Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2017 г. N Ф05-5386/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А41-30175/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Семья": Остафьев В.Б. по доверенности от 10.01.2017; генеральный директор Сапрыкин А.Ю. по протоколу общего собрания от 14.10.2014;
от администрации городского округа Балашиха Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семья" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.09.2016 по делу N А41-30175/16, принятое судьей Гейц И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Семья"
к администрации городского округа Балашиха Московской области
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО "Семья" (далее - заявитель, общество, ООО "Семья") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Балашихи Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 24.04.2015 N СП-2432-15 об аннулировании Разрешения N 436 от 07.08.2013 на установку рекламной конструкции на территории городского округа Балашиха Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2016 года по делу N А41-30175/16 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 135-138).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации городского округа Балашиха Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Семья" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.08.2013 администрацией городского округа Балашиха Московской области обществу было выдано разрешение на установку рекламной конструкции N 436 по адресу: Московская область, г. Балашиха, 250-м северо-восточнее пересечения автомобильной дороги М7 "Волга" и Объездного шоссе сроком до 06.08.2018.
24.04.2015 администрацией городского округа Балашиха Московской области вынесено решение N СП-2432-15 об аннулировании разрешения от 07.08.2013 N 436 на установку рекламной конструкции на территории городского округа Балашиха Московской области, поскольку данное разрешение выдано с нарушением п. 5.1, п. 5.6, п. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" и выдано предписание о демонтаже указанной рекламной конструкции.
Полагая, что указанное выше постановление администрации городского округа Балашиха Московской области является незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Семья" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно п. 5.1. ст. 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Согласно п. 1.6 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Балашиха, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 21.11.2014 N 7/31 (действовавшего на момент вынесения оспариваемого решения), установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляются на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (приложение N 1 к настоящему Положению), выданного администрацией городского округа Балашиха в порядке, предусмотренном настоящим Положением (л.д. 105-121).
В соответствии п. 1.6, 1.7 Положения о порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Балашиха, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 26.04.2013 N 51/436 (л.д. 104) (действовавшим в момент выдачи разрешения N 436 от 07.08.2013 на установку рекламной конструкции) установка объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Балашиха осуществляется на основании:
- разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого администрацией городского округа Балашиха в порядке, предусмотренном административным регламентом "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха" (приложение 1 - не приводится);
- паспорта согласования размещения информационной конструкции (далее - паспорт), выдаваемого администрацией городского округа Балашиха в порядке, предусмотренном настоящим Положением (приложение 2 - не приводится).
Установка и эксплуатация объекта наружной рекламы и информации на земельных участках, зданиях, сооружениях, находящихся в собственности городского округа Балашиха, осуществляется собственниками рекламных и информационных конструкций на основании договора с администрацией городского округа Балашиха в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, исходя из имеющихся в деле доказательств, спорная рекламная конструкция расположена на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности.
При этом договор с администрацией на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции у общества отсутствует, рекламная конструкция не внесена в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха.
Согласно пп. 5 п. 18 ст. 19 Закон о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм законодательства о рекламе в их взаимосвязи суд первой инстанции правильно указал, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право аннулировать ранее выданные разрешения в случае нарушения требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 Закон о рекламе.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что предписание администрации от 24.04.2015 N 296 (л.д. 63) о демонтаже рекламной конструкции, обществом в судебном порядке не оспаривалось.
Арбитражный апелляционный суд также согласен с выводом суда первой инстанции об отклонении довода заявителя о том, что земельный участок, на котором размещена спорная рекламная конструкция, принадлежит обществу на праве аренды.
Как следует из материалов дела, 01.11.2011 между администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и ООО "Семья" (арендатор) заключен договор N 1486, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, подлежащей разграничению, площадью 0,2134 га, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 50:15:0010301:68, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, северо-восточнее пересечения автодороги М7 "Волга" и Объездного шоссе, вид разрешенного использования "для строительства и размещения комплекса придорожного сервиса", с учетом ограничений (обременении) в использовании земельного участка. Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования (л.д. 42-44).
При этом данный договор аренды не содержит условий о возможности размещения на рассматриваемом участке рекламных конструкций.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу части 9 названной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Порядок установки рекламной конструкции регламентирован статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно пп. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок и процедуру выдачи таких разрешений.
В соответствии с п. 6.1 Решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 26.04.2013 N 51/436 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Балашиха" (далее - Решение), действовавшего на момент выдачи разрешения N 436 от 07.08.2013, предоставление муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций" осуществляется администрацией городского округа Балашиха в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг населению городского округа Балашиха (далее - МФЦ).
Пункт 6.4. Решения от 26.04.2013 N 51/436 содержит перечень документов необходимых для получения разрешения на установку объекта наружной рекламы среди которых указаны также документы, подтверждающие факт оплаты государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции (предоставляются в случае принятия положительного решения уполномоченным органом о выдаче разрешения).
При этом к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций прилагаются документы, предусмотренные частью 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ.
Из материалов дела следует, что заявление ООО "Семья" на установку рекламной (информационной) конструкции на территории городского округа Балашиха от 29.04.2013 не соответствует вышеуказанным требованиям Решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 26.04.2013 N 51/436, а именно: не содержит документов подтверждающих факт уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что разрешение N 436 от 07.08.2013 на установку рекламной конструкции выдано обществу с нарушением вышеуказанных требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 26.04.2013 N 51/436 "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Балашиха", действовавшего на момент выдачи разрешения.
Кроме того, оспариваемое решение администрации вынесено на основании Протеста Балашихинской городской прокуратуры от 15.04.2015 N 250ж-2015 (л.д. 65-67) об отмене разрешения N 436 от 07.08.2013 на установку рекламной конструкции, из которого следует, что данное разрешение противоречит требованиям действующего законодательства и выдано с нарушением п. 5.1, п. 5.6, п. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе".
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано обоснованно.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2016 года по делу N А41-30175/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30175/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2017 г. N Ф05-5386/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СЕМЬЯ"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха Московской области