город Ростов-на-Дону |
|
02 марта 2017 г. |
дело N А53-28882/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЮгСервис" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2017 по делу N А53-28882/2016, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройЮгСервис" к межрайонному отделу N 5 административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройЮгСервис" (далее - ООО "СтройЮгСервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к межрайонному отделу N 5 административной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2016 N Т-00737-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что директор не смог присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении. Представитель общества по доверенности, направленный для представления недостающих документов по делу, не имел полномочий давать объяснения по существу правонарушения. Выявленные нарушения имели место на земельном участке, находящемся в собственности администрации г. Таганрога. Вместе с тем руководством ООО "СтройЮгСервис" незамедлительно организован вывоз мусора с территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому.
В отзыве административная инспекция не согласилась с доводами общества, просила решение суда оставить без изменения.
В силу статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 АПК РФ.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки в 13 час. 53 мин. 03.08.2016 по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-ж, юридическое лицо - ООО "СтройЮгСервис", являясь лицом ответственным за содержание многоквартирного дома по указанному адресу, не организовало:
- должным образом сбор твердых бытовых отходов посредством контейнерных площадок, которые должны быть эстетически выполнены и иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов;
- должным образом сбор и временное хранение крупногабаритных отходов (отсутствуют бункер накопитель);
- установку у входов в подъезды урн для мусора;
- должное содержание фасадов (на фасаде имеются объявления);
- содержание территории (имеются навалы строительного мусора);
- покос травяной растительности и удаление карантинной растительности (на территории имеются заросли амброзии);
- освещение номерного знака, что является нарушением п. 13 ч. 12 ст. 4, ст. 5, ст. 8, ст. 13, п. 2 ч. 4 ст. 16, ст. 25, ст. 26, ст. 29, Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы от 29.12.2014 N 48.
Указанные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.08.2016, фототаблице.
По факту выявленных нарушений 08.08.2016 в отношении ООО "СтройЮгСервис" составлен протокол об административном правонарушении N Т-00737-16 по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Постановлением от 28.09.2016 N Т-00737-16 ООО "СтройЮгСервис" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 АПК РФ, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 000 до 80 000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет повторное или последующее в течение года нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Вопросы благоустройства являются вопросами местного значения и согласно статье 1 Правил благоустройства и территории муниципального образования "Город Таганрог", утверждённых решением городской Думы г. Таганрога от 29.12.2014 N 48 (далее - Правила благоустройства) направлены на повышение уровня благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" и создание благоприятной для жизни и здоровья людей среды обитания.
Согласно п. 13 ч. 12 ст. 4 Правил благоустройства на территории города Таганрога запрещается размещать афиши, объявления, плакаты, штендеры и другие материалы информационного и агитационного характера вне специально отведенных для этих целей мест.
В соответствии со ст. 5 Правил благоустройства содержание и уборка территории города Таганрога осуществляются собственниками земельных участков, если иное не определено законом или договором.
Из материалов дела следует, что ООО "СтройЮгСервис" является лицом ответственным за содержание многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-ж, на основании договора управления многоквартирным жилым домом.
Согласно ст. 8 Правил благоустройства для предотвращения засорения улиц, площадей и других мест общего пользования мусором на территории города Таганрога устанавливаются урны у входов: в объекты торговли и общественного питания, другие учреждения общественного питания, жилого фонда, медицинские учреждения, школы, детские дошкольные учреждения, сооружения транспорта (вокзалы), рынках, парках, площадях, оживленных улицах, на остановках городского пассажирского транспорта и в других местах массового посещения населения - на расстоянии не более 40 метров одна от другой; на других улицах и территориях общего пользования - на расстоянии не более 100 м одна от другой.
За содержание урн в чистоте и их установку несут ответственность лица, указанные в статье 5 настоящих Правил (далее также - ответственные лица).
Урны должны содержаться ответственными лицами в исправном и опрятном состоянии, очищаться от мусора по мере его накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В соответствии со ст. 13 Правил благоустройства весенне-летняя уборка территории производится с 15 апреля по 15 октября с целью обеспечения поддержания и улучшения санитарно-эстетического состояния территории города, ликвидации загрязненности, запыленности и замусоренности соответствующих территорий и предусматривает мойку, полив, подметание проезжей части улиц, тротуаров, площадей, уборку других объектов благоустройства, покос растительности.
Покос растительности на территориях общего пользования осуществляется на основании ежегодно заключаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 2 ст. 16 Правил благоустройства территории общего пользования, придомовые территории, территории организаций, учреждений, а также номерные знаки общественных и жилых зданий, дорожные знаки и указатели, элементы городской информации и витрины должны освещаться в темное время суток.
В соответствии со ст.ст. 25, 26 Правил благоустройства на территории города Таганрога сбор твердых бытовых отходов осуществляется, в том числе посредством контейнерных площадок (с размещением металлических, пластиковых, контейнеров заглубленного типа и иных).
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортирование, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Вывоз твердых бытовых отходов, а также крупногабаритных отходов осуществляется собственниками таких отходов самостоятельно путем самовывоза в соответствии с нормами накопления на городской полигон или посредством специализированных организаций путем заключения договора.
Площадки для установки мусоросборных контейнеров - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), должны быть эстетически выполнены и иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов. Данные площадки должны соответствовать требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и удобства для образователей отходов.
Контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, ограниченное бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, иметь свободный подъездной путь для автотранспорта, освещение около площадок. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-1 0 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
Контейнеры на контейнерных площадках должны находиться в технически исправном состоянии и должны быть окрашены.
