г. Челябинск |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А47-7830/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Ершовой С.Д., Сотниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никкон" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2016 по делу N А47-7830/2016 (судья Пархома С.Т.),
Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Никкон" (далее - ответчик, ООО "Никкон") с исковым заявлением о взыскании 159 740 руб. 00 коп. имущественного ущерба, выразившегося в неисполнении условий договора N 164 от 09.12.2014.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2016 исковые требования удовлетворены, с общества с ограниченной ответственностью "Никкон" в пользу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области взыскана задолженность в сумме 159 740 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Никкон" указывает следующее. Выделенные денежные средства использованы на цели, предусмотренные Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области, согласно порядку, утвержденному Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2014 N 589-п "О дополнительных мероприятиях по содействию занятости населения инвалидов в Оренбургской области" (далее - Порядок). Денежные средства перечислены в 2014 году, пункт договора 2.1.2 не нарушен, поскольку Ганюшкина И.В. и Деревянко А.Н. уволены в следующем финансовом году.
До даты судебного заседания в апелляционный суд поступил отзыв от Министерства. Суд, протокольным определением, руководствуясь статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В своем отзыве Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2014 N 589-п "О дополнительных мероприятиях по содействию занятости населения инвалидов в Оренбургской области" министерство труда и занятости населения Оренбургской области осуществляло предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с оборудованием и предоставлением рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2014 и 2015 годах.
Согласно трудовому договору N 1 от 13.11.2014 общество с ограниченной ответственностью "Никкон" приняло на работу Ганюшкину Инну Владимировну с 13.11.2014 на должность продавец-кассир, инвалида III группы (л.д. 27-28).
Согласно трудовому договору N 2 от 13.11.2014 общество с ограниченной ответственностью "Никкон" приняло на работу Деревянко Алексея Николаевича с 13.11.2014 на должность продавец-кассир, инвалида III группы (общее заболевание) (л.д. 34-35).
19.11.2014 ответчик обратился к истцу с заявкой (л.д. 22) на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам, согласно которому просил предоставить субсидию в сумме 159 740 руб. 00 коп. на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства 2 (двух) незанятых инвалидов и созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к двум рабочим местам по профессии: продавец-кассир, на создание которых приобретено следующее оборудование:
-телевизор -2 шт.;
-планшетный компьютер-2 шт.;
-холодильник-2 шт.,
-решение "Свой магазин" (принтер чеков ЕНВД, сканер штрих-кодов,-программное обеспечение АТОЛ) -2 шт.;
-стойка Ресепшн-1 шт.
В подтверждение приобретения данного оборудования в материалы дела представлены копии: товарного чека N 67 от 29.10.2014 на сумму 30 940 руб., счета на оплату N 77 от 23.10.2014, квитанции от 27.10.2014, товарной накладной от 27.10.2014 на сумму 43 800 руб., счета-фактуры от 27.10.2014, договора купли-продажи N 1 от 15.102014, спецификации к договору купли-продажи от 15.10.2014 на сумму 85 000 руб., квитанции к приходному кассовому ордеру от 15.10.2014, товарной накладной от 15.10.2014, счета -фактуры от 15.10.2014 на сумму 85 000 руб., договора купли-продажи N 2 от 05.11.2014; спецификации к договору купли-продажи N 2 от 05.11.2014; квитанции к приходному кассовому ордеру от 15.10.2014; товарной накладной от 05.11.2014, счета-фактуры от 05.11.2014 на сумму 85 000 руб. Общая сумма приобретенного имущества составила 244 740 руб.
На основании указанных документов, а также пояснительной записки от 28.11.2015 (л.д. 26), подтверждающих приобретение оборудования для создания двух рабочих мест для инвалидов и заключения трудовых договоров с работниками Деревянко А.Н. и Ганюшкиной И.В. для получения указанных субсидий, между Министерством труда и занятости населения Оренбургской области (министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Никкон" (работодатель) заключен договор N 164 от 09.12.2014 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области и созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим места (л.д. 56-60), по условиям которого Министерство обязуется предоставить в 2014 году субсидию на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) двух рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам в размере 159 740 руб. 00 коп., в том числе 151 753 руб. 00 коп. за счет средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета и 7 987 руб. 00 коп. за счет средств областного бюджета Оренбургской области, а Работодатель обязуется соблюдать условия, цели и порядок предоставления субсидии (п. 1.1 договора).
Работодатель обязан соблюдать условия предоставления субсидии (п. 3.1.1), обеспечить сохранение рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида и не допускать расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение указанного срока (п. 3.1.2. договора).
В случае увольнения инвалида с созданного рабочего места в течение десяти рабочих дней уведомить об этом центр занятости и трудоустроить на освободившееся место другого незанятого инвалида соответствующей категории и представить в центр занятости сведения о его трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства либо зарезервировать данное рабочее место для последующего трудоустройства инвалида (п. 3.1.4. договора).
В случае выявления факта несоблюдения условий предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4.1 договора).
В ходе проверки 16.09.2015, результаты которой зафиксированы в акте проверки выполнения условий по договору о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области и созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам от 16.09.2015 (л.д. 62), установлено, что по указанному адресу: г. Новотроицк, ул. Советская, д. 84 и г. Орск, ул. Ленина, д. 25 рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов ликвидированы, оборудование отсутствует, инвалиды на рабочих местах не работают.
