Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2017 г. N Ф09-2466/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А50-14137/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Трефиловой Е.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом": не явились;
от заинтересованного лица Администрация города Перми: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 октября 2016 года по делу N А50-14137/2016,
принятое судьей Вшивковой О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993)
к Администрации города Перми (ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635)
о признании незаконным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - заявитель, ООО "ГУЖФ") обратилось в Арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным отказа Администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, а также просит обязать Администрацию города Перми установить дифференцированный размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обслуживаемого заявителем.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.10.2016 требования удовлетворены в полном объеме; отказ Администрации города Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации признан незаконным как не соответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации, суд обязал Администрацию города Перми устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Главное управление жилищным фондом".
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, Администрацией города Перми принято постановление от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми".
ООО "ГУЖФ" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 рассмотрение апелляционной жалобы Администрации города Перми назначено на 26.01.2017. В судебном заседании, состоявшемся 26.01.2017, в виду отсутствия в материалах дела дополнительных соглашений и технический соглашений к договору управления жилищным фондом, технической или иной документации, позволяющей установить вид жилищного фонда (общежитие или др.) суд апелляционной инстанции определил отложить судебное заседание на 21.02.2016.
Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 об отложении рассмотрения дела вынесено в составе судей Варакса Н.В., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.
21.02.2017 судья Риб Л.Х. отсутствует ввиду пребывания в отпуске, в связи с чем на основании п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 произведена замена судьи Риб Л.Х. на судью Трефилову Е.М.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ГУЖФ" в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми было направлено письмо от 19.05.2016 N 941-ЖФ "Об установлении размера платы на содержание жилого помещения", которым со ссылкой на ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ заявитель направил расчеты стоимости на управление многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (МКД) по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Норильская, 9а (коридорного типа), ул.Норильская, 9а (квартирного типа), ул. Норильская, 13а, и просил установить дифференцировано для каждого многоквартирного дома размер платы, на основании представленных расчетов, на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования г. Пермь, переданного в управление и обслуживание ООО "ГУЖФ".
В ответ на данное обращение Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми в адрес ООО "ГУЖФ" направлено письмо от 31.05.2016 N СЭД-04-04-40-И-42, в котором указано следующее:
"Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
По информации, представленной Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми, объекты недвижимости по адресам: г. Пермь, ул. Норильская, 9а, общей площадью 478,3 кв.м; ул. Норильская, 9а, общей площадью 778,45 кв.м; ул. Норильская, 13а, общей площадью 1690,10 кв.м в реестре муниципального имущества не числятся.
В соответствии с ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Таким образом, установление размера платы за содержание вышеуказанных помещений не относится к компетенции органом местного самоуправления города Перми.
Также указано, что на территории муниципального образования г.Перми, в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяется размер платы за содержание жилого помещения, установленный постановлением Администрации города Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми".
ООО "ГУЖФ", полагая, что данный отказ Администрации города Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, является необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Из материалов дела следует, что согласно п. 2.5 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ООО "ГУЖФ" (управляющая организация), приложениями к данному договору является в том, числе, Приложение N 2-5 Перечень услуг по содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации; Приложение N 2-10 Протокол согласования цены стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого уполномоченным представителем заказчика управляющей организации.
В п. 3.1.6 данного договора указано, что управляющая организация обязана принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора.
В п. 4.1.1 данного договора установлено, что управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального фонда на основании Приложения N 2-10 к договору.
Протоколом согласования цены стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (приложение N 2-10 к договору управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05) установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества домов, в том числе: домов по адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Норильская, 9а в комнатах коридорного типа в размере 31,96 рублей/кв.м., в комнатах квартирного типа по этому же адресу 18,49 рублей/кв.м; дома по адресу Пермский край, ул. Норильская, 13а в размере 18,49 руб/кв.м в соответствии с постановлением Администрации г.Перми от 08.07.2015 N 445.
Таким образом, собственником данного жилищного фонда (Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации) принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в данных домах.
В связи с чем в оспариваемом отказе со ссылкой на ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации обоснованно указано на отсутствие у Администрации города Перми оснований для установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в указанных выше домах.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что представленное ООО "ГУЖФ" в суд апелляционной инстанции дополнительное соглашение N 18 от 06.10.2016 о внесении изменений в Приложение N 2-10 к договору к техническому соглашению договора управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, не опровергает данные обстоятельства и не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа, поскольку данное дополнительное соглашение заключено после направления в адрес ООО "ГУЖФ" письма от 31.05.2016 N СЭД-04-04-40-И-42.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов, в том числе, технических паспортов, следует, что указанные здания являются общежитиями (квартирного и коридорного типа).
В рассматриваемом случае ООО "ГУЖФ", обращаясь в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми (письмо от 19.05.2016 N 941-ЖФ "Об установлении размера платы на содержание жилого помещения"), ссылалось на ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрено, что порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что каких-либо документов, подтверждающих, что спорные общежития не относятся к общежитиям, указанным в ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, ООО "ГУЖФ" ни при обращении в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, ни при рассмотрении дела в арбитражном суде не представило.
В связи с чем в оспариваемом отказе указано на отсутствие у Администрации города Перми оснований для установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, предусмотренных ч. 6 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что постановлением Администрации г. Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми" установлен размер платы за содержание, в котором предусмотрен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе для нанимателей, в зависимости от технических характеристик многоквартирных домов. Доказательств того, что спорные многоквартирные дома по техническим характеристикам не подпадают ни под одну из предусмотренных указанным нормативным актом категорию, в материалы дела не представлено. Суд апелляционной инстанции отмечает, что действующее законодательство не предусматривает обязанности органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание жилого помещения для каждой управляющей организации и в отношении каждого конкретного дома.
В связи с чем в оспариваемом отказе указано на отсутствие у Администрации города Перми оснований для установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для ООО "ГУЖФ", так как постановлением Администрации г. Перми от 08.07.2015 N 445 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в городе Перми" размер платы за содержание установлен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу том, что оснований для удовлетворения заявленных ООО "ГУЖФ" требований о признании незаконным отказа Администрации города Перми в установлении платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения по договорам найма жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, а также об обязании установить дифференцированный размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, обслуживаемого заявителем, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 октября 2016 года по делу N А50-14137/2016 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.М.Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14137/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 мая 2017 г. N Ф09-2466/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Главное управление жилищным фондом", ООО "Главное управление жилищным фондом", в лице обособленного подразделения "Пермское"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