Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2017 г. N Ф06-20723/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А55-15400/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" - Гайдак М.И., доверенность от 12 января 2017 года,
от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - Кабаева Е.Ф., доверенность от 30 декабря 2016 года N 1-03/2-08-01/16475,
от Администрации г.о. Самара - не явился, извещен,
от Департамента финансов и экономического развития г.о. Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 года по делу N А55-15400/2016 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба"
к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация г.о. Самара
Департамент финансов и экономического развития г.о. Самара
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом изменения предмета исковых требований просило:
1. Признать незаконным отказ Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от 14.06.16 г. исх. N 1-03/2-03-02/666-7 в заключении соглашения о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 04.04.13 г. N 266 на возмещение затрат ООО "Аварийно-диспетчерская служба" на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, пер. Роторный, д. 2, произведенный в 2015 году, в размере 964 440,60 рублей.
2. Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в непредставлении ООО "Аварийно-диспетчерская служба" субсидии из бюджета г.о. Самара субсидии в размере 964.440,60 рублей в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г.
3. Обязать Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара устранить допущенное нарушение права ООО "Аварийно-диспетчерская служба" путем заключения с ООО "Аварийно-диспетчерская служба" соглашения о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлением администрации г.о. Самара от 04.04.13 г. N 266 на возмещение затрат ООО "Аварийно-диспетчерская служба" на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, пер. Роторный, д. 2, произведенный в 2015 году, в размере 964 440,60 рублей, а также предоставления ООО "Аварийно-диспетчерская служба" субсидий в размере 964.440,60 рублей из бюджета г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Администрация г.о. Самара и Департамент финансов и экономического развития г.о. Самара о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 2 по пер. Роторный г.о. Самара от 20.05.2015 между ООО "АДС" и Обществом с ограниченной ответственностью "МегаСтрой-сервис" заключен договор от 01.11.2015 N 01/11 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, переулок Роторный, д. N2.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость работ 964 440,60 руб. в том числе НДС 18%.
Согласно акту ввода в эксплуатацию от 30.11.2015, акту о приемке выполненных работ от 30.11.2015 N АКТ-435 (форма N КС-2) и справке о стоимости выполненных работ от 30.11.2015 N 324 (форма N КС-3) работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома завершены 30.11.2015.
Капитальный ремонт кровли многоквартирного дома включен в титульный список капитального ремонта жилищного фонда Промышленного района городского округа Самара на 2015 год; стоимость ремонта составляет 1 000 000 рублей.
Решением Думы городского округа Самара от 05.12.2013 N 386 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено субсидирование исполнения мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов, главным администратором является Департамент.
Обществом с ограниченной ответственностью "Аварийно-диспетчерская служба" 26.02.2016 за исх. N 82/а в адрес Департамента городского хозяйства и экологии городского округа Самара (далее - Департамент) направлено обращение с приложением соответствующих документов для решения вопроса о предоставлении субсидий на возмещение затрат по осуществлению капитального ремонта кровли многоквартирного дома.
Департаментом в установленные сроки вопрос о предоставлении субсидий не решен.
В рамках досудебного разбирательства 10.05.2016 за исх. N 175/а ООО "Аварийно- диспетчерская служба" в адрес Департамента направлено повторное обращение.
Из письма Департамента от 14.06.2016 исх. N 1-03/2-03-02/6667 следует, что рассмотреть предоставленный пакет документов и заключить соглашение о предоставлении субсидий на возмещение затрат на капитальный ремонт кровли в 2016 году не представляется возможным, в связи с отсутствием бюджетных ассигнований.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 04.04.2013 N 266 утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара (далее - Порядок N 266).
Согласно п. 2 - 4 Порядка N 266 субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе Департаментом в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, утвержденных в установленном порядке Департаменту на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа Самара, включая затраты на выполнение строительно-монтажных работ, проведение обследования, разработку проектной документации и проведение ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирных домов или их элементов, а также иные мероприятия, технологически и функционально связанные с указанными видами работ, включая установку пристроенных (встроенных) источников теплоснабжения с сопутствующей инфраструктурой в рамках реконструкции системы теплоснабжения многоквартирных домов.
Получателями субсидий являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители работ по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара.