Приказами N 21 от 27.03.2015, N 20 от 10.03.2015 работники Ганюшкина И.В. и Деревянко А.Н. уволены по собственному желанию (л.д. 64, 65).
Уведомлением N 007 от 16.09.2015 общество с ограниченной ответственностью "Никкон" сообщило, что адрес организации изменен: 462359,Оренбургская область, г. Новотроицк, пер.8 Марта, д. 6 кв. 11, кроме того, ответчик указал, что в связи с убыточностью предприятия и отсутствия финансовых средств на обеспечения дальнейшей работы торговая точка закрыта, деятельность приостановлена (л.д. 63).
Истцом в адрес ответчика 19.11.2015 направлено уведомление N 14/5124/03-31-09 (л.д. 73), согласно которому в связи с невыполнением п.3.1.2. и п. 4.1 договора от 09.12.2014 просит ответчика осуществить возврат субсидии, перечисленной платежными поручениями N 518080 от 10.12.2014 и N 613095 от 11.12.2014 в сумме 159 740 руб. 00 коп. по указанным в уведомлении реквизитам.
Поскольку ответчиком претензия не была удовлетворена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление, сделал выводы о том, что ответчиком созданные рабочие места для незанятых инвалидов не были сохранены в течение 12 месяцев, а после увольнения Ганюшкиной И.В. и Деревянко А.Н. не были приняты другие незанятые инвалиды соответствующей категории.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2014 N 589-П, устанавливается, что финансовое обеспечение дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области на 2014 и 2015 годы, включающих в себя содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам, является расходным обязательством Оренбургской области и осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству труда и занятости населения Оренбургской области, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета на эти цели.
В соответствии с Порядком устанавливается процедура предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (далее - работодатели) на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в Оренбургской области, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, и созданием инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам (далее - субсидия).
В течение семи рабочих дней после принятия решения о предоставлении работодателю субсидии между министерством и работодателем заключается договор о предоставлении субсидии, предусматривающий в том числе сохранение работодателем рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида (пункт 17 Порядка).
В соответствии с пунктом 19 Порядка в случае выявления факта несоблюдения условий предоставления субсидии соответствующие средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Министерство в месячный срок с момента установления фактов несоблюдения условий при предоставлении субсидии направляет работодателю письменное уведомление о возврате субсидии в областной бюджет с указанием оснований ее возврата.
При получении уведомления о возврате субсидии средства субсидии в течение пятнадцати календарных дней подлежат возврату работодателем на единый счет областного бюджета.
В случае отказа работодателем от возврата указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в судебном порядке.
Исполнение обязательств по предоставлению Министерством субсидии не оспаривается ответчиком.
Исполнение обязательств по созданию ответчиком рабочих мест во исполнение условий заключенного договора подтверждается заключением с Ганюшкиной И.В. (инвалидом III группы) и Деревянко А.Н. (инвалидом III группы) трудовых договоров.
Так, Ганюшкина И.В. принята на работу 13.11.2014 (в соответствии с трудовым договором N 1 от 13.11.2014), а уволена 27.03.2015 (согласно приказу об увольнении), проработав 4 месяца; Деревянко А.Н. принят на работу 13.11.2014 (в соответствии с трудовым договором N 2 от 13.11.2014), а уволен 10.03.2015 (согласно приказу об увольнении), проработав около 4 месяцев.
В соответствии с уведомлением ООО "Никкон" N 007 от 16.09.2015, в связи с убыточностью предприятия и отсутствием финансовых средств на обеспечения дальнейшей работы, торговая точка закрыта, деятельность приостановлена (л.д. 63).
В соответствие с пунктом 3.1.2 работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства инвалида и не допускать расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение указанного срока (п. 3.1.2. договора).
В случае увольнения инвалида с созданного рабочего места в течение десяти рабочих дней уведомить об этом центр занятости и трудоустроить на освободившееся место другого незанятого инвалида соответствующей категории и представить в центр занятости сведения о его трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства либо зарезервировать данное рабочее место для последующего трудоустройства инвалида (п. 3.1.4. договора).
Доказательств подачи сведений о потребности в работниках в Центр занятости ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, ответчик в нарушение условий договора, свои обязательства не исполнил.
Ответчиком не представлено доказательств того, что им обеспечена занятость двух инвалидов в течение 1 года.
В данном случае нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставленная истцом субсидия в размере 159 740 руб. 00 коп. израсходована ответчиком по целевому назначению, опровергается на основании вышеизложенного, поскольку целью предоставления субсидии является именно обеспечение занятости инвалидов, что ответчиком не было достигнуто.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что полученные работодателем средства израсходованы не по целевому назначению, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Указание ответчика на то, что, в соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора, оборудование (оснащение или дооснащение) рабочего места и трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные рабочие места должно быть осуществлено в текущем финансовом году, не опровергает допущенные нарушения ответчиком требований пунктов 3.1.2, 3.1.4 договора о сохранении созданного рабочего места не менее 12 месяцев, и уведомления центра занятости в случае освобождения такого рабочего места.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2016 по делу N А47-7830/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никкон" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Никкон" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7830/2016
Истец: Министерство труда и занятости населения Оренбургской области
Ответчик: ООО "Никон"