г. Владимир |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А43-15560/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Большаковой О.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2016 по делу N А43-15560/2016, принятое судьей Дроздовой С.А.,
по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449, г. Нижний Новгород, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", ОГРН 1025202199791, ИНН 5254001230, Нижегородская обл., г. Саров,
о внесении изменений в договор,
при участии: от истца (заявителя) - Додоновой М.Е. по доверенности N 340 от 17.11.2016 (сроком действия 1 год);
от ответчика - Горбунова С.М. по доверенности N 2036/21Д от 30.12.2016 (сроком действия до 31.12.2017),
установил.
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 431 от 14.05.2010: пункт 6 договора дополнить п.п. 6.1., приложение N 4 договора дополнить приложениями N 4/2-4/3.
Решением от 10.10.2016 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что минимальный размер арендной платы является нормативно регулируемой, должен определяться в соответствии с постановлением Правительства РФ N 310.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение считает незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГУП "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определением суда от 19.12.2016.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 мая 2010 года между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" на основании протокола N 1 от 29 апреля 2010 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, был заключен договор аренды лесного участка N 431, по которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 4,9133 га, являющийся частью участка с кадастровым номером 52:50:000000:0008 площадью 32264,0 га,
местоположение: Нижегородская область, Шатковское районное лесничество, Шатковское участковое лесничество, квартал 86, выделы 3 часть, 4, 28, 31 часть, 32.
Лесной участок передан арендатору согласно акту приема-передачи от 24 мая 2010 года.
Договор зарегистрирован 05 июля 2010 года. Срок действия договора до 14 мая 2059 года.
Пунктом 6 договора установлено, что размер арендной платы составляет 273 576 руб. в год.
Пунктом 9 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению Арендодателем в одностороннем порядке при изменении Правительством Российской Федерации коэффициента индексации ставок платы за единицу площади лесного участка в части минимальных ставок платы за пользование лесными участками, а также при изменении площади арендуемого лесного участка или установлении иных
ставок платы (новых или дополнительных).
Цели и объемы использования лесов на арендуемом участке предусмотрены Приложением N 3 к договору, участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года N 90 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 N 50" в результате реорганизации министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения создан Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 установлены ставки платы за единицу объема ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно примечанию, к таблице 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 (далее - Постановление N 310) при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:
а) коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов:
в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2;
в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5;
в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5;
в отношении зеленых зон, лесопарков - 1;
в отношении эксплуатационных лесов - 0,5;
б) коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние:
от 0 до 1 километра включительно - 3,5;
от 1 до 2 километров включительно - 3;
от 2 до 3 километров включительно - 2,5;
свыше 3 километров - 0,5;
в) коэффициент, учитывающий площадь лесного участка:
до 0,1 гектара включительно - 0,5;
от 0,1 до 0,3 гектара включительно - 0,8;
свыше 0,3 гектара - 1;
г) коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских
оздоровительных лагерей - 0,1.
Лесной участок, предоставленный в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики", был отнесен по целевому назначению к защитным лесам.
При определении размера арендной платы по договору аренды лесного участка N 431 от 14 мая 2010 года, согласно справке-расчету (л.д.50), начальная цена была определена без применения коэффициента 2,0 в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах.
Согласно акту проверки РОСЛЕСХОЗА N 16 от 3 июля 2015 года в отношении договора аренды лесного участка N 431 от 14 мая 2010 года, было выявлено нарушение, выразившееся в неприменении коэффициента, а именно к площади 3,1 га не был применен коэффициент "2", предусмотренный в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах, в связи с чем арендная плата была занижена.
Выданным Департаменту предписанием N 16/2015 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Нижегородской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности" указано на необходимость обеспечения перерасчета арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений и внесения соответствующих изменений в указанные договоры.
В целях исполнения предписания Рослесхоза и устранения нарушений Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области было подготовлено дополнительное соглашение, предусматривающее приведение арендной платы в соответствие с требованием законодательства.
Отказ ответчика в подписании дополнительного соглашения послужил истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Основания изменения и расторжения договора определены в статье 450 Гражданского кодекса РФ, согласно которой изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились
настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не
допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации была введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014 и действовавшая на момент возникновения
спора), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств
возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела, а именно таксационного описания, составленного по состоянию на 01.01.07 (л.д.35-36) следует наличие особо защитных участков на арендуемом лесном участке на момент проведения аукциона и заключения договора аренды.
В связи с этим оснований для внесения изменений в договор аренды не имеется в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены, поскольку указанные истцом обстоятельства не могут служить основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.10.2016 по делу N А43-15560/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15560/2016
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области г. Н.Новгород
Ответчик: ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8764/16