Пунктами 5 и 6 Порядка N 266 установлены условия предоставления субсидии и перечень документов, необходимых для ее получения.
Капитальный ремонт кровли многоквартирного дома включен в титульный список капитального ремонта жилищного фонда Промышленного района городского округа Самара на 2015 год; стоимость ремонта составляет 1 000 000 рублей.
Решением Думы городского округа Самара от 05.12.2013 N 386 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено субсидирование исполнения мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов; главным администратором является Департамент.
Суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным довод заявителя о том, что ни одно из оснований, предусмотренных пунктом 11 Постановления N 266 от 04.04.13г., не указано в отказе от 14.06.2016 г.
Основания для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидий из бюджета г.о. Самара юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) указанным лицам затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории г.о. Самара, установлены пунктом 11 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г.:
- непредставление либо представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;
- несоответствие выполненных работ перечню, установленному в пункте 2 настоящего Порядка;
- несоответствие фактически выполненных работ сведениям, указанным в документах, представляемых согласно пункту 6 настоящего Порядка;
- несоблюдение получателями субсидий условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка;
- отсутствие положительного заключения экспертизы актов выполненных работ в части примененных расценок и объемов выполненных работ.
Данный перечень является закрытым.
Основанием для отказа от 14.06.2016 г. исх. N 1-03/2-03-02/666-7 послужил довод Департамента, что лимиты бюджетных ассигнований на мероприятия по капитальному ремонту жилищного фонда городского округа Самара в 2016 году не предусмотрены.
Между тем, данное основание не предусмотрено пунктом 11 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г. Иные основания в отказе от 14.06.2016 г. исх. N 1-03/2-03-02/666-7 отсутствуют.
Таким образом, отказ заинтересованного лица в заключении соглашения о предоставлении субсидии из бюджета г.о. Самара от 14.06.2016 г. исх. N 1-03/2-03-02/666- 7 противоречит закону и нарушает право заявителя на возмещение затрат на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, пер. Роторный, д. 2, произведенный в 2015 году, в размере 964 440,60 рублей, что в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Данный вывод соответствует судебной практике. В Решении Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2016 г. по делу N А55-21954/2015, оставленном без изменения Постановлением АС ПО от 09.08.2016 г., указано: "Суд признает правомерной ссылку заявителя на то, что в Постановлении N 80 от 07.02.2012 и утвержденном им Порядке предоставления субсидий установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий (п. 10 Порядка). При этом, в числе оснований для отказа в предоставлении субсидий, в оспариваемом отказе предусмотренные основания отсутствуют", (абз. 5 л. 16 Решения)".
Суд первой инстанции правомерно также посчитал, что заявитель не нарушил порядок обращения в целях предоставлений субсидии, установленный в пункте 6 Постановления Администрации г.о. Самара от 04.04.2013 г.
В соответствии с п. 6 Порядка в целях получения субсидии заявитель предоставляет документы в срок до 15 ноября текущего финансового года.
Условие о сроке обращения заявителя в целях получения субсидии не изменялось с момента введения в действие первоначальной редакции Постановления г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г. до настоящего времени.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Таким образом, данное условие о сроке распространяется на каждый год действия Постановления N 266 от 04.04.2013 г. и означает, что заявление о предоставлении субсидии не рассматривается в период с 15 ноября по 31 декабря текущего финансового года.
Заявление о предоставлении субсидий на возмещение затрат по осуществлению капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу: г. Самара, пер. Роторный, д. 2 получено Департаментом городского хозяйства и экологии 26.02.2016 г.
Следовательно, заявитель, обратился за предоставлением субсидии до 15 ноября текущего финансового 2016 года и не нарушил порядок, установленный п. 6 Постановления Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г.
В свою очередь, Департамент городского хозяйства и экологии предлагает считать, что текущий финансовый год - 2015 год - год выполнения работ по капитальному ремонту.
Однако Постановление Администрации г.о Самара N 266 от 04.04.2013 г. не содержит оснований для такого понимания правовой нормы.
В то же время нарушение срока обращения за предоставлением субсидии не является основанием для отказа в заключении соглашения согласно п. 11 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г.
