г. Москва |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А40-148139/2016 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Расторгуев Е.Б.
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2016 года
по делу N А40-148139/16, принятое судьей Семушкиной В.Н. в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
(ОГРН 1137746982856, 105064, город Москва, улица Старая Басманная, дом 12, корпус 1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, 107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2)
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (АО "ПГК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании убытков в размере 2 970 руб. 33 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 15.11.2016 г. иск удовлетворен в полном объеме.
При этом суд исходил из доказанности факта нарушения ответчиком несвоевременного приема порожнего вагона к перевозке.
ОАО "РЖД" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что в представленной истцом железнодорожной накладной не указаны сведения о дате и времени передачи и приема вагона к перевозке; ответственность перевозчика в виде компенсации убытков в заявленном случае Уставом железнодорожного транспорта не предусмотрена; не доказана вина ответчика в причинении истцу убытков.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с переводом вагона N 74214602 в нерабочий парк сотрудником Красноярского филиала АО "ПГК" 16.05.2016 была создана заготовка электронной транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 со станции отправления Новая-Еловка (Красс. Ж.д.) до станции Иланская (Красс. Ж.д.) в адрес грузополучателя АО "ВРК-1". Однако, транспортная железнодорожная накладная была согласована ответчиком 16.05.2016, а оформлена, то есть вагон был принят к перевозке, лишь 19.05.2016, что привело к убыткам истца, выразившихся в неполученной истцом арендной платы по договору, заключенному с АО "НефтеТрансСервис".
Согласно пункту 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (далее - Правила приема грузов), перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки, либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.
Правила приема грузов устанавливают, что ответчик обязан был согласовать или отклонить заготовку транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 до 07 час. 44 мин. 16.05.2016.
Согласно данным системы ЭТРАН заготовка транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 была согласована ответчиком 16.05.2016 в 05 час. 50 мин., а прием ответчиком порожнего вагона состоялся лишь 19.05.2016 в 12 час. 31 мин.
На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что ответчик существенно нарушил срок согласования/отказа в согласовании заготовки транспортной железнодорожной накладной, а также порядок оформления полных перевозочных документов.
В результате несвоевременного согласования ответчиком заготовки транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 истец понес убытки в размере неполученной арендной платы по договору аренды N 372 от 01.04.2008, заключенному с АО "НТС", из-за сверхнормативного простоя вагона N 50972447 в ожидании согласования перевозки и направления вагона в ремонт.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что в представленной истцом железнодорожной накладной не указаны сведения о дате и времени передачи и приема вагона к перевозке, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, исходя из следующего.
Согласно пункту 22.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 28 "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" до предъявления к перевозке собственного порожнего вагона (группы вагонов) отправитель не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке направляет перевозчику уведомление о предъявлении вагона для перевозки, в котором содержатся сведения о перевозке собственного порожнего вагона (железнодорожные станции отправления и назначения, получатель, цель перевозки) с указанием даты и времени его передачи перевозчику.
В соответствии с абзацем 2 пункта 22.1 Правил перевозчик в течение трех часов после получения уведомления от отправителя собственного порожнего вагона обязан либо согласовать указанные отправителем дату и время приема собственного порожнего вагона для перевозки, либо представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа, в том числе при отсутствии согласованной перевозчиком заявки на перевозку груза в вагоне владельца.
Таким образом, указанные Правила возлагают на ответчика обязанность по согласованию (либо отказу в согласовании) заготовки транспортной накладной в течение трех часов с момента ее получения, независимо от того, через какое время вагон подлежит передаче перевозчику.
Если в течение времени, указанного грузоотправителем в заготовке накладной, ответчик не может принять вагон к перевозке, он отказывает в согласовании заготовки накладной, однако такой отказ должен быть направлен грузоотправителю в течение трех часов с момента получения заготовки транспортной железнодорожной накладной ответчиком.
Истцом во исполнение пункта 22.1 Правил была создана электронная заготовка транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 на перевозку порожнего вагона N 74214602 со станции отправления Новая-Еловка (Красс. Ж.д.) до станции Иланская (Красс. Ж.д.) в адрес грузополучателя АО "ВРК-1".
Согласно пункту 22.1 Правил ответчик обязан был согласовать или отказать в согласовании заготовки транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 в течение трех часов - до 07 час. 44 мин. 16.05.2016.
Вместе с тем, согласно данным из системы ЭТРАН ГВЦ ОАО "РЖД" заготовка транспортной железнодорожной накладной N ЭР695202 была согласована ответчиком 16.05.2016 в 05 час. 50 мин., а прием ответчиком порожнего вагона состоялся лишь 19.05.2016 в 12 час. 31 мин., следовательно, наличие или отсутствие в заготовке транспортной накладной времени передачи вагона перевозчику не имеет для перевозчика значения.
Ссылка на то, что ответственность перевозчика в виде компенсации убытков в заявленном случае Уставом железнодорожного транспорта не предусмотрена, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 06.10.2005 N 30 разъяснил, что договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза.
В настоящем споре истец не заявляет вытекающие из договора перевозки требования о повреждении груза, о нарушении сроков доставки груза, о доборе тарифа в рамках договора перевозки и прочее.
Требования истца о взыскании убытков в настоящем споре основаны на том, что истец понес убытки в связи с незаключением договора перевозки ответчиком в порядке и сроки, прямо предусмотренные законом, таким образом, ссылка ответчика подлежит отклонению.
Согласно абзацу 4 пункта 5 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины и причинно-следственной связи законодательство Российской Федерации возлагает на ответчика.
Истцом в материалы дела представлены бесспорные доказательства несоблюдения ответчиком обязательств по согласованию заготовки транспортной накладной, доказательства вины ответчика в простое вагонов на путях общего пользования, а также состав убытков, понесенных истцом ввиду неправомерных действий ответчика.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2016 года по делу N А40-148139/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148139/2016
Истец: АО "ПГК" в лице Красноярского филиала, АО ПГК
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания- структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания- филиала ОАО "РЖД"