Окраска всех металлических контейнеров должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
Контейнерные площадки содержатся за счет средств лиц, указанных в статье 5 настоящих Правил, их силами или с привлечением иных лиц на основе договоров.
Размещение контейнерных площадок производится по инициативе заказчика услуги по вывозу отходов.
Место для установки контейнеров на территории многоквартирных жилых домов определяется на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Место размещения контейнерной площадки, соответствующее требованиям санитарных норм в части разрыва до жилья, согласовывается Администрацией города Таганрога и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.
В районах сложившейся застройки, при невозможности соблюдения нормативного разрыва места временного хранения отходов до жилья, согласование размещения контейнерной площадки производится комиссионно с участием представителей заказчика услуги по вывозу отходов, организации, с которой (будет) заключен договор на сбор и вывоз отходов (при наличии), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога, УЖКХ г. Таганрога.
Количество контейнеров, установленных на контейнерных площадках, определяется исходя из численности жителей, пользующихся контейнерами, сроков хранения отходов и норм накопления.
При временном хранении отходов в контейнерах на контейнерных площадках должно быть исключено их загнивание и разложение.
Предельный срок хранения отходов в холодное время года (при температуре -5 и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при температуре свыше +5) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Уборка контейнерных площадок должна осуществляться ежедневно.
Установка контейнеров заглубленного типа проводится при обязательном согласовании места установки с владельцами сетей инженерно-технического обеспечения.
На территории города Таганрога не допускается:
1) производить выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из контейнеров, а также из мусоровозного транспорта;
2) сжигать отходы в контейнерах и на контейнерных площадках.
Согласно ст. 29 Правил благоустройства сбор крупногабаритных отходов производится на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители.
Бункеры-накопители размещаются на территории, непосредственно прилегающей к обустроенным контейнерным площадкам и имеющей твердое покрытие.
Бункеры-накопители устанавливаются и содержатся за счет средств лиц, указанных в статье 5 настоящих Правил.
На территории многоквартирного дома бункер-накопитель устанавливается по решению собственников многоквартирного дома.
При бесконтейнерном "поквартирном" способе сбора отходов вывоз крупногабаритных отходов производится собственниками таких отходов самостоятельно, а при наличии заключенного договора со специализированной организацией - на основании соответствующей заявки, поданной в специализированную организацию.
Запрещается сбрасывать крупногабаритные отходы и строительный мусор в контейнеры для сбора твердых бытовых отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов организуется по мере их накопления, но не реже 1 раза в неделю.
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки установлено, что 03.08.2016 по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-ж, юридическое лицо - ООО "СтройЮгСервис", являясь лицом ответственным за содержание многоквартирного дома по указанному адресу, не организовало должным образом:
- сбор твердых бытовых отходов посредством контейнерных площадок, которые должны быть эстетически выполнены и иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию и своевременное удаление отходов;
- сбор и временное хранение крупногабаритных отходов (отсутствуют бункер накопитель);
- установку у входов в подъезды урн для мусора;
- должное содержание фасадов (на фасаде имеются объявления);
- содержание территории (имеются навалы строительного мусора);
- покос травяной растительности и удаление карантинной растительности (на территории имеются заросли амброзии);
- освещение номерного знака, что является нарушением вышеуказанных Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы от 29.12.2014 N 48.
Факт совершения выявленных нарушений подтверждается актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.08.2016, сведениями о находящихся под управлением общества многоквартирных домах, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 08.08.2016 N Т-00737-16.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения обществом Правил благоустройства в силу чрезвычайных обстоятельств, не зависящих от воли юридического лица, в материалах дела отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-ж, расположен многоквартирный дом, в связи с чем по данному адресу контейнерная площадка располагаться не может.
Вместе с тем земельный участок по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-у, на котором выявлены нарушения, принадлежит администрации города Таганрог.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод несостоятельным, поскольку согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам многоквартирный дом расположен по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-ж, на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0004524:72.
Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 61:58:0000000:39729, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-у. Посредством земельного участка по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. 1-й Новый, 26-у, обеспечен доступ, в том числе к земельному участку с кадастровым номером 61:58:0004524:72, на котором расположен многоквартирный жилой дом, находящийся под управлением общества.
Кроме того, выявленные нарушения заключаются не только в несоблюдении требований к содержанию конкретной придомовой территории, но и в неорганизации сбора и временного хранения крупногабаритных отходов, невыполнении требований об установке урн, необеспечении должного содержания фасадов и надлежащего освещения номерного знака многоквартирного дома, находящегося под непосредственным управлением ООО "СтройЮгСервис".
Действия общества квалифицированы по части 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в связи с повторным совершением правонарушения согласно постановлению от 29.06.2016 N Т-00514-16.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Довод общества о том, что представитель общества по доверенности Гомонова А.А., направленный для представления недостающих документов по делу, не имел полномочий давать объяснения по существу правонарушения, является необоснованным.
Согласно статье 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Соответствующие положения содержатся в разъяснениях Пленума ВАС РФ, изложенных в абзаце 4 пункта 24 постановления от 02.06.2004 N 10, в которых указано, что КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Вместе с тем объяснения представителя общества, данные при рассмотрении дела, не имеют решающего значения для подтверждения существенных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2017 по делу N А53-28882/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28882/2016
Истец: ООО "СТРОЙЮГСЕРВИС"
Ответчик: Административная инспекция РО Таганрогский межрайонный отдел, Административная инспекция Ростовской области Таганрогский межрайонный отдел
Третье лицо: Административная инспекция Ростовской области