Из сложившейся практики правоприменения следует, что заявления о предоставлении субсидии, поступившие после 15 ноября текущего финансового года, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями Постановления Администрации г.о Самара N 266 от 04.04.2013 г.
В приведенных заявителем судебных актах: Постановления АС ПО от 24.02.16. по делу N А55-7182/2015, от 12.01.16. по делу N А55-5976/2015, от 26.01.16. по делу N А55-4578/2015 не было отказано в удовлетворении требования заявителя об оспаривании отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии, хотя во всех случаях заявление было подано после 15 ноября текущего финансового года.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что довод заинтересованного лица об отсутствии ассигнований по капитальному ремонту жилищного фонда в 2016 году не имеет отношения к рассмотрению заявления о предоставлении субсидий в связи с выполнением капитального ремонта в 2015 году.
В соответствии с п. 18 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г., настоящий порядок не предусматривает возврат остатков субсидий, не использованных в текущем финансовом году, поскольку субсидии по настоящему Порядку предоставляются по факту понесенных затрат в связи с исполнением мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара.
Следовательно, в Порядке прямо указано, что при выделении в текущем году субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома, данные денежные средства не могут быть потрачены на иные цели, остаются до момента обращения заявителя и выплачиваются заявителю не зависимо от даты обращения.
В материалы дела представлен титульный список на капитальный ремонт жилищного фонда Промышленного района г.о. Самара на 2015 год по 18 избирательному округу.
Согласно данному титульному списку 2015 года на выполнение работ по разработке проекта и капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: г. Самара, Роторный переулок, д. 2 из бюджета г.о. Самара выделена субсидия в размере 1 000 000 рублей.
Согласно п. 18 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г., данные денежные средства не могли быть потрачены и должны быть выплачены в установленные Порядком сроки заявителю.
Указанный вывод соответствует судебной практике (Постановления АС ПО от 12.01.16. по делу N А55-5976/2015, от 26.01.16. по делу N А55-4578/2015, от 09.08.2016 г. по делу N А55- 21954/2015).
Как указано в п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара N 266 от 04.04.2013 г., предоставление субсидии осуществляется при соблюдении получателями субсидий следующих условий:
- выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации многоквартирных домов на территории городского округа Самара в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными для данного вида работ и являющимися общеобязательными;
- завершение на день обращения с заявлением о предоставлении субсидий одного или нескольких мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации общего имущества многоквартирных домов на территории городского округа Самара: мероприятий по выполнению строительно-монтажных работ, проведению обследования, разработке проектной документации и проведению ее экспертизы в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется их проведение; (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 09 декабря 2013 г. N 1730)
- наличие письменного согласия получателя субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Департаментом жилищно- коммунального хозяйства, органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Все условия, предусмотренные пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самары N 266 от 04.04.2013 г., выполнены заявителем.
Основания для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии, предусмотренные п. 11. Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самары N 266 от 04.04.2013 г., отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара от 14.06.16 г. исх. N 1-03/2-03-02/666-7 в заключении соглашения о предоставлении субсидии и бездействие Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, выразившееся в непредставлении ООО "Аварийно-диспетчерская служба" субсидии из бюджета г.о. Самара в соответствии с Постановлением администрации г.о. Самара от 04.04.13 г. N 266 на возмещение затрат ООО "Аварийно-диспетчерская служба" на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Самара, пер. Роторный, д. 2, произведенный в 2015 году, в размере 964 440,60 руб. являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не рассмотрение по существу вопроса о предоставлении субсидии согласно расчетам общества и принятие оспариваемого отказа, а также непредставление возражений по расчетам в ходе судебного разбирательства не должно повлечь наступление для заявителя негативных последствий в виде повторного рассмотрения его заявления, так как в рамках настоящего дела Департамент, как полноправный участник данного арбитражного процесса, имел реальную процессуальную возможность при наличии заявить против требований общества в части сумм субсидий, заявленных к предоставлению, свои аргументированные возражения, что при отсутствии со стороны суда каких-либо препятствий сделано им по своему волеизъявлению не было.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 года по делу N А55-15400/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15400/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2017 г. N Ф06-20723/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Аварийно-диспетчерская служба"
Ответчик: Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент финансов и экономического развития г.о. Самара