Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2017 г. N Ф07-4780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А66-4054/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 января 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Епифанова К.В. по доверенности от 17.03.2016 N 1Д-88, от ответчика Лагреновой Т.В. по доверенности от 20.05.2016 N 03-23/04303,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Батарина Игоря Борисовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2016 года по делу N А66-4054/2016 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
индивидуальный предприниматель Батарин Игорь Борисович (ОГРНИП 308691314400010, ИНН 691500258349; место жительства: Тверская область, город Осташков) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Тверской области (ОГРН 1046912005953, ИНН 6913008804; место нахождения: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Рудинская, дом 7; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 6) о признании недействительным отказа от 25.02.2016 N 06/30/01430 в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечен Батарин Андрей Игоревич (место жительства: Тверская область, город Осташков).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2016 года по делу N А66-4054/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Батарин И.Б. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительным отказа инспекции от 25.02.2016 N 06/30/01430 в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды в связи с установлением кадастровой стоимости земельных налогов в размере рыночной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
МИФНС N 6 в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Батарин А.И. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, предпринимателю на праве собственности принадлежали земельные участки из земель населенных пунктов, разрешенное использование - под промышленное производство, с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0034, общей площадью 3991,0 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 56в, и с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0035, общей площадью 5193,0 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 56в (стр. 5).
На основании договора дарения от 14.04.2014 N 3 право собственности на указанные земельные участки перешло к Батарину А.И., о чем 22.04.2014 внесены записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (том 1, листы 106- 110).
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" кадастровая стоимость названных земельных участков, установленная исходя из среднего показателя УПКС в квартале, составила соответственно 16 207 650 руб. 55 коп. и 23 704 348 руб. 85 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0034 в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2009, равной 1 256 000 рублей, а также установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:45:08 03 17:0035 в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2009, равной 1 579 000 рублей.
Заявитель, считая, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной влечет пересчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды, обратился в налоговый орган с заявлением от 03.02.2016 (том 1, листы 56) о пересчете величины задолженности перед бюджетом по земельному налогу за период с 01.01.2019 по настоящее время в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков.
Рассмотрев данное заявление, инспекция письмом от 25.02.2016 N 06-30/01430 отказала в пересчете земельного налога (том 1, листы 11-12).
Не согласившись с таким отказом, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования апелляционная инстанция исходит из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 названной статьи.
В соответствии с положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" органом кадастрового учета вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Из объяснений представителя предпринимателя следует, что письмом от 03.02.2016 с учетом решения Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 он просил произвести перерасчет земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2013.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ) установлено право правообладателя оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, такие сведения подлежат использованию для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"), статья 24.18, абзац пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, указанной выше, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Официальной датой вступления в силу Закона N 225-ФЗ в части положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ считается 22 июля 2014 года.
В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков подано предпринимателем 27.06.2014 и рассмотрено судом 23.09.2014, то есть после 22.07.2014.
Следовательно, при расчете земельного налога не имеется правовых оснований для использования установленной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 стоимости земельного участка за период с 01.01.2009 по 31.12.2013.
Ссылка подателя жалобы на необходимость применения в данном случае положений статьи 5 НК РФ оценена и правомерно отклонена судом первой инстанции.
Из положений пункта 3 статьи 5 НК РФ следует, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Между тем внесенные законодателем изменения в пункт 1 статьи 391 НК РФ в этой части не устраняют и не смягчают налоговую ответственность, равно как и не устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Внесенные законодателем изменения в пункт 1 статьи 391 НК РФ направлены на регламентацию порядка определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Положения Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", касающиеся изменений, внесенных в пункт 1 статьи 391 НК РФ, как следует из его содержания, таких норм не содержат.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, пришел к правильному выводу о том, что отказ инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2016 года по делу N А66-4054/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Батарина Игоря Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4054/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2017 г. N Ф07-4780/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Батарин Игорь Борисович, Представитель Батарина Игоря Борисовича - Епифанов Константин Валерьевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Тверской области
Третье лицо: Батарин Андрей Игоревич