей уникальные характеристики лесного участка.
Учитывая изложенные нормы, вид разрешенного использования лесного участка определяется на основании данных государственного лесного реестра и лесохозяйственного регламента.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом и данными государственного лесного реестра квартал 41 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" имеет следующие виды разрешенного использования: заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной
деятельности; изыскательские работы.
При этом лесным участком согласно ст. 7 Ж РФ является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В свою очередь предоставленный в аренду ООО "ОблСтройУниверсал" земельный участок с КН 50:11:0050601:23 имеет местоположение: квартал 41 Опалиховского участкового лесничества Иртринского лесничества ГКУ МО "Мособллес", то есть находится в границах Лесничества. Данное обстоятельство подтверждает законность применения в отношении земельного участка с КН 50:11:0050601:23 видов разрешенного использования, предусмотренных дай квартала 41 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес".
В качестве основания для обращения в суд с рассматриваемым заявлением истец указывает потенциальное нарушение прав - возможность заключения Комитетом договора аренды с иным видом разрешенного использования.
В этой связи безосновательным является утверждения заявителя относительно одностороннего изменения договора аренды ввиду отсутствия допустимых доказательств такового.
Исходя из изложенных выше положений ч. 4 ст. 70.1, 87, 91 ЛК РФ именно сведения лесохозяйственных регламентов лесничества, лесопарка, государственных лесных реестров являются основанием для внсенияе свления в ГКН, а не наоборот. Внесенные в лесохозяйственный регламент, в государственный лесной реестр сведения относительно спорного участка в установленном законом порядке не оспорены, не отменены.
В соответствии с содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснениями обязательными основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Изменение вида разрешенного использования участка не влияет на размер арендной платы, вносимой обществом (т. 1 л. д. 35, 45-46). Таким образом, отсутствуют доказательства, что оспариваемые действия повлияли на права и законные интересы общества.
В деле А41-86192/15, на которое ссылается общество имели место иные обстоятельства, в том числе сведения были внесены в ГКН в отсутствие надлежащих документов-оснований, В данном деле такие сведения внесены на основании надлежащих документов (сведения лесохозяйственного регламента, государственного лесного реестра).
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2016 по делу N А41-42889/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42889/2016
Истец: ООО "ОблСтройУниверсал"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ КУЛЬТУРЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА "АРХАНГЕЛЬСКОЕ